Студенты УлГУ приняли участие в “Формуле PR”.

Праздник с таким названием был организован техническим госуниверситетом. Это своеобразное корпоративное мероприятие специальности “Связи с общественностью” (есть такая в техническом госуниверситете), в ходе которого организаторы пытались заодно “пропиарить” свой вуз. Для этого они пригласили школьников и их родителей. Правда, первых было крайне мало – единицы, а вторых на мероприятии не оказалось совсем. Вообще уютный зал “Тарелки” был практически пуст, а половину из тех, кто пришел, составляли… студенты УлГУ. Пиарщики из классического университета также были приглашены на этот конкурс.

Идея, надо признаться, хороша – устроить “гонки” команд студентов специальности “Связи с общественностью”. Тем более интересно было бы проследить за соревнованием представителей двух конкурирующих вузов.

Оформление мероприятия также было подобающим – красочным, концептуальным. В жюри пригласили преподавателей и даже членов PR-клуба Ульяновской области. Ведущие программы – местные звезды, обладатели титулов “Мистер УГТУ”, КВНщики и шоумены – зажигали немногочисленную публику.

Внешне все было сделано на пять. А вот содержание… Программа состояла из трех конкурсов. “Визитка”, в ходе которой команды показывали собственноручно снятые клипы. КВНовская размника на тему “Public relation”, в ходе которой одна из команд выдала: “Когда ты говоришь своей девушке, какой ты классный парень, – это реклама. Когда это говорят ей все вокруг – это PR”.

И “Домашнее задание”, где команды показывали сценку на тему “Колобок–PRщик”. Конечно, вряд ли в таких условиях участники могли раскрыться как будущие специалисты по связям с общественностью и продемонстрировать свои профессиональные навыки и умения. Ну и ладно, в конце концов, они же не перед работодателями выступали!

И без того растянутое действо прерывалось награждениями студентов и аспирантов политеха за заслуги перед родным вузом. Члены жюри дремали или читали книжки на своих местах. Ситуацию оживляли только остроты ведущих и сумасшедшая поддержка гостей-болельщиков из УлГУ.

Команда госуниверситета под названием “Дорогие друзья”, костяк которой составляли студенты четвертого курса специальности “Связи с общественностью”, во всех конкурсах смотрелась как минимум не хуже остальных, а с точки зрения внешней привлекательности – намного лучше. Понятно, что определение победителя в данных условиях было бы, прежде всего, политическим решением, поэтому члены жюри решили не называть лучшего и распределить четыре равнозначных номинации между всеми командами. “Дорогие друзья” были признаны самыми оригинальными специалистами по связям с общественностью.

В рамках мероприятия проводился и литературный конкурс. В нем безоговорочную победу одержала студентка четвертого курса УлГУ Кристина Сорокина. С ее опусом на тему PR мы предлагаем познакомиться.

Красивая игра, или Гагарин президент США

Кристина Сорокина, студентка 4-го курса УлГУ, победитель конкурса “Формула PR”

Пиар… Пусть будет именно так. Это должно звучать загадочно. Как минимум – неоднозначно. Пиар – это “специфическая область социологических наук”. Вот это точно не подходит.

Из такого подхода может выйти только грубое черно-белое “плохо-хорошо”.

Пиар – это особая область социологической алхимии. Это не теория – это знание. Это не практика – это воплощение. Это сложная и увлекательная интеллектуальная игра, которая становится профессией. Игра с понятиями, мнениями, идеями-идеалами-идеологиями… И только глядя на пиар с такой точки зрения (знание+воплощение=игра), можно быть спокойным за свои действия. Если ты играешь осознанно, ты всегда будешь ответствен – как бы широко ты ни играл. Даже когда эта игра становится опасной, если для тебя существуют ценности чести и достоинства, ты в безопасности.

Пиар можно измерить в цифрах и знаках, в килограммах и евро. Но, право, это не то, что нужно, чтобы его понять. По-настоящему такие сложные и неоднозначные явления познаются через сравнения.

Пиар не имеет отношения к лжи. Как не лжет женщина, когда она хочет подчеркнуть свои внешние достоинства и скрыть недостатки. И даже тогда, когда она хочет показать, что лучше всех других.

Пиар не дерзит, когда предоставляет шокирующую информацию. Он экспрессивен – не более. И своей экспрессией привносит яркость в общественную жизнь.

Пиар не грубый. Не вежливый. Не приторный. Не горький. Шутка в том, что пиар – никакой и любой. Пиар, будучи социальным инструментом, работает по принципу зеркального отражения. А это – физика. Угол падения равен углу отражения. Как было сказано, посмотри сверху – увидишь дурака, посмотри снизу – увидишь господина, посмотри прямо – увидишь самого себя.

Даже Бог, пытаясь достучаться до каждого, может показать любое чудо – но именно то, которое человек готов воспринять. И с кем-то Бог будет вынужден заговорить матом… Языком слушающего. Все претензии к выражению пиара – это претензии общества, смотрящегося в зеркало.

А угол падения тем временем связан с углом преломления отношением с учетом показателей сред. Видите, нам уже сложно понять их, физиков, хотя это элементарная формула. И физикам приходится на пальцах объяснять нам эти простейшие для них вещи. Разжевывать с применением самых простых аналогий. И физики делают это, хотя и чувствуют всю вульгарность такого надругательства над их священной точной наукой.

Также и пиарщик знает цену своей работе. Как формула не является лицом физика, так и пиар-акция – это не лицо пиар-специалиста. Поскольку он работает с аудиториями настолько разными, то должен быть готов к всему. Должен быть готов объяснить ханжам необходимость барьерной контрацепции в лесбийском сексе. Должен быть готов объяснить прачкам и водопроводчикам необходимость проводить регулярные выставки работ постмодернистов.

Пиар сложен и прост одновременно. Сложен в своем многообразии и бесконечном поле для исследования. Прост – в общих для Вселенной механизмах действия. Пиар – это игра. Четыре буквы, почти те же, но в другом порядке.

Пиарщик играет. Но не сам же с собой он играет! Эта игра открыта для всех. Никто не заставляет никого молча сидеть на стадионе, грызть семечки и с досадой отбиваться от вылетающих с поля мячиков, мячей и проигравших. Никто никого не заставляет воспринимать близко к сердцу и даже просто всерьез никакую информацию. Это интеллектуальная игра. Это личный выбор каждого человека. Будет ли он воспринимать буквально Библию, будет ли верить готическим романам о вампирах, будет ли пересказывать услышанную историю о крахе компьютерной фирмы, станет ли задумываться о том, с кем спит Филипп Киркоров.

“Кто знает, Ватсон, кто знает”, – подмигивает нам Пиар и улыбается своей загадочной, но вполне честной улыбкой. Примерно так ;)

Пиар начинается в семье, когда подросток выбирает альтернативу действий по своему невозвращению домой. Он оценивает аудиторию (родителей), взвешивает свои моральные ресурсы (поддержка старшего брата, уровень доверия) и выбирает стратегию: предупредить заранее или работать со случившимся.

Пиар – это множество путей и вариантов. Это фантазия и проекция. Пофантазируем немного? Если бы в славные 40-е мы занимались пиаром, а не войной, то в 60-х смогли бы завоевать весь мир. Если бы выражали свою нескромность грамотным продвижением того, чего следует, а не демонстрацией советской обуви с трибун. Представим… 1961 год. Юрий Гагарин совершает первый полет в космос. Становится первым всемирным космическим супергероем. Слава о нем гремит по всей планете. Тут Советский Союз организует специальное событие, которое якобы вынуждает его депортировать из страны. Умные американцы рады принять супергероя на свою родину. А дальше – грамотная пиар-программа, предвыборная кампания – и супергерой Gagarin – во главе Штатов. После выполнения своей славной миссии Юрий Алексеевич возвращается в Союз, сделав его единственной сверхдержавой. Все плачут и вытирают слезы свежевыстиранными флагами. Трогательная история. Согласитесь, Пиар – это, прежде всего, красиво.

Само слово “пиар” – вполне обрусевшее. Это уже давно не транслитерация PR как следствие лени произнести длинное словосочетание “связи с общественностью”. Это самостоятельное слово. Так же как и сама деятельность, которую оно называет.

Пиар – это Правда Изложенная в Актуальном Ракурсе.

Николай Гурьянов