Роспуск Ульяновской городской Думы запланирован на июль 2009 года. Эта дата записана в «мероприятиях» по изменению в системе муниципального управления во всех районах и городах Ульяновской области в конце 2008 – первой половине 2009 годов. Цели «мероприятий» – снижение негативного действия «двоевластия» в районах и консолидация управления муниципальными образованиями в «едином центре» – у главы администрации. О «мероприятиях» стало известно в пятницу, 21 ноября, на совещании в правительстве области…

Документ был подготовлен управлением регионального мониторинга и прогнозирования аппарата правительства области. На его последней странице написано: «Первый заместитель руководителя аппарата правительства В. В. Корнев», но подписи нет. Тем не менее совещание состоялось. Присутствовал на нем и председатель Ульяновской гордумы Василий Гвоздев…

В некоторых СМИ сообщается о слухах, о том, что «много говорят», будто в областном центре намерены (инициатор нововведения при этом не называется) изменить схему избрания мэра Ульяновска. Если до сегодняшнего времени мэра избирало все городское население, то в результате «мероприятий» мэр может не избираться, а приниматься на работу по контракту.

МЭРЫ БЫВАЮТ РАЗНЫМИ

Необходимое уточнение. Сегодня, согласно Уставу города, Сергей Ермаков является высшим должностным лицом муниципального образования (МО) «город Ульяновск», главой города, и возглавляет мэрию. На эту должность он избран в декабре 2004 года на муниципальных выборах. Однако федеральный закон о местном самоуправлении (№131) предусматривает несколько схем избрания глав.

Схема №1: глава МО избирается на муниципальных выборах (в настоящий момент – ульяновский вариант). Дальше по этой схеме – глава может либо войти в состав гордумы и стать ее председателем, либо возглавить мэрию (вариант Ульяновска).

Схема №2: глава МО избирается представительным органом (гордумой) из состава депутатов и становится председателем гордумы. Мэр (глава администрации) при таком варианте назначается по контракту.

Обе схемы – законные, и выбираются, и закрепляются депутатами в городском Уставе.

НАРОД И БЫДЛО

Так совпало, что на следующий за заседанием в областном правительстве день, 22 ноября, газета «Симбирский курьер» опубликовала открытое письмо к ульяновцам, подписанное тринадцатью известными людьми города.

Цитата из письма: «Уже давно через СМИ целенаправленно вбрасывается идея об изменении порядка избрания мэра – главы Ульяновска… Горячие головы мечтают внести в Устав изменение, предусматривающее избрание мэра из числа депутатов Ульяновской Городской Думы. Кому это нужно? Это нужно крупным финансовым структурам, прежде всего – пришедшим в Ульяновск из других регионов и лоббирующим их интересы некоторым ульяновским высокопоставленным чиновникам.

В случае избрания главы города всеобщим голосованием горожан люди имеют хоть какую-то возможность влиять на исполнительную власть. Пусть сегодня эта возможность невелика, но она все же есть. В случае перехода к выборам главы города из числа депутатов Гордумы народ окончательно превращают в быдло, на него можно не обращать никакого внимания, как это произошло после отмены общенародных выборов губернаторов. Можно ли воспрепятствовать готовящемуся антинародному действию? Можно, но при условии, что вы не будете равнодушными. Порядок избрания мэра – важнейший вопрос. Вы сами должны иметь право получить бюллетень и высказаться на референдуме в пользу того или другого порядка избрания мэра».

Далее подписанты предполагают, что в Устав Ульяновска уже в ближайшее время могут внести поправки, изменяющие порядок избрания мэра, и сообщают о создании инициативной группы по проведению референдума.

Принимая во внимание «мероприятия», авторы письма, похоже, в прогнозах не ошиблись …

«МЕРОПРИЯТИЯ»

Документ областного правительства до марта 2009 года в 19-и муниципальных районах области предлагает провести следующие мероприятия. Внести необходимые изменения в уставы и до 5 марта 2009 года перевести работу глав МО на непостоянную неоплачиваемую основу.

Затем перевести глав МО на должности глав местных администраций. Для этого главы МО и главы администраций, по замыслу авторов «мероприятий», должны уйти в отставку по собственному желанию. За этим последует перевод глав администраций на должности первых заместителей глав администраций.

Все эти мероприятия касаются только 19-и районов области и Новоульяновска. В этих районах выборы глав проводились не на муниципальных выборах, а из депутатов, избранных в мае 2005 года.

Для Цильнинского, Новоспасского районов и Ульяновска, где главы МО избирались всенародным голосованием, процедура оказалась сложнее.

ЗОНА ОСОБОГО ВНИМАНИЯ

В «мероприятиях» так и записано: «Особо следует отметить, что для глав Цильнинского, Новоспасского районов и Ульяновска применение рассмотренного (выше – Г. А.) механизма… является недостаточным».

Поэтому на первом этапе необходимы изменения в части избрания главы МО из состава депутатов и введение должности главы администрации, замещаемой на конкурсной основе. Что означает необходимость изменения уставов МО.

Но дело в том, что указанные изменения в уставы вступят в силу только с началом работы нового состава депутатов, после проведения очередных муниципальных выборов. А для этого необходимо досрочно распустить сегодняшних депутатов. Цитата из «мероприятий»: «Официальная регистрация и официальное опубликование указанных изменений должно быть завершено до момента объявления муниципальных выборов, а также с высокой долей вероятности потребуется досрочное сложение полномочий депутатами».

План мероприятий для трех районов начинается 8 апреля 2009 года – принятием депутатами решения об изменении уставов. А заканчивается 22 июля 2009 г. – решением о роспуске советов (в районах, гордумы – в Ульяновске) и назначением муниципальных выборов. В графе плана «ответственный» напротив «наименования мероприятия» везде записано: «Глава муниципального образования». Неплохой «подарок» Сергею Ермакову – отвечать за роспуск Ульяновской гордумы…

МНЕНИЯ

Василий Гвоздев, председатель Ульяновской гордумы: «В Российской Федерации много городов используют право выбора по 131-у закону, когда глава муниципального образования избирается из депутатов. В такой ситуации, и когда на контрактной основе нанимается глава администрации, как профессионал-управленец, который подотчетен депутатам, есть определенная логика… С профессионального управленца, нанятого по контракту и подотчетного представительному органу, спросить, управлять им в определенной степени, ставить перед ним задачи депутатами, населением гораздо легче, чем с мэра, который избран общенародным голосованием.

Отозвать или изменить политику руководителя, избранного населением, но который вдруг, говоря простым языком, начинает чудить, проблематично…

Все зависит от того, каким мы хотим видеть мэра: сильным или слабым, доверяет ему народ или не доверяет. Доверяем ли мы народу, что он может избрать профессионального руководителя, или мы сомневаемся в его способностях. Здесь много нюансов.

Пока в Ульяновске преждевременно ставить вопрос, потому что и мэру, и Думе полномочий до следующих выборов практически два года. Поэтому эту ситуацию каким-то образом озвучивать, обсуждать на сегодняшний день неправильно… Потому что, только лишние вопросы от населения».

Это – не сегодняшний комментарий Гвоздева, а интервью председателя гордумы, которое я брал у него для радиопрограммы «Симбирский разворот» в июне 2008-го.

Ханяфи Рамазанов, глава муниципального образования и местной администрации Цильнинского района: «Я тоже могу подписаться под письмом, которое опубликовал «Симбирский курьер».

Посмотрите, что происходит в Инзе! Там уже три поселения не подчиняются главе района, раздрай пошел. Потому что главу поселения избрали всенародно, а главу района – из состава депутатов. В результате в Инзе не сеют, не пашут. В Сенгилее практически нет руководства районом, в Сурском, в Старой Кулатке уже третий или четвертый глава района. А в нашем районе такого нет, потому что я избран народом…

Масштабов этой трагедии Морозов, к сожалению, не знает. К сожалению, Морозов не дирижер, он – солист. Посмотрите, например, за 5 лет не появилось ни одного справочника телефонных номеров правительства, потому что там постоянно меняется структура и люди. Эти эксперименты плохо кончатся. Обидно только. То Горячев с талонами экспериментировал, то Шаманов. Теперь Морозов экспериментирует…

Я не пойду на роспуск Цильнинского совета депутатов и досрочные выборы. Меня не заставят, по закону не имеют права. Не надо бояться не подчиняться этим «мероприятиям».

Назначенный руководитель – не хозяин. Он – временщик, и никто его не слушает. А губернатор всегда найдет способ, чтобы поставить на место даже всенародно избранного главу.

Но эти изменения, я думаю, не губернатору нужны, а крупным финансовым группам. Каким? Вы же догадываетесь… Их представители часто приходят ко мне и к главам других районов, пытаясь беспардонно распоряжаться. Избранный глава сопротивляется. А «назначенный» из депутатов – нет. У нас же много и сырья (глина, пески), и недвижимости, и земли. Много чего в области еще есть. А им это нужно все взять. И защитить интересы народа никто не может.

Защищать народные интересы может только тот, кто народом избран. Жаль, но масштабы трагедии еще никто не понимает. К этой инициативе отношусь резко отрицательно. Последствия будут плохие».

Справка «НГС»: Ханяфи Рамазанов руководил Цильнинским районом при Горячеве, Шаманове. Избран на должность в мае 2005 года. При явке около 60% за Рамазанова отдали голоса 75% пришедших на выборы. Заслуженный работник сельского хозяйства РФ, Почетный гражданин Ульяновской области, Почетный гражданин Цильнинского района.

НЕ ДОВЕРЯЮТ ВЫБОРУ НАРОДА?

Вопросов в связи с «мероприятиями» возникает много. Первый и главный: в чем истинная причина перетряски руководства муниципальных образований? Второй – к чему такая спешка? Ведь полномочия руководителей МО и депутатов заканчиваются практически через год.

Первые лица города от комментариев пока воздерживаются. Областное правительство тоже не торопится с разъяснениями.

Неужели на самом деле основная причина – в неадекватности народного выбора и сомнение в способности людей выбирать? А потому нужно (хотя и по закону!), но лишить людей права избрания руководителей города на всенародных выборах.

По крайней мере – решили мы – знать о возможных изменениях вы имеете право.

Геннадий Антонцев

Продолжение следует.