Есть профессии, которые люди должны выбирать с полной уверенностью, что это и есть дело их жизни. Одна из таких – педагог. Вот только есть один нюанс, с тем во что превратилась система образования в эту профессию не пойдут. По ряду причин.

Сколько стоит один ребёнок?
С подушевым финансированием в реалии школьной жизни пришли рыночные отношения. Бюджет образовательных учреждений стали формировать буквально по головам. Каждая школа в начале учебного года подает сведения о количестве учеников, исходя из которых и считается бюджет, из которого платится заработная плата учителям, совершенствуется материально-техническая база и т.д. Но есть весьма жирное “но”. За годы работы по этому принципу никто так и не озвучил эту сумму, в которую государству обходится один школьник. Об этом “не знают” ни в бухгалтерии районных отделов образования, ни в областном управлении, а министерство просто не придает эту информацию огласке с красивой формулировкой “нуууу, эта цифра постоянно меняется”. Остается вопрос, как может постоянно меняться сумма- константа, которая лежит в основе формирования таких серьезных документов как бюджет школы, а ведь это тонна бумаг, на которых ставят по десять печатей и столько же виз и резолюций. В этом году, к примеру, объявили, что ” ребенок подешевел”, но опять не уточнили, сколько он стоил раньше и сколько стоит теперь.

Художественное выпиливание красивых зарплат.
Подушевая система хорошо работает в больших городских школах и в, так называемых малокомплектных. За бортом остаются малочисленные, которые по-прежнему есть. И на этой территории идет война на выживание.
Возьмем основную школу в одном из районов области. Количество учащихся -49, педагогов – 19. Здесь дети, из- за того, что бюджет не в состоянии оплатить учителям нужное количество часов, вынуждены учиться в классах- комплектах, когда в один урок занимается параллельно сразу два класса, оформляется вся документация на два класса, готовится материал на два класса, проводиться по сути два отдельных урока, но педагог получает заработную плату за один час. Уже с января в этой школе фонд заработной платы сократят на 56 тысяч рублей. Причина – “не укладываетесь в бюджет”. За сокращением сумм следует сокращение работников. То есть, администрация должна выставить на улицу в середине учебного года 6 педагогов, чтобы бюджет сложился, как пасьянс, под заданные условия, которые ставит учредитель. Но на минутку, люди которых в прямом смысле уволят в принудительном порядке, не смогут найти себе работу (в сфере образования, во всяком случае), как минимум до августа следующего года, поскольку на этот, учебный, во всех обр.учреждениях все ставки уже укомлектованы. Увольнять предлагают тех учителей, которые совмещают ведение сразу нескольких дисциплин (к слову, они это делают из-за недостатка кадров в тех же школах, ну и для того, чтобы добрать себе учебных часов, чтобы заработная плата превышала хотя бы 12-13 тысяч). При этом такие совместители преподают русский язык или математику, и готовят детей к гос.аттестации. Вся эта странная арифметика в конечном счете нужна для того, чтобы дотянуть зарплату педагогов даже в сельских школах до средней по региону. То есть механика процесса, во всяком случае, такой ее видят сверху, в том, чтобы уволить “лишних”, распределить их часы между остальными учителями по принципу равного деления и, не оглядываясь на то, что эти часы должен кто-то вести, и получить на выходе ту самую сумму, приблизительно 19 тысяч рублей. Месяц назад, кстати, педагоги этой школы подписали приказ, что согласны с тем, что стимулирующую часть (которую и должна мотивировать учителей материально) они получать не будут. Всех технических работников (если таковые в школах ещё остались) переводят на местный бюджет, который заработную плату выдает с большими задержками. Сторож, к примеру, получил аванс за сентябрь в ноябре, при ставке в утвержденный минимальный оклад.
Итог: школы, особенно сельские сейчас живут как в реалити-шоу, ожидая кто же покинет “проект”.
До образования ли учителям, которые не знают, доработают ли они учебный год? Страшно, что разменной монетой этой ситуации, в конечном счете, становятся дети. Причем как в прямом, так и в переносном смысле. Ставка в этой странной бухгалтерской шараде -будущее. Поскольку от того, насколько хорошо педагоги выполняют свою работу зависит то, в каком обществе мы будем жить в нашем прекрасном “завтра”.

P/S Мне не все равно. Потому что в том числе из-за этого я не стала учителем (хотя такие романтические мысли в голове когда- то были). Потому что в такой же школе работает моя мама, мамы моих друзей и приятелей. Потому что рано или поздно у меня тоже будет ребенок, которому нужно будет где-то учиться. И при таком раскладе я совсем не уверена, что у доски его встретят те, кто будет считать эту работу своим призванием.