5 ноября председатель комитета Законодательного Собрания по жилищной политике, жилищно-коммунальному хозяйству и энергетике Геннадий Антонцев принял участие в парламентских слушаниях Государственной Думы РФ по теме «Проблемы неплатежей и задолженности в жилищно-коммунальном хозяйстве: пути решения (законодательные аспекты)».
В дискуссии, организованной комитетом по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Государственной Думы РФ, приняли участие депутаты, представители федеральных и региональных органов исполнительной власти, законодательных собраний регионов, ученые, эксперты в сфере ЖКХ.
Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Михаил Мень сообщил, что просроченная задолженность потребителей перед ресурсопоставляющими организациями превышает 248 млрд. рублей. При этом высокий показатель задолженности населения отмечается только в шести регионах, совокупная задолженность граждан составляет 86,6 млрд. рублей, или 35% от общей суммы долгов.
Первый заместитель председателя Комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Елена Николаева отметила, что проблему неплатежей предполагалось решить путем внедрения профессионального управления многоквартирными домами, однако решить ее полностью пока так и не удалось. Уровень собираемости платежей в среднем по России в январе-сентябре 2013 года составил 95%. В срок коммунальные услуги оплачивают не более 65% населения, 20% населения вносят плату с трехмесячным отставанием, еще 7% задерживают плату на срок до полугода, остальные вообще не платят. Несвоевременные платежи и долги ложатся бременем на управляющие организации.
Среди наиболее важных тем, озвученных на совещании, Геннадий Антонцев отметил предложения по внесению изменений в жилищный кодекс, которые упростят процедуру заключения прямых договоров собственников с ресурсоснабжающими организациями.
– Благодаря этой схеме у людей появится понимание, что они платят за товар в виде коммунальной услуги производителю, и с него же должны требовать качества. Одновременно это снимет претензии “ресурсников” к управляющим организациям по долгам, возникающим по вине населения. Эта схема более правильна с точки зрения экономики, и на совещании особо подчеркивалось, что к проблемам ЖКХ нужно подходить именно с этих позиций, – пояснил Геннадий Антонцев.
Заключение прямых договоров возможно и сейчас, однако из-за того, что населению нельзя было напрямую оплачивать стоимость услуг, потребленных на общедомовые нужды, внедрение этой схемы буксовало. Если поправки будут приняты, то процесс ускорится.
Одновременно нужно наводить порядок и в расчете начисления платы за места общего пользования, поскольку сейчас управляющие компании не имеют права требовать с людей плату, превышающую норматив, однако ресурсоснабжающим организациям разрешено требовать с управляющих организаций 100% суммы. В итоге финансовый разрыв снижает эффективность работы компаний жилищно-коммунального комплекса.
– Очень большое внимание было уделено укреплению платежной дисциплины. Отрадно, что на федеральном уровне есть понимание – к долгам приводит дисбаланс между ростом тарифов и платежеспособностью населения. Нам нужно как можно чаще выходить со своими проблемами на уровень Федерального Собрания РФ, потому что в регионах есть такие проблемы, о которых в столице даже не знают. У них не возникает таких сложностей и трудностей, как у нас. Если мы об этом не будем говорить там, то нам будет сложнее наши задачи решать, – считает Геннадий Антонцев.
Среди таких проблем можно назвать размер долга проживающих в муниципальном жилье, который в Ульяновской области составляет половину общей задолженности физических лиц. Двухкомпонентный расчет стоимости горячей воды, складывающийся из стоимости кубометра холодной воды и тепла, потраченного на нагрев, принят не во всех регионах, поэтому не все столкнулись с негодованием населения из-за разницы до 100 рублей в стоимости кубометра для разных домов, к которой приводит такая система расчетов.
111
“совокупная задолженность граждан составляет 86,6 млрд. рублей, или 35% от общей суммы долгов” – не так много от общего количества долгов. А вот кто составляет 65% – почему про них ни слова?