13 сентября – День танкиста.
– Я ведь в свое время двухпудовой гирей «крестился»: увлекался спортом, – мы пожимаем крепкую руку Сергея Огрызкова и сразу чувствуем, что этот человек – военной, «стальной» закалки. Несмотря на почтенный возраст (весной 2015 года ему исполнилось 86 лет), Сергей Алексеевич выглядит бодро и подтянуто.
Мы разговариваем с ним за столом, на котором стоят бронзовые модели различных танков. Такое «окружение» совсем не случайно: почти вся жизнь нашего собеседника связана с этими боевыми машинами. Впрочем, предстоящий День танкиста, послуживший внешним поводом для нашей встречи, не самое главное. Важнее и интереснее конкретная судьба этого во многом уникального человека.
Вернулся с рыбалки, а там – война
– Я родился в Ульяновске в 1929 году, жил на Тутях. Отца помню хорошо – он работал городским извозчиком. В лошадях папа действительно разбирался: выращенный им орловский рысак Чародей в свое время превзошел по резвости знаменитого на всю Россию скакуна Крепыша. Кстати, он участвовал и в строительстве Императорского моста в Ульяновске: подвозил на лошади различные строительные материалы, – рассказывает Огрызков.
После окончания восьмилетки Сергей поступил в автомеханический техникум.
– Я хорошо помню времена, когда на весь Ульяновск стоял один светофор, а асфальтом был покрыт только участок от кинотеатра «Художественный» до улицы Ленина. Не могу забыть и сказочно красивые заливные луга, на месте которых сейчас – вода Куйбышевского водохранилища. Там мы любили рыбачить, – говорит танкист.
По словам нашего рассказчика, во второй половине 1930-х годов на месте нынешнего моторного завода располагалось кладбище и пустыри. Нередко «в ночном», когда он с друзьями-мальчишками пас лошадей, им приходилось слышать выстрелы, а затем находить свежие могилы: по слухам, там расстреливали «врагов народа».
Кстати, именно за рыбалкой подростка Сережу и застал первый день Великой Отечественной войны.
– Заночевали мы в лугах, чтобы с утра рыбы наловить. Вернулись домой с уловом в воскресенье, 22 июня, а мать и сообщает: «Война началась…».
На Дунае “тралил” мины
В тяжелые сороковые Сергей не только учился, но и работал – разгружал вагоны с углем и дровами. Закончив в 1949 году техникум, он начал трудиться на автозаводе. Однако уже через полгода его забрали в армию.
– Я служил матросом на тральщике ТЩ-64. Мы «ходили» по Черному морю и Дунаю, искали мины, оставшиеся после войны. Несколько раз я участвовал в параде в Севастополе и в соревнованиях по гребле в Николаеве. Вот так проплавал я почти два года, а потом думаю: «Это ведь еще три года здесь мины искать!» – и отослал свои документы в гвардейское танковое училище, расположенное в Ульяновске.
Вскоре на его имя пришел вызов, и Сергей вернулся в родной город.
Легендарное танковое
Учеба в легендарном танковом училище – целая эпоха для нашего собеседника. Здесь он повстречался со своими прежними однокурсниками по автомеханическому техникуму – Александром Андроновым и Григорием Кисилевым. Дружба этого «экипажа машины боевой» продолжается многие десятилетия.
– Обучались, стреляли, ездили, даже стихотворения учили «на перегонки» – одним словом, жили так, как могут жить только молодые курсанты, – улыбается наш рассказчик.
Далее пути друзей разошлись – они служили в разных местах. Сергей Алексеевич стал командиром танковой и разведывательной роты Киевского военного округа.
– Я ходил и «под Днепр», и «под Эльбу», то есть мы пересекали эти реки на танках по дну. Во время учений в 1964 году я обеспечивал переправу. Каждый танк тогда был оборудован воздухопитающей трубой, которая изнутри закреплялась специальными гайками. А на Эльбе ведь очень сильное течение – даже танк сносит. И вот глядим: одна машина встала. А когда снова поехала – воздухопитающая труба оторвалась.
У генералов рты открылись: что случилось – не поймут. Ну, слава богу, весь экипаж сумел выплыть, – вспоминает Огрызков.
Оказалось, что одному из механиков не понравилось, что из трубы во время движения по дну реки «подкапывало», вот он и решил вместо одной резиновой прокладки положить две. В результате воздухопитающую трубу не удалось толком закрепить, и она оторвалсь.
Из армии – на завод
Всего в Группе советских войск в Германии Сергей Алексеевич прослужил 12 лет. Причем семь из них – с 1964 по 1971 год – он проработал на танкоремонтном заводе под Бранденбургом.
– Я сам захотел перейти на производство: устал за столько лет от военной службы. Прошел на заводе под Бранденбургом путь от старшего технолога до замначальника производства. Мы производили полный капремонт таких танков, как Т-54, Т- 55, Т-62 и других, – поясняет Огрызков.
Кроме работы, он очень увлекался охотой: бывший танкист – настоящий мастер охотничьих баек. Его квартиру украшают клыки кабана и фотографии трофеев, добытых в немецких лесах под Бранденбургом.
Возвращение в Ульяновск
В 1971 году наш собеседник вместе с супругой Раисой Васильевной и детьми вернулся в Ульяновск. Здесь он возглавил только что организованный окружной танкоремонтный батальон в учебном центре в Поливно.
– Я вот вспоминаю: все мастерские были установлены просто в грязь. За восемь лет удалось полностью изменить ситуацию – построили корпуса для 150 танкоремонтных «летучих» мастерских, хранилище, помещение для лакокрасочных изделий, склад ГСМ. Даже целую цветочную оранжерею возле штаба соорудили – чтобы красиво было.
За обустройство и грамотное руководство батальоном в Поливно он был награжден орденом «За службу Родине в Вооруженных силах СССР».
На этом насыщенная трудовая и служебная биография Огрызкова не закончилась: около года он работал на фабрике «Волжанка» и еще 12 лет механиком в областном «Рыбнадзоре». Кроме того, много лет он был старшим своего дома, расположенного в Ленинском районе Ульяновска.
Редакция нашей газеты поздравляет Сергея Алексеевича с Днем танкиста и желает здоровья и бодрости духа.
Евгений Нувитов