Постановление комитета цен и тарифов Ульяновска «О расчете размера платы по горячему водоснабжению и центральному отоплению» на 2006 было признано арбитражным судом не действующим полностью еще летом прошлого года. Однако, судебные тяжбы не закончились. Летнее решение было обжаловано и направлено в суд на новое рассмотрение. Но 17 января суд 2007 года принимает решение аналогичное летнему…

Естественно, что у ульяновцев возникает вопрос: если постановление не действует, значит, размеры оплаты были установлены с нарушением закона? Значит, должен быть сделан перерасчет размеров оплаты за весь 2006 год?

Комментарии к этому решению суда еще продолжают появляться. В прошлом номере «НГС» мы рассказали об отношении к решению суда председателя гордумы Василия Гвоздева. Гвоздев считает, что желающие могут обратиться в суд общей юрисдикции, который и вынесет решение по конкретному иску и суммам перерасчета.

Руководитель общественной организации «Центр защиты прав потребителей» Григорий Каленов высказал мнение, что для всех ульяновцев может быть сделан перерасчет после соответствующего постановления мэра Ульяновска (чтобы не каждый из нас обращался в суд). Более того, центр готов подать иск в суд от неопределенного круга потребителей в случае, если для этого появятся достаточные основания. Основанием может послужить отказ управляющих компаний (УК) сделать перерасчет по вашему заявлению. Центру нужен повод: подтвержденные 4-5 отказов в каждой управляющей компании города. И, в случае, если у центра хватит ресурсов (времени и людей), то, говорит Каленов, они готовы организовать этот судебный процесс.

Прокомментировал решение суда и городской комитет цен и тарифов (газета «Ульяновск сегодня», 23 марта, 18-я страница). Практически весь комментарий свелся к тому, что не нужно путать тариф и размеры оплаты (второе – производное от первого), тарифы никто не отменял (это действительно так – Г. А.), платить за коммуналку нужно. И еще несколько уточнений от комитета: претензии по размерам оплаты сегодня (в 2007 году) нужно предъявлять не власти, а УК, ТСЖ и ЖСК. Комитет считает, что он своевременно информировал население о тех тарифах, которые он был вправе установить (холодная вода и водоотведение). Да еще напомнил о еженедельной «горячей линии»: телефон

44-62-70 (по вторникам и пятницам с 9.00 до 12.00).

Интересный комментарий содержится в письме председателя областного комитета цен и тарифов Александра Королева Василию Гвоздеву: «Решение Арбитражного суда не влечёт за собой автоматического перерасчёта в меньшую сторону оплаты населением отопления и горячего водоснабжения за 2006 год. Граждане на основании данного решения вправе в индивидуальном порядке обратиться в суд общей юрисдикции за защитой нарушенного незаконным нормативным правовым актом права и требовать перерасчёта. Однако следует учитывать, что перерасчёт может произойти и в большую сторону, так как размер платы будет рассчитываться, исходя из тарифа на тепловую энергию за 1 Гкал, установленного для каждой конкретной теплоснабжающей организации».

Без маленького комментария к этому комментарию не обойтись. Как в этом, так и в прошлом годах мы должны были платить за тепло и ГВС реальную цену: то есть столько, сколько стоят эти услуги у конкретного производителя (будь то мазутная котельная в Киндяковке или ТЭЦ-2 в Новом городе). Однако, городская власть со скрипом пошла (несмотря на требование даже прокуратуры) на то, чтобы каждый из нас платил столько, сколько нужно (этого требует закон). Привыкнув к равномерному «размазыванию» стоимости по ульяновцам (понятно, что тепло от мазутной котельной значительно дороже тепла от ТЭЦ-2), не желая считать и наводить порядок, власть не стала утруждать себя точным расчетом стоимости энергоносителей. В этом же году председатель областного комитета не то откровенно признался, не то напугал нас: «перерасчёт может произойти и в большую сторону». Чего больше – пока не известно. Однако такой ответ лишь подтверждает неоднократно высказанную мысль: чтобы обеспечить себе спокойное правление, городская власть просто перебросила денежки из карманов одних горожан, в карманы других. В надежде, что первые этого не заметят, а вторые не возмутятся.

Но пальма первенства в «борьбе» за достоверную информацию принадлежит все же городской власти, вернее ее пресс-центру.

28 марта пресс-центр распространил пресс-релиз под заголовком: «Информация по тарифам должна быть достоверной». Спору нет, должна. Однако врать при этом не нужно. А вранье в пресс-релизе шло с самого начала: «На днях в мэрии прошла пресс-конференция – обсуждалась информированность населения города по тарифным вопросам…» Не стану излагать весь текст. Но добавлю, что никакой пресс-конференции по тарифным вопросам не созывалось (это могут подтвердить и мои коллеги – журналисты). Зачем нужно было сочинять это «на днях» – непонятно. Возможно, намерения были действительно благими. Но в пресс-релизе сообщается, что в пресс-конференции принимал участие заместитель мэра Юрий Гаранин (нижегородец Гаранин, насколько мне известно, до сих пор в этой должности не утвержден, он – исполняющий обязанности заместителя, да и на сайте Мэрии его имя не значится в списке заместителей Ермакова – Г. А). Впрочем, неважно: раз Ермаков позволяет Гаранину выступать от имени городской власти, значит, ему, Ермакову так удобно. А Гаранин якобы сказал на этой конференции, что «размер платы был даже несколько занижен (в 2006 года – Г. А.),

компенсация выплачивалась из бюджета и перерасчет может быть сделан заявителю не в его пользу». Отсюда вывод для упрямых горожан: не ходите братцы, в суд, себе дороже…

А что Сергей Ермаков, которого на пресс-конференциях в последнее время не встретишь? В конце марта, вернувшись из Франции, Сергей Николаевич поехал в Красноярск на международный экономический форум по проблемам ЖКХ (солидное мероприятие – 40 руководителей городов России и стран СНГ). И выступление Ермакова на этой конференции попало в сообщения информационных агентств. Например: «Мэр Ульяновска Сергей Ермаков заявил, что во всех городах России одинаковые проблемы ЖКХ: «Предельно изношенные сети инженерной инфраструктуры, пропущенные по пять раз сроки капитального ремонта жилья и хроническая недоплата населением за коммунальные услуги».

Спорить об изношенности сетей и отсутствии капремонта вряд ли кто возьмется. Но по поводу хронической «недоплаты населением» не сказать не могу.

Одна из причин (на мой взгляд) хронической недоплаты – это хронически низкие доходы ульяновцев, вторая – хронически высокая стоимость ЖКУ, третья – хронически непрофессионально организованный процесс реформирования (в том числе тарифообразования) в коммуналке. Понятно, что часть причин порождена общими российскими тенденциями. Однако, очень часто неприятные последствия можно предвидеть и погасить в зародыше и на уровне городской власти.

Вот, например, как можно было избежать судебного разбирательства по размерам оплаты. Нужно было Ермакову не принимать в декабре 2005 года заведомо вдвое завышенные размеры оплаты на 2006 год. Эти постановления пришлось отменить в январе 2006-го… Не нужно было сопротивляться мэру в установлении оплаты за тепло и ГВС от каждого теплоисточника (нужно было вовремя наводить порядок в каждом из них). Все равно (но позже) пришлось это сделать. Не нужно было городскому комитету цен и тарифов принимать решение о размерах оплаты в феврале 2006 года и вводить их в действие задним числом (с 1 января). Ну, нельзя по закону этого делать!

Отсюда и судебные тяжбы. После которых началась полоса других хронических попыток – оправдаться… С хроническим, простите, обманом…

Геннадий Антонцев, тел.: 70-21-73