Иннокентий Кишкурно Знаете новый слоган УАЗа? «Новая жизнь!» Именно так – на одном из старейших отечественных заводов, в советские годы пахавшем преимущественно на «оборонку», собираются жить совершенно по-новому. А что это значит? «Какое всё старое», – полушёпотом произносит наш фотограф, которому едва исполнилось 24 года, когда мы подъезжаем к УАЗу. Наверное, для него, человека нового поколения, Ульяновский автозавод, да и вообще город с названием Ульяновск, всегда ассоциировался с чем-то из советского прошлого, которое он не застал. И действительно: видавший виды фасад корпоративного «бизнес-центра», стоящий на постаменте матово-болотный «четыреста шестьдесят девятый» и огромные, выполненные в «ностальгическом» шрифте буквы «Автозавод» в компании с фирменной галочкой эмблемы над главной проходной… На территории завода ощущение советского прошлого, прилипшего к спине, как рубашка в душный день, не покидает. Корпуса 1940-1960 годов постройки, поблекшие вывески, ржавое железо, выщербленный кирпич… Мы заходим в цех сварки, где ощутимо не хватает места и света. Потом переходим в цех штамповки, в котором на вопрос «а каких лет эти прессы?» представитель пресс-службы лишь сдержанно улыбается… Да, это старый завод, нет ничего странного или бросающего тень на производителя в старых зданиях или оборудовании. Собственно, ни для кого не секрет, что УАЗ ведёт свою историю с 1950-х… Но позвольте, где же та самая «новая жизнь»? Мы подходим к корпусу сборки и сдачи автомобилей, название которого дублируется на табличках по-английски, заходим внутрь. И вот тут наш фотограф говорит «уау». Забегая вперёд, отметим, что журналистов и прочих «зевак» ульяновцам, пожалуй, стоит водить пока только на сборку, а в остальные производства – когда там реально будет, что показать. Почти всё тут выглядит так, как будто вы оказались на новейшем сборочном производстве какого-нибудь хорошего европейского бренда. Светлые наливные полы, яркая разметка, аккуратные рабочие места, новое оборудование и тара… Единственное, что выдаёт тут советское прошлое – слишком много людей. Ощущение, конечно, субъективное, но очень уж бросается в глаза – индустриальный антураж по последним стандартам и, извините, «лишние» люди на сборке, иногда с откровенно скучающим видом… Похоже, над оптимизацией численности руководству УАЗа ещё предстоит поработать. Благо, опыт ГАЗа и АВТОВАЗа – вот он, перед глазами. Во всём же остальном – высокий класс. Особое впечатление производит финальная стадия – линия сборки автомобиля. Рамы и кузова всех «уазиков» собираются отдельно, в своих корпусах. На финал же остаётся немного: на сборочную линию, длиной максимум метров 300, подаётся рама, на которую ставится подвеска и силовой агрегат, а чуть позже сверху приходит кузов с установленными салоном и светотехникой. Процедура «женитьбы», которую так любят телевизионщики, занимает тут секунд 30 – затягиваются несколько болтов крепления кузова к раме, защёлкиваются колодки электрики и электроники, тут же ставятся бамперы, руль, ещё несколько компонентов… Всё! К посту контроля выкатывается готовый UAZ Patriot. Или Hunter. Или Фермер – «головастик» на базе «буханки». И это поражает: прошлое, настоящее и будущее УАЗа – вот оно, совсем рядом. Но при ближайшем рассмотрении понимаешь, что диссонанс от этого зрелища больший, чем хотелось бы – уж слишком не соотносятся с «новой жизнью» «буханки» и Хантеры с криво стоящими внешними петлями дверей, критично неравномерными зазорами и косо лежащими уплотнителями, с архаичной панелью приборов и плохо закрывающимися дверями. Никто не отнимает у этих автомобилей их выдающихся качеств и славной истории, но точно так же все понимают, что эти машины, неприхотливые и непритязательные армейские «проходимцы» – по своей сути, родом из 1960-х, со всеми вытекающими отсюда последствиями. И пока они, эти машины, наравне с Патриотом – реальность УАЗа. У них, совершенно не подлежащих улучшению низкобюджетными средствами (а только такие и есть), своя целевая аудитория, и если Хантер всё же должен покинуть конвейер уже в этом году, то коммерческий транспорт (или СГР, как правильно называется семейство «буханок») будут выпускать и дальше – пока есть спрос. А почему эти модели производятся на одной линии с обновлённым по последней моде Патриотом? Да потому, что на эту линию перенесли производство «классических» для УАЗа моделей со второй «нитки», которая сейчас простаивает, но выглядит как полностью готовая к перезапуску: стоят контейнеры и стеллажи под комплектующие, оборудованы рабочие места… Да, совершенно верно, эту линию уже в 2016 году задействуют под сборку новой модификации – 3170, которая суть существенно обновлённый, рестайлинговый Патриот. Вполне вероятно, что первые пилотные экземпляры УАЗ-3170 соберут на линии ещё до конца 2015 года. На самом деле, многих изменений, происходящих или уже произошедших на УАЗе (во многом – именно в связи с запуском новой модели) гораздо больше, чем можно увидеть, просто пробежавшись по корпусам. Уже полтора года, как на УАЗе применяют катафорезный метод окраски, а с 10 августа текущего года даже машины линейки СГР красятся на сравнительно новой линии Eisenmann – в одном потоке с Хантером и Патриотом. В прессовом производстве перешли на так называемую напольную логистику с ровными бетонными полами и современными стеллажами на заготовительном участке. Кроме того, заменили приводные части головного пресса, делающего лицевые панели кузова. А сборка кузовов, как и сборка готовых автомобилей уже сейчас, в ближайшем будущем тоже будет происходить на одной нитке конвейера (сейчас кузова «буханок» делают на отдельной линии). И ещё на УАЗе говорят о логистическом комплексе: наконец-то на заводе организована логистика единого склада площадью 11 тысяч квадратных метров. С 2013 по 2015 год компания Sollers, владеющая УАЗом, вложила в производство 1,8 миллиарда рублей. Из них 260 миллионов пошли на закупку нового оборудования от Eisenmann и модернизацию окрасочного комплекса. 160 миллионов – на совершенствование складской логистики. Ещё 500 миллионов – на реконструкцию и установку штамповочной линии. В целом модернизация сварки и сборки, оптимизация складской логистики, транспортных систем и реконструкция существующих площадей потребовали 880 миллионов рублей. И эти работы, судя по всему, ещё не закончены – то тут, то там в различных производствах можно видеть места, на которых идёт ремонт, или ничем не занятые «пустоты», а то и вовсе до фундамента «распаханные» участки корпусов… Обновлённое производство со сбалансированными потоками комплектующих – важные вещи при выпуске и обновлённого Патриота 2016 модельного года, и следующего за ним УАЗ-3170. А какие они, эти сегодняшний и завтрашний «уазики»? Об этом лучше всего может рассказать Евгений Галкин, заместитель генерального директора по развитию и директор НТЦ УАЗа, переехавший в Ульяновск из Тольятти около трёх лет назад, и человек в современном отечественном автопроме, мягко говоря, не последний. Галкин, в частности, занимал одну из ведущих должностей в вазовском проекте 2116 «Силуэт», и именно ему удалось получить в рамках того проекта кузов, самый жёсткий на кручение среди «аналогов». Проект канул в Лету, с АВТОВАЗа пришлось уйти, но когда смотришь на Галкина, стоящего в сборочном цеху рядом с обновлённым Патриотом, понимаешь – человек точно попал на своё место. Он с энтузиазмом говорит о том, что поменялось в машине за десять лет производства, и особенно – о том, что сделано в последние годы и буквально месяцы. Нынешний директор НТЦ с лёгкой усмешкой вспоминает сварной шов на крыше, панель приборов родом из Ирана, поручень от вазовской «восьмёрки» и архаичный руль от «Шнивы», что имели место быть на первых Патриотах… Современные материалы отделки, более комфортные сиденья с регулировкой по высоте, крепления Isofix, ABS девятого поколения (последнего на данный момент) производства Bosch. От них же – генератор и стартер. Раздаточная коробка – от корейцев из Dymos. Сцепление и рулевое управление – немецких компаний, соответственно, LUK и ZF… О том, стал ли от этого Патриот менее «патриотичным», можно спорить, но то, что он, вкупе с фейслифтом 2014 года, проведённым уже при нынешнем директоре НТЦ, стал более качественным и современным – факт неоспоримый. Появившийся в заднем мосту стабилизатор, снизивший крены, а также столь нужные современному автомобилисту кондиционер, электростеклоподъёмники, обогреваемые зеркала, передние сиденья и лобовое стекло, дополнившая ABS система стабилизации EBD, дневные ходовые огни (с 2014 года – во всех трёх комплектациях) и даже камера заднего вида и мультимедийный комплекс (в комплектации «Лимитед»)… В салоне поменялся весь пластик, а в багажнике, лишившемся двух архаичных откидных «скамеек», появилась удобная сдвижная шторка. Сегодня «Патрик» подошёл к понятию «современный джип» как никогда близко. Что подтверждают продажи, пошедшие вверх в не самые простые для российской экономики времена. Автомобили UAZ Patriot 2016 модельного года будут ещё чуть современнее – новый дизайн 18-дюймовых дисков, бескаркасные щётки стеклоочистителей, скрытые под обивкой уплотнители боковых стёкол, удобный подлокотник с подстаканниками на заднем сиденье, пневмоупоры капота (в максимальной комплектации), новые динамики аудиосистемы… и пара новых вариантов окраски кузова – тёмно-серая и коричневая. И вроде бы, всё это мелочи, но именно так – по мелочам, эволюционно, Патриот и стал лучше. Однако это обновление – последнее перед вводом в производство новой версии внедорожника, которая получит заводской индекс 3170. Обе модификации, нынешняя и новая, будут выпускаться на УАЗе параллельно, сильно отличаясь по характеристикам, комплектациям и дизайну. Базируясь на платформе Патриота, версия 3170 должна получить новый силовой агрегат, единый топливный бак на 72 литра, систему курсовой устойчивости, систему помощи водителю («чтение» ею разметки в российских условиях – это вряд ли хорошая затея, а вот подсказки о дорожных знаках могут стать настоящей фишкой нового Патриота), ещё целый ряд люксовых опций, а также новую эмблему и совершенно новый дизайн передней части кузова. Как может выглядеть такой рестайлинг – мы постарались представить сами, официальных изображений нет. Однако нам известно, что общая стилистическая концепция уже утверждена, сейчас идёт проработка деталей. А вот каким будет новый силовой агрегат… Понятно лишь, что у него должен уменьшиться литраж и при этом увеличиться отдача – то есть, произойти так называемый даунсайзинг. Переговоры на эту тему сейчас ведутся с заводом ЗМЗ, но до конкретных решений дело пока тоже не дошло. Ещё более «задумчивая» ситуация с внедрением опциональной АКПП – в связи со скачками курсов валют тема практически заморожена, потому что найти поставщика с сочетанием цена/качество, приемлемым на данный момент для УАЗа, сейчас практически невозможно. В общем, нерешённых вопросов на Ульяновском автозаводе хватает. Но вот какой факт: за 10 лет было выпущено 146 192 автомобиля УАЗ-3163 Патриот, а если брать всё семейство в целом (Патриот, Карго и Пикап) – то 172 406 штук. Для завода, на котором работает всего около 6 000 человек, это внушительная цифра. Именно Патриот в 2005 году позволил Ульяновскому автозаводу не остаться в советском прошлом и начать новую главу своей истории. И конечно, до по-настоящему новой жизни Ульяновскому автозаводу ещё далеко. Но направление выбрано правильное. И команда подобралась хорошая. И настрой на эту самую новую жизнь – самый что ни на есть боевой. Поэтому с нетерпением ждём хороших новостей: лето 2016, когда на УАЗе должна запуститься модель 3170, не так уж и далеко. «Клёвый завод», – говорит наш фотограф, когда мы выходим за заводские ворота. |
|
|
житель
Позабавило фото, на котором женщина что-то заливает в двигатель, стоя на ящике.
Вспомнилось, как много лет назад, участвуя в аудите, проводимом немцами, было выявлено, что на контроле крутящего момента стоит девушка, физически не способная эту операцию выполнить.
мимо шел
в кузницах и литейке до сих пор пресы 1913-го года немецкие ? или заменили на что-то еще?
Аноним
спаси за труд!
юбаный автозавод
вы бы основные цеха показали где грязь,полумрак и стоит невыносимый запах протухшей эмульсии,об нищенском в 12-14 т,р в месяц уровене зарплат бы рассказали как после работы охранники шмонают рабочих- конвеер это для показухи.
мужик
не надо во внедорожник АКПП, грязь ей противопоказана, а девочки и на иномарках покатаются.
111
кузов у УАЗов слишком громоздкие неужели поменьше нельзя сделать а так машина ничего
буханка
УАЗ заметнее, помягче и крепче стал, заметна эволюция в положителную сторону. Но диллеры цену загибают, в Москве уаз дешевле.
Олег
Молодцы уазовцы! Чаю надежду на реанимацию проекта минивена 3165. Под мои цели был бы идеальный автомобиль.
Игорь
но гнить не перестал!!)))
Онуфрий
`
мордастый патриот
уаз хорошо ржавеет из-за того что поставщик металла и главный акционер “северсталь” поставляет некачественный металл(с большим количеством примесей,некондицию-которую они немогут продать за границу, говорят для этого уаз и покупали чтобы от некондиции(брака) избавляться).
Онуфрий
Эт вот этому фотографу 24 года штоле ? Ну я хз чо тут добавить …
Хоритон
Покупай наше, бл…ть!
NePatriot
Хорошие фотографии, но почему машины плохие получаются?
Умный
Потому,что собирают русские Иваны с ворохом проблем дома при нищенской зарплате. Не стоит от них требовать большего.
Кремль
Хорошая попытка УАЗ, но нет!
https://youtu.be/B5-yTvqV4gI
Злой
Сравнил! Зарплаты на такх производствах в тысячах евро. Работники имею льготы, о которых нам и не снилось.
Пенсия от 800 евро равна высокой зарплате в России.
Стоимость мерседесов просто зашкаливает.
Полностью компьютеризированное моделирование авто.
Высокое качество и широкий модельный ряд.
И УАЗ!!! Владельцы всякие вороватые северстальевцы.
Которые максимум, что сделали за почти 20 лет, как пришли на УАЗ, поменяли передок и приборную панель.
Полностью разогнали весь проектный отдел и раздробили на части завод.
Эксперт
Очень “современные” модели:)), самый последний “Патриот” морально устарел лет на двадцать!