Реконструкция очистных канализационных сооружений правобережья Ульяновск в рамках программы «Оздоровление Волги» национального проекта «Экология», нацеленной на сокращение в три раза объема грязных стоков в реку, идет полным ходом. Начальный этап работ по обновлению первой очереди биологической очистки планируется завершить уже в декабре 2022 года.

Совершенствование системы очистки на правобережных сооружениях проходит в три этапа. На первом еще в 2021 году начался ремонт первой очереди, которая начала свою работу еще в 1972 году и с тех пор капитально не модернизировали. Во время фильтрации воду избавляют от вредоносных органических соединений. Сейчас эта линия не функционирует, все стоки идут на вторую.

— В первый этап входит реконструкция первичных и вторичных отстойников, аэротенков, контактных резервуаров, также на этом этапе проводится модернизация воздуходувной станции, скребковых механизмов и электрощитовой, – сообщила старший технолог городских очистных сооружений Светлана Бексаева.

Подрядчик уже приступил к монтажу скребков, обходных площадок из нержавеющей стали, технологических воздуховодов и забетонировал стены. Также были демонтированы пять советских воздуходувных агрегатов, которые заменят на современное южнокорейское оборудование, причем более удобное в эксплуатации и уникальное, ведь управлять им позволяют датчики кислорода.

— Сейчас мы производим реконструкцию блока биологической очистки и воздуходувной станции, как раз привезли три новых агрегата, которые мы начинаем монтировать. В плане — заменить все технологические трубопроводы, системы аэрации воздуходувных станций, насосное и запарное оборудование, другую технику. В дальнейшем восстановим железобетонные емкости, то есть смонтируем технологическое оборудование и соответственно запустим первую очередь. Окончание работ ожидается в конце 2022 года, — рассказал инженер подрядной организации Рустам Белалов.

По его словам, объект хоть и был работоспособен, но не выдавал требуемых параметров качества, давно нуждался в ремонте.

Тот же путь предстоит пройти и второй линии, действующей без остановок с 1986 года. Начать ее реконструкцию планируют в 2023 году. Далее последует третий этап, во время которого будет осуществлен переход на механическое обезвоживание и термоутилизацию осадка. Такой шаг позволит решить давно наболевшую проблему Железнодорожного района – избавиться от неприятного запаха.

Стоит отметить, что причина зловония заключается в иловых картах, на которых происходит обезвоживание осадка. Он убирается из сточной воды во время фильтрации, а также скребками со дна первичных отстойников. В таком состоянии влажность осадка составляет 98%, его обезвоживают до 85% и отправляют на иловые карты, где естественным путем вода испаряется до 65%. После обработки гущу отправляют на полигон ТБО. Эта технология будет заменена новой – механической.

— На третьем этапе будет реконструкция цеха механического обезвоживания, где мы сможем, не отправляя осадок на карты, сразу же его высушивать и сжигать. В резерве планируем оставить только две иловые карты, которые будут работать только в аварийном режиме, а в прочее время пустовать, — сообщил начальник управления сооружений канализации правобережья Владимир Савельев.

В результате предельно допустимые концентрации азотно-аминовых групп и фосфатов будут снижены. Таким образом, сбрасываемая в Волгу вода станет гораздо чище. Завершить модернизацию очистных систем рассчитывают уже в 2024 году.