Как известно, дороги и транспорт – одни из самых вечных проблем в России. Многие деревни находятся в отдалении не только от города, но и от районных центров.
Районный центр для деревенских жителей является в прямом смысле Центром всего – ведь в деревнях все, что можно оптимизировали. В Большой Кандарати Карсунского района почти все жители ездят в Карсун: там больница, магазины, ну и конечно, там власть. За каждой бумажкой(без которой вы сами знаете кто), приходится ехать в районный центр. Надо ли говорить, какое значение, при всем этом, имеет не столько сама дорога, которую каждый год латают заплатками(отчитываясь за использованные миллионы), но и транспорт!
И вот недавно, на «Откровенном разговоре» с губернатором Морозовым всплыл неприятный, для главы Карсунской администрации В.Чубарова, факт. Оказывается, жители Кандарати посмели пожаловаться и даже написать наверх о том, что автобусный маршрута «Карсун – Кандарать» больше не будет! Да как они посмели, холопы, прыгнуть через голову? Если у кого-то нет личного авто, то пусть добирается как хочет -да хоть бы и пешком! Почему это проблемы какой-то деревушки, находящейся в 20 км от Карсуна, должны волновать администрацию и отвлекать ее от решения «насущных и злободневных» проблем – например, от развития культуры и спорта? В конце концов, пусть жители Кандарати вливаются в спортивный тренд – прошел до Карсуна и обратно, вот и укрепил здоровье! Спортивная ходьба кстати, тоже вид спорта! Возможно, так и думал В.Чубаров до того момента, пока на это не обратили внимание сверху
И тут уж никуда не денешься – надо этот вопрос решать. Это к тому, что именно так и решаются «проблемы» на районном уровне, как постоянно пишет местная газета «Карсунский вестник» – своевременно и качественно. И чем больше проблема засвечивается повсюду – особенно на высшем, областном уровне – тем больше шансов на быстрое и качественное ее решение. И хорошо, что все больше граждан стало это понимать.
Но почему же вдруг исчез этот рейс, ставший «дорогой жизни» для деревенских жителей?
Что это за «объективные причины», как было упомянуто в газете, толкнули ИП Батяшина (именно он и возил два раза в день на своем автобусе кандаратцев в Карсун и обратно) бросить это богоугодное дело?
А причина-то на самом деле проста, как дешевое нижнее белье от китайского производителя.
Конечно, Батяшина, как и любого другого предпринимателя, можно понять: нет прибыли – нет и бизнеса! Кто, например, в ущерб себе, будет торговать хлебом, желая остаться приличным, отзывчивым человеком? ИП Батя-шин – предприятие, созданное двумя братьями, отец которых родом из Кандарати, всю жизнь работавший в местном АТП. Оба сына пошли по его стопам и занимаются автобусным бизнесом. Старший, Игорь Батяшин, очень уважаемый человек не только в Кандарати (где он когда-то работал директором школы!),но и в Карсуне. Его фото украшает стенд «Лучшие люди Карсуна», местная газета не раз писала о нем -он был признан «Человеком года» в 2010 году!Человек он отзывчивый, воспитанный и интеллигентный. Всегда шел навстречу пассажирам: возил кандаратцев каждый раз от автовокзала до больницы, ни-когда не опаздывал и не пропускал рейсовых дней. К нему подходили и когда надо было доехать, а денег нет. Никому он не отказывал. Но увы, законы бизнеса суровы и решать вопросы, которыми должна заниматься власть ему, по-видимому, надоело. И на самом деле – почему чиновник, получающий огромную по сельским меркам зарплату, будет ковырять в носу, а люди, послушно оплачивая налоги, будут покорно решать вопросы за свой счет?!
Ведь проблема убыточности рейса назревала уже давно – бензин подорожал, рейсы в течении рабочей недели были в основном невыгодны.
Если утром жители набивались в автобус, чтобы добраться до Карсуна, то обратно днем ехали уже единицы. Маршрут, кстати, связывал Карсун не только с Кандаратью, но и деревнями через которые он проходил – Большие поселки, Вальдиватское. Так или иначе, но Кандарать оказалась без рейса.
Жители написали. Проблема была обозначена на областном уровне. На данный момент удалось «уговорить»(интересно как?) Батяшина совершать рейс один раз в сутки – утром. И хотя данная ситуация не устраивает предпринимателей, они согласились.
Мораль истории проста: пришло время пожинать плоды «оптимизации» ! И надежда граждан на то, что батюшка-хозяин решит проблему за счет своего кармана и в ущерб себе – смешна и наивна. Например, глава Вальдиватского поселения Колесов решает проблемы только семейного масштаба – его безработный сын построил недавно «скромный домик» в Кандарати. А кто, как не глава поселения, должен эффективно решать жизненно необходимые проблемы? Но Колесов не ездит на автобусе – зачем он ему нужен? Да потому, что НЕВЫГОДНО! Все чиновники и преуспевающие люди имеют иномарки и для них проблемы с общественным транспортом попросту не существует. Как в той бородатой присказке -«проблемы негров шерифа не волнуют». И действительно, пусть негры сами решают свои проблемы. За свой счет.
Будем надеяться, что кандаратцев все таки не оставят без автобуса и будет найден путь к восстановлению «дороги жизни» для жителей Кандарати.
Алексей Петров

Редакция «Дыхание Земли» будет следить за развитием ситуации.