Есть профессии, которые люди должны выбирать с полной уверенностью, что это и есть дело их жизни. Одна из таких – педагог. Вот только есть один нюанс, с тем во что превратилась система образования в эту профессию не пойдут. По ряду причин.
Сколько стоит один ребёнок?
С подушевым финансированием в реалии школьной жизни пришли рыночные отношения. Бюджет образовательных учреждений стали формировать буквально по головам. Каждая школа в начале учебного года подает сведения о количестве учеников, исходя из которых и считается бюджет, из которого платится заработная плата учителям, совершенствуется материально-техническая база и т.д. Но есть весьма жирное “но”. За годы работы по этому принципу никто так и не озвучил эту сумму, в которую государству обходится один школьник. Об этом “не знают” ни в бухгалтерии районных отделов образования, ни в областном управлении, а министерство просто не придает эту информацию огласке с красивой формулировкой “нуууу, эта цифра постоянно меняется”. Остается вопрос, как может постоянно меняться сумма- константа, которая лежит в основе формирования таких серьезных документов как бюджет школы, а ведь это тонна бумаг, на которых ставят по десять печатей и столько же виз и резолюций. В этом году, к примеру, объявили, что ” ребенок подешевел”, но опять не уточнили, сколько он стоил раньше и сколько стоит теперь.
Художественное выпиливание красивых зарплат.
Подушевая система хорошо работает в больших городских школах и в, так называемых малокомплектных. За бортом остаются малочисленные, которые по-прежнему есть. И на этой территории идет война на выживание.
Возьмем основную школу в одном из районов области. Количество учащихся -49, педагогов – 19. Здесь дети, из- за того, что бюджет не в состоянии оплатить учителям нужное количество часов, вынуждены учиться в классах- комплектах, когда в один урок занимается параллельно сразу два класса, оформляется вся документация на два класса, готовится материал на два класса, проводиться по сути два отдельных урока, но педагог получает заработную плату за один час. Уже с января в этой школе фонд заработной платы сократят на 56 тысяч рублей. Причина – “не укладываетесь в бюджет”. За сокращением сумм следует сокращение работников. То есть, администрация должна выставить на улицу в середине учебного года 6 педагогов, чтобы бюджет сложился, как пасьянс, под заданные условия, которые ставит учредитель. Но на минутку, люди которых в прямом смысле уволят в принудительном порядке, не смогут найти себе работу (в сфере образования, во всяком случае), как минимум до августа следующего года, поскольку на этот, учебный, во всех обр.учреждениях все ставки уже укомлектованы. Увольнять предлагают тех учителей, которые совмещают ведение сразу нескольких дисциплин (к слову, они это делают из-за недостатка кадров в тех же школах, ну и для того, чтобы добрать себе учебных часов, чтобы заработная плата превышала хотя бы 12-13 тысяч). При этом такие совместители преподают русский язык или математику, и готовят детей к гос.аттестации. Вся эта странная арифметика в конечном счете нужна для того, чтобы дотянуть зарплату педагогов даже в сельских школах до средней по региону. То есть механика процесса, во всяком случае, такой ее видят сверху, в том, чтобы уволить “лишних”, распределить их часы между остальными учителями по принципу равного деления и, не оглядываясь на то, что эти часы должен кто-то вести, и получить на выходе ту самую сумму, приблизительно 19 тысяч рублей. Месяц назад, кстати, педагоги этой школы подписали приказ, что согласны с тем, что стимулирующую часть (которую и должна мотивировать учителей материально) они получать не будут. Всех технических работников (если таковые в школах ещё остались) переводят на местный бюджет, который заработную плату выдает с большими задержками. Сторож, к примеру, получил аванс за сентябрь в ноябре, при ставке в утвержденный минимальный оклад.
Итог: школы, особенно сельские сейчас живут как в реалити-шоу, ожидая кто же покинет “проект”.
До образования ли учителям, которые не знают, доработают ли они учебный год? Страшно, что разменной монетой этой ситуации, в конечном счете, становятся дети. Причем как в прямом, так и в переносном смысле. Ставка в этой странной бухгалтерской шараде -будущее. Поскольку от того, насколько хорошо педагоги выполняют свою работу зависит то, в каком обществе мы будем жить в нашем прекрасном “завтра”.
P/S Мне не все равно. Потому что в том числе из-за этого я не стала учителем (хотя такие романтические мысли в голове когда- то были). Потому что в такой же школе работает моя мама, мамы моих друзей и приятелей. Потому что рано или поздно у меня тоже будет ребенок, которому нужно будет где-то учиться. И при таком раскладе я совсем не уверена, что у доски его встретят те, кто будет считать эту работу своим призванием.
Алкоголезависимый
Ситуация с образованием плачевна, это обсуждалось не раз. Желаете, что бы ваш ребенок имел развитие и кругозор на уровне школьников “совка” – уделяйте время самообразованию дитяти. Иных выходов не предвидится.
Я тут рядом в лесу
Россиянам надо привыкать к тому, что российского образования скоро не будет, как и авиастроения, как аграрного сектора, как … Для этого прикладываются огромные усилия!!! И на статьи они плевали. А народ безмолвствует в своем большенстве. Вот …
Владимир I
Браво, Олеся!И суровая и мерзкая правда жизни учителя, системы образования в целом.Еще более скверное положение у детей. Соседская девушка учится в 11 классе. Ей скоро исполнится 18 лет. По сути, это уже взрослый человек, которого неведомо зачем приковали к парте. Она учится в гимназии и, тем не менее, основные знания, необходимые для сдачи ЕГЭ, приобретает во внеурочное время, бегая по репетиторам. В гимназии, по словам этой девушки и её одноклассников, ученики такого возраста и развития чувствуют себя не комфортно в том числе и из-за низкой квалификации учителей. Например, старшие гимназисты уже закончили эффективные курсы иностранных языков, в течении уже нескольких лет стажируются за рубежом.А в гимназии с ними говорят на диалекте французского с нижегородским.Словом, и деньги на ветер, как бюджетные, так и родительские, и толку от 11-го года обучения в школе никакого. Сами учителя говорят родителям: если хотите сдать ЕГЭ – нанимайте репетиторов.
Миха
Владимир, это правда, но только отчасти. Большинство школьников “считают ворон” во время уроков и не занимаются самостоятельно, а потом, когда в дневнике появляются “2”, просят репетиторов у родителей. Что касается иностранных языков,всё ещё специфичнее. Система выстроена неправильно.По одному учебнику учатся и те, у кого знания на уровне Upper-Intermediate и те, у кого не выше Beginner, а учитель обязан обучить всех. Просто надо делить учеников по уровню владения языком, а не по году изучения. “Диалект французского с нижегородским” А что Вы хотите от человека, который никогда не был в стране преподаваемого языка и не общался с носителями. “Низкая квалификация учителей”- нужно кланяться им в ноги только за то, что они ещё работают там – за 15 тыс руб на полторы-две ставки, с кучей бумажной работы, с одним выходным в неделю, итд. Вроде стандарты образования в стране одни, а подходы разные. Например, в Московском районе Новокосино зарплата учителя, работающего на 1,4 ставки – 88 тыс руб., буквально через дорогу – в Подмосковном Реутове за 1,5 ставки платят только 41 тыс. руб. Вот Вам и “Единая” Россия
Дед, бывший 11классник
Раньше ..когда солнце грело лучше,в 11 классе помню, получали мы удостоверение трактористов машинистов и водителей автомобилей. Бесплатно от государства.Дамы тоже.Замах на гимназию может и правильный, да качество вишь хромает и порядочно…
Вагиз Зелимов
Олеся Иванова просто молодец
Анатолий Буранов
И ты Вагиз Зелимов тоже молодец!
Дитрий Подорожник
И ты Анатолий Буранов тоже самый молодец!
Вагиз Зелимов
Спасибо)))))
Владимир I -Михе
Написав “нужно кланяться им в ноги только за то, что они ещё работают там — за 15 тыс руб на полторы-две ставки”, вы видимо, забыли тему, затронутую Олесей: “Кризис призвания”. Кризис – это когда все самое талантливое и полезное перетекает в перспективные для индивидуума сферы. В образовании это самое болезненное и вредное для общества явление. Стали бы вы кланяться в ноги бортпроводнику, который сел за штурвал самолета вместо летчика? К сожалению, система образования особенно в провинции и еще особеннее – в сельской местности сегодня аварийная.
Что касается конкретно 11-го класса. Взрослые люди должны учиться по взрослому. Не пенсионерка Марь Мвановна,которая боится компьютера, не бывшая студентка Марго, которая присутствует в интернете только в социальных сетях, нужны этим молодым и перспективным гражданам, а университетские преподаватели. Лекции, а не уроки. По сути 11 класс – это бывший нулевой курс ВУЗА, организован он должен быть по типу бывшего советского рабфака.
Дед, бывший 11классник
Вот, вот, где то это будет правильно Лекции по специализации!50 лет назад стояли одни задачи, теперь другие. Марь Ивановна ещё палатки на целине помнит, и конспекты в целости по работам Брежнева Целина и Малая земля. Ну а Марго вообще не только своим интеллектуальным багажом поражает, та еще классная дама, но и научить такому может – мама не горюй!
Игорь
Почему Олеся не хочет работать учителем я так и не понял. “Потому-что я мадам и хочу заработать на Iphone 5!” Да?
Алкоголезависимый
А чем не причина, простите?
Игорь
Если это является причиной, то хорошо что она не работает в школе. Зачем учителю Iphone?
Алкоголезависимый
Эта уверенность, что учителя должны быть высокодуховны и плевать на мирские радости, поддерживается нашим государством (низкой зарплатой). Как видите, результат не очень. Айфон в нашей с Вами дискуссии – не гаджет, а условное обозначение приличного достатка.
Максим К., Ульяновск
К сожалению являются фактом то, что практически большинство выпускников нашего УлГПУ не идут работать по профессии.
Идеалы не те, потребности высоки. Нужно было думать об этом, когда поступали учиться. Получается выучились за бюджетный счёт, а потом в кусты. Да ещё ноют, мало платят. Кто за обучение заплатил, тот имеет право выбора, а кто учился за бюджет – поработать бы надо по профессии лиюо возвратить деньги налогоплательщиков в бюджет. А уж потом вопрошать о справедливости.
Учитель – это призвание, прежде всего, да платят мало, но есть люди, которые идут на это. И никто не мешает этих людей поддерживать любым другим способом.
Я хочу, чтобы мои дети были учителями, врачами не для высокого дастатка, а для пользы людям. И готов оказывать поддерку материально им как родитель статько сколько смогу.
А автору только за искренность спасибо могу сказать. В общем кругозом не дальше собственного кошелька и окна личного автомобиля.
Вообще никакого понимания об устройстве общества и его функционировании. Не дай Бог таких учитилей в школах, пусть сидить в каком-нибудь офисе клерком, там хотя бы вреда не принесёт/
Надоело это нытьё
Алкоголезависимый
В УлГПУ, равно как в любой другой университет, молодежь идет ради корочек. Это все понимают, верно?. При поступлении дай бог 5% реально планирует работать учителем. Альтруизм – умильная черта, но большинство людей (и я в их числе) по другому расставляют приоритеты в жизни. Суть этих приоритетов такова – я не хочу нести добро и помогать незнакомым людям в ущерб благополучию собственной семьи. И осуждать за это человека морального права нет ни у кого.
Максим К., Ульяновск
Учиться бесплатно за счёт государства – это нормально, а работать на государство (стало быть, общество), отрабатывая то, что государство, используя уплаченные мною налоги, это недемократично. Интересная у Вас логика. Разрушив системы целевого набора в 90-е систему образования и экономики, ротации кадров и сломали. А сейчас мы рассуждаем как нам плохо.
Вы не хотите, она не хочет, Вася Пупкин не хочет, если никто не хочет, так и не получится у Вас ничего, кроме разговоров-то. А работать кто будет. Кто будет Павкой Корчагиным, Чкаловым, Стахановым, кто будет сельским учителем, кто будет первоотрывателем и изобретателем. Олеся? Что Вы хотите открывать? Законы благополучия, как стать богатым папой? А что с бедными, кто им поможет? Кто будет учить детей в сельских школах?
О себе и своей семье нужно думать, но нужно думать о близких, и других людях, а не писать везде, что во всём виновато государство. А мы так себе рядом сидим и наблюдаем, ждём когда будет удобнее работать на благо общества.
Олеся Иванова
Потому что, то что происходит отбивает у педагогов желание работать. Когда была ребенком, я с большим удовольствием наблюдала за тем, как моя мама готовилась к урокам. Она придумывала необычные форматы открытых занятий, методические пособия, игровые уроки – это было творчеством. Она хотела работать, хотела прививать детям любовь к предмету. Сейчас я слышу только одно- ” Я не хочу на работу”. Я не хочу работать в системе, которая превращает творцов-предметников в бюрократические машины (В неделю в основной школе уходит несколько пачек бумаги на бесконечные отчеты, справки, формы), я не хочу работать в системе, где финансовая политика определяет учебную нагрузку. Я не хочу работать в системе, которая изначально гробит все шансы на нормальное образование для детей из сельской местности. И дело не в педагогах. Потому что средний возраст учителей в школах уже перевалил за 50. Эти же люди учили тех, кому сейчас уже почти 30. Молодежь не остается в школах. Свежеиспеченных педагогов представляют на августовских совещаниях, как диковинных птиц. А потом все молятся, чтобы они хотя бы до конца учебного года доработали. Я не хочу работать в системе, которая провоцирует падение уважения к учителю (к новости о нападении на педагога одной из городских школ). Про финансовую сторону этого вопроса говорить не буду, ибо смысла не вижу.
Не учитель!
Проработала в школе 20 лет. Первые годы “летала” от счастья: какие умные ученики, какие отзывчивые родители. Но после того, как выпустила класс, в который вложила всю душу, внезапно поняла: те, кто пришёл им на смену, на порядок ниже по уровню культуры и желанию учиться. А дальше – ещё печальней: пустые глаза и у детей, и у родителей. Ничего не надо, довольствуются тройкой. Старалась, придумывала творческие задания, на уроках только что не танцевала (петь – пела). И ничего – ни творческого порыва, ни желания что-то сделать самостоятельно. Настоящее общество юных потребителей, но только потребляют они не знания, а совсем другое.Поняла, что не могу больше “метать бисер перед свиньями”, и ушла из школы, о чём ни разу не пожалела. На учителей, которые до сих пор работают в школе, надо молиться, надо их защищать, потому что их может безнаказанно обидеть любой юный негодяй при полной поддержке своих родителей.И ещё очень жалко талантливых учеников, на которых времени у учителя катастрофически не хватает, поскольку всё оно занято раздолбаями. И внеклассная работа, отчёты отнимают чудовищное количество энергии – на свою семью не остаётся. Зато теперь мы дома празднуем 1 сентября как День освобождения от школы.
Миха
“…их может безнаказанно обидеть любой юный негодяй…” Проблема в том, что директора школ сидят на контрактах, большинство уже забыло свой предмет, т.к. они почти не ведут уроки. Можно набирать в школы всех подряд, дабы обеспечить наполняемость, при этом директору пофиг на жалобы учителей на дисциплину, хамство, итд. Надо спустить директоров с Олимпа и заставить вести уроки в самых трудных классах, тогда проблема частично решится.
Whirl
Хорошо, конечно, что Вы поднимаете эту проблему. Но увы, она не нова. 12 лет назад брат после пединститута год проработал в школе, сказал примерно то же самое и на этом его педагогический стаж окончился. А еще 25 лет назад я слышал пословицу, что “учителя получают столько, чтобы в системе задержались люди, которых нужно оттуда гнать, но крайне недостаточно для того, чтобы привлечь туда людей, которые просто необходимы.”
Просто нельзя перейти на
Максим К., Ульяновск
Олеся Ваша мама, несомненно, заслуживает уважения общества. А вот о Вас я бы этого не сказал. За что, простите за прямоту, Вас уважать. За Вашу прямоту и скренность? Выще я уже сказал Вам спасобо, но это не даёт Вам право на уважение.
Вы будете ждать, когда станет уютно и респектабельно быть учителем, когда учению будут уважать учителя только за то, что имеет диплом учителя. Так? А когда-нибудь проюовади заслужить уважение детей своей работой, вниманием к детям, заботой к ним, строгостью в воспитании и др., за что дети любят своих учителей.
Читайте Макаренко, пожалуйста, Углова Фёдора “Сердце хирурга”, посмотрите фильм “Большая перемена”, Ломоносова М.В. – даже это хватит, чтобы понять что такое УЧИТЕЛЬ, и почему у нас их не хватает.
У нас мало УЧИТЕЛЕЙ не потому, что Вы не идёте учить детей, не потому, что им платят, а потому, что наше общества утратило сплочённость, утрачивает свои духовные ценности, ставя во главу угла оценки успешности личности – ДЕНЬГИ и ДОСТАТОК.
Так вот Вы и получаете бумерангом такое отношение детей к Вам и обществу.
Олеся Иванова
Максим, я не требую уважения. В конечном счете я нашла то дело, которое мне по душе, которым я могу, по возможности, быть полезной обществу. Я нашла то, что могу назвать призванием. А деньги, в реалиях современной жизни, извините уже давно просто средство. Критерий оценки успешности – то,на что их тратят. (заготовка дров на зиму в сельской местности обходится в 35-40 тысяч, чуть больше чем IPhone,не правда ли?) Я писала о контрасте, о несбалансированности системы, когда в одном месте работает, а в другом – нет. И да, меня это злит. По-настоящему, потому что эта проблема в той или иной окраске, но касается всех. Высокодуховность, преданность любимому делу – это прекрасно, ни учителям тоже нужно на что-то жить.
Максим К., Ульяновск
Вы от села и его забот также далеки, как и Ваши слова. Заготовка дров там, где это необходимо – не более 10 тыс. рублей и это полностью оплачивается за счёт ОМС. В сельской местности для учителей делают всё, что необходимо, там где люди ещё остались людьми. На ремонт классов сбрасываемся не потому, что вымогают, а потому, что это нам надо. НАМ, понимаете.
Сбалансированность системы – помогите баланс восстановить, а не раскачивать его.
Когда вернёте долг своему обществу, которое выучило Вас, если учились на бюджете, конечно. Вот Вам насущный,недемократичный и неудобный вопрос.
Учителя надо жить, как и любым другим людям. Помогать и уважать буду тем, кто самоотверженно работает, а не говорит, что работает. Да тяжело, но это жизнь. Кто-то вон свалил за бугор и оттуда нас зовёт в Канаду и США, да ещё нас учит как жить.
Вы Олеся осмотритесь вокруг повнимательнее, подумайте над тем, что сейчас происходит и почему так происходит. И может быть Вы поймёте, что многое происходит так не само по себе. А что идёт очень серьёзная работа по демонтажу по разрушению нашего общества, его духовных устоев. А что мы? С криком Ура помогаем этому процессу, потому что не понимаем, что происходит и поэтому не знаем как реагировать.
А найти себе любимое занятие – это хорошо, конечно.
Олеся Иванова
Суждение почти всегда субъективно. Вы по-своему правы. Да, каждый должен меньше жаловаться и лучше работать. Я выросла в селе, ходила в сельскую школу, мне дали отличное общее образование. Вузовское я получаю платно. Меня научили многим важным вещам, в том числе тому, что чтобы жить нужно работать. А сельскую жизнь знаю более чем. И про выражение “хорошо иметь домик в деревне” у меня на малой родине говорят, что “хорошо только тогда, когда приезжаешь туда на выходные”. Попытки обвинить государство нет, поскольку общество не меньше ответственно за происходящие процессы.
Максим К., Ульяновск
Про домик в деревне знаю не по наслышке. Сам будучи городским (вырос, выучился в нашем славном городе Ульяновске) построил дом в селе и вот уже шесть лет там живу со своей семьёй. Дети родились в селе. Мне 33 года.
Здесь жить можно и хорошо можно жить, если не пить водку, не лениться, а работать. И работать можно хорошо и зарабатывать много денег.
Про учителей, конечно, сложный вопрос. Но вот если молодым ехать в село да с семьёй можно неплохую поддержку получить. И с жильём и с выплатами.
…
2Олеся:
безотносительно остального: данные о (а) числе учеников, (б) годовой смете каждой школы (в т.ч. сколько направлено на оплату труда, а сколько – на коммуналку) есть в открытом доступе по каждой школе.
Подсказка: сайт bus.gov.ru, мунзадание и план ФХД.
Олеся Иванова
Да, эта информация есть. Но я говорила немного о другом. Нет информации не о том, сколько денег и на что они тратятся. Информации нет относительно механизма по которому рассчитываются эти суммы.
Игорь
У Балакишиевой спросите. Она на прошлой неделе бюджет рассматривала, а на сайте это транслировали. Кроме того можно спросить у министра образования УО. Тут просто нужен особый подход, например написать коллективное письмо учителей, где будут изложены определенные вопросы и требования.
Светлана
Олеся, а Вы вообще компетентны в теме? Может стоило сначала детали уточнить, а потом выводы делать, а? Это смахивает на злобное дилетанство.
Олеся Иванова
В своих источниках уверена. Документы финансовые и приказ, о котором идет речь в тексте видела своими глазами. Плюс, ситуацию наблюдаю несколько лет подряд, с того момента, как систему образования начали реформировать.
Учитель
Учеников попрекали за недостойные выходки ещё две тысячи лет назад, поругивают и теперь. Да нормальные в школах дети, только их родители из восьмидесятых подпорчены, больше всего умеют писать безграмотные жалобы и тужатся вместо того, чтобы лишний часок посидеть с собственным чадом, “покачать права”.
Про хождение по репетиторам говорят все, кому не лень, но забывают, что в этом возрасте доминанта – это общение с ровесниками и теми, кто постарше, а учёба, учителя и родители далеко не на первом месте. Помнится, лет 10 назад бывшая выпускница первой гимназии, ныне сидящая в Госдуме, во время предвыборной компании прямо и откровенно заявляла, что ходила в школу только ради общения, а ей теперь лет поболее сорока. Так было, есть и будет. Кто хочет учиться, тот учится, но таких человек 5-7 в классе; после восьмого класса читают вообще человека 3-4: экранная и компьютерная культура давно вытеснили книжную. Что с этим поделать, если общение на первом месте, дипломы фактически покупные? – Надо ввести в школах пятидневку: и экономия фонда заработной платы, и лишний день отдыха учительницам, а ученики без лишней перегрузки после уроков в будние дни по субботам позанимаются с репетиторами.
Что до зарплаты, то почему бы не вернуть старую советскую схему, когда она росла с учётом выслуги лет до 25-летнего стажа – мы же “за советскую школу”? Тогда бы и кадры задержались.
И хватит заниматься самообманом, что средняя учительская зарплата составляет 17-18 тысяч, такую платят при полуторной ставке + классное руководство, кабинет, проверка тетрадей, стимулирующие. Если говорить честно и прямо, школа притянет учителей из молодёжи и мужчин тогда, когда ставка будет равна средней по промышленности, а не как сейчас. Тогда и будут хорошие учителя держаться в школах.
Артём
…Географ глобус пропил….
Вася
навсегда
Артёму
При дворе Екатерины Великой за дважды повторенную шутки было принято заставлять ведро воды. Кажись, Ваше остроумие неоригинально, так что выпить водички придётся ой как много!
yazvennik
Олесе Ивановой: вы поступили очень честно, что не пошли преподавать в школу. А тем, кто пошел, тем можно кланяться ровно на том же самом основании, что и представителям любых других бюджетных профессий. Мы сами делаем свой выбор. А если сделали его, то нужно работать так, чтобы было потом (хотя бы самому себе) не стыдно.
А что касается школьного образования, то оно уже давно превратилось в фарс. Убивали мы его, убивали, и, наконец, убили. Доказательством является тот факт, что чтобы поступить в вуз, школьного образования не просто не хватает, но те знания, которые даются в школе, вообще никак не связаны с требованиями к поступающему в вуз. Тут налицо и проблемы с содержанием предметов и с методикой преподавания, с количеством часов, с требованиями (или не требованиями) к ученикам и к…учителям и пр. и пр. Вся система образования прогнила насквозь. Даже тот факт, что объектами реформирования становятся не содержание и методика, а формальные составляющие, типа размеров, бухгалтерии, укрупнения – соединения с детсадами и т.п., говорит о том, что содержание и методика не операбельны и не реанимируемы.
Альтернативой классическому образованию стало репетиторство. Только с помощью него можно поступить в нормальный вуз. Более того: только с помощью него, оказывается, можно вообще закончить школу в числе нормально успевающих.
Что же такое произошло, что мы в 80-е и 90-е годы могли еще поступать в престижные вузы без репетиторов, а нынешние школьники этого сделать не могут? Какие-то мутации произошли с нашими детьми,? Или программа так невероятно усложнилась? Как тут кто-то говорил, может дети “отупели”? Сомневаюсь. Но даже, если и так, то, кто виноват? “Родители из 80-х”? Я, например, имею научную степень кандидата наук, моя жена тоже далеко не глупая женщина. Мы не пьем, т.е. совсем не пьем, не курим, дети занимаются музыкой, спортом. Как и мы с женой в свое время. Уделяем достаточно внимания своим детям. Поверьте, они далеко не “тупые”. Так почему же, чтобы мой ребенок успевал по математике или по русскому языку, мы должны нанимать репетитора? Почему той информации, которую дают на занятиях в школе, недостаточно, чтобы мой ребенок нормально знал предмет? Может проблема, все-таки, как раз в том КАКУЮ информацию дают в школе, и, самое главное, КАК это делают???
Я сразу скажу, что мое отношение к явлению репетиторства особое. Попытаюсь объяснить почему. Если один и тот же преподаватель учит ребенка и на стандартном (бесплатном) уроке, и, потом после занятий, еще и на оплачиваемом занятии (репетиторстве), то какой смысл этому учителю делать так, чтобы ученик овладел материалом на НЕОПЛАЧИВАЕМОМ уроке? Вы вдумайтесь в это. Я безусловно верю в порядочность людей, и особенно учителей, но никто не отменял закон мотивации и выгоды. Если ты зарабатываешь на том, что дети “тупые” и нуждаются в дополнительных занятиях, то ты сделаешь все, чтобы они были “тупыми” и нуждались в дополнительных занятиях.
Это как с фармацевтикой: логически фарминдустрии не выгодно, чтобы больные выздоровели, потому что для них больные – это, прежде всего, клиенты, приносящие бабосы. Вот и в образовании ученики превратились в клиентов.
Но когда я говорил, что имею особо мнение относительно репетиторства, я имел ввиду даже не этот обвинительный спич. Коли уж произошло так, что наше традиционное школьное образование превратилось в фантом, а реальные знания дает сугубо репетиторство, то, давайте не будем заниматься онанизмом, и узаконим репетиторство, как основной способ получения образования. Тогда дети не будут тратить свое время и силы на бесполезные уроки в средней школе (начальную, все-таки, нужно оставить) с тем, чтобы после обессиленными идти на НУЖНЫЕ репетиторские часы; государство не будет тратить денег (это об экономии); государство начнет регистрировать репетиторов (по определенным критериям и пр.) и получать налоги; а родители с детьми сами выбирать предмет, место и время для репетиторства.
Второй вариант: наконец, привести в порядок содержание и методику преподавания, испытать ее на какой-нибудь экспериментальной площадке (какую не жалко), а лучше тупо заимствовать из советской школы (и не только форму), и только потом вводить ее – постепенно – в наших школах.
А тем, кто не понимает разницы между формой и содержанием и пытается реформировать только первое, – пообрубать руки как вредителю и врагу народа.
Вы не подумайте, здесь не эмоции. Я, наоборот, опираюсь сугубо на логику. Если существует два заменяющих (а не дополняющих) друг друга явления – нафиг одно из них нам нужно? Если одно из этих явлений ущербное, то становится понятно – какое именно явление нуждается в кульпировании. Наши дети не роботы дублировать свои действия и в школе и на репетиторстве. Да и родительский карман – не резиновый: и занавески в школу покупать и репетитору за часы платить. Давайте, что-то одно.
Алкоголезависимый
Согласен. Хочу добавить, что помимо “закона мотивации и выгоды” на ухудшение уровня школьного образования влияет и ухудшение образования высшего. Т.е.,слабый уровень будущих преподавателей. Кроме того, нужно понимать, что ввиду низких заработков, в сфере среднего образования остаются два типа людей: одни преданные делу, другие нигде более не востребованные.
yazvennik
Со студентами педвузов – там все понятно. Это проблема – типичное следствие опускания статуса профессии, которое абитуриенты лицезрели будучи школьниками. Идут в педвузы – потому что там проходной балл ниже. Вот и поступает туда, что называется, не элита. Раньше это тоже не была сверхпопулярная специальность, но туда шли (также и те) представители педагогических династий, а также те, кто хотел быть похожим на полюбившуюся в школе учительницу Мариванну. Но это были единицы. Сейчас эта категория отпала. Да и те, кто работает, ходят туда (в здание школы), скорее “по привычке”, “пообщаться”, “создать иллюзию героической нужности профессии (читай, оправдание) в своих собственных глазах”. В последнем никто, по понятным причинам, не признается. Но это ни в коем случае не “преданные делу”. Потому что адекватные люди не могут Не видеть, что профессия превратилась в фейк – клон профессии. Как можно быть преданным онанизму?)) (хотя))) Вполне резонно, что они нашли себя в репетиторстве. И не только потому, что это приработок (когда-то унизительный), сколько потому, что там они себя реализуют как профессионалы.
Про низкие заработки – категорически СОГЛАСЕН. Странная мода говорить о заработке учителей в 20 тысяч как будто это у них оклад такой. Собранное как чудовище Франкенштейна из десятков составляющих их зарплата заставляет учителей думать не о материале и его подаче, а об этих частностях. Планы – это конечно хорошо. Они дисциплинируют, не дают растечься мыслью по древу, но когда это превращается в самоцель, в такую извращенную идею как в нашем школьном образовании – это убийство профессии. Что в принципе в итоге и произошло. Появившаяся на Руси идея “народных школ” – как школ для всех тех, кто не может себе позволить частного учителя – державшаяся на энтузиазме чудаковатых интеллигентов – вымерла сегодня, благодаря бюрократии. Так похороним же ее (идею) с почестями, и не будем глумиться над гниющими останками…
Учитель
Создаётся впечатление, что Ваше язвенно обусловленное представление о нынешней школе более основано на просмотре сериала “Школа”, снятого режиссёром-дочерью журналистов, обучавшейся в общеобразовательной школе как индивидуальник. Напомню, что индивидуальниками являются детки, больные не только физически. Я же писал: нормальные у нас дети, то есть они не лучше и не хуже, им присуще всё то, что было присуще всем поколениям школьников. Содержание программ ущербно. К примеру, как можно в год сдачи экзамена включать в расписание всего 2 часа русского языка в девятом и от 1-го до 3-х в зависимости от профиля класса? Вот вам и первое объяснение того, что вы вынуждены нанимать репетитора по этому предмету.
Требование основываться при начислении стимулирующих выплат на результатах всяких олимпиад и конкурсов необъктивно, потому что это приводит в тупик и к полнейшему ступору: хочешь заработать – набирай часы, набрал часы – не останется времени на конкурсы и прочие красивые мыльные пузыри, ничего не дающие детям из закреплённых за тобой классов. Это наверняка становится второй причиной обращения к репетитору, ибо невозможно полноценно подготовиться к качественному уроку даже по “родному” предмету, если нагрузка полторы ставки и больше, не говоря уже о том, что в селе учителя параллельно с математикой ведут и географию, и обществознание, и технологию, и физкультуру.
yazvennik
Простите, Вы это мне адресуете? Если не мне, то извините еще раз. А если, все-таки, мне – о чем я могу судить по тому, что ваш пост находится под моим и вы используете определение созвучное с моим ником, -то тогда мне не совсем понятно. По поводу сериала “Школа” – не понимаю, о чем вы говорите, потому что не смотрел такой сериал. Времени нет, знаете ли, телевизор смотреть. У меня дети.
Про то, что у нас нормальные дети – я с вами абсолютно согласен, и тоже об этом писал. Про то, что дело в содержании и методе преподавания, – я тоже неоднократно говорил. О причинах репетиторства я тоже писал, и в своем большинстве я с вами по этому поводу согласен.
Поэтому, если вы пишите мне, то я не пойму вашего негатива в мой адрес. Да, я совершенно логично предполагаю, что корыстный интерес у учителей в репетиторстве есть. Например, в мое время были дополнительные часы, которые учителя проводили в свое свободное время абсолютно бесплатно. И логика в этом была: раз не смог (не успел, не хватило умения и пр.) научить ученика во время занятий, то это, извините, проблема профессионализма учителя. И эту проблему он должен решать сам.
Но такая логика работает только в том случае, если нет проблем с методологической базой (с содержанием и пр.), а она есть и грандиозна по своей проблемности. Я, конечно, утрирую, когда говорю о том, что наше образование уже мертво и нужно его благополучно предать земле. Но оно действительно находится в кошмарном положении, тем более, когда минобр и пр. занимаются реформами формальной стороны, отмахиваясь со страхом перед содержанием, и тем самым усугубляя проблему, не давая учителям времени приспособиться к ситуации и самостоятельно найти пути выхода.
Коррекция
… как можно в год сдачи экзамена включать в расписание всего 2 часа русского языка в девятом и от 1-го до 3-х в зависимости от профиля класса в ВЫПУСКНОМ ОДИННАДЦАТОМ?