В рамках Всероссийского проекта Санкт-Петербургского Дома музыки «РЕКА ТАЛАНТОВ» Ульяновский государственный академический симфонический оркестр «Губернаторский» Главный дирижёр – Эдуард Дядюра Художественный руководитель и дирижёр – Андрей Данилов Солисты: лауреаты международных конкурсов Эмилия Лещева (саксофон), Полина Тхай (виолончель), Александр Мартьянов (фортепиано) Программу представляет Ульяна Шабурова В программе: I отделение А. Глазунов (1865-1936). Концерт для альт-саксофона с оркестром ми бемоль мажор op.109 П. Чайковский (1840-1893). Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром ля мажор op.33 (ред. В.Фитценгагена) II отделение С. Рахманинов (1873-1943). Концерт №2 для фортепиано с оркестром до минор op.18 Moderato – Adagio sostenuto – Allegro scherzando Александр Глазунов – один из крупнейших композиторов-симфонистов конца XIX – начала XX веков. Живя в 1930-е годы в Париже, он увлекся джазом: «Как это ни странно, мне нравится джаз. В нем попадаются чудные ритмы… Это искусство, в котором трудно отделить творчество от исполнения». Среди инструментов джаза он особенно выделял саксофон, для которого сочинил сначала Квартет, а следом – Концерт. Композитор стал одним из первых в мировой музыкальной практике и первым в истории русской музыки, кто поставил саксофон на один уровень с другими солирующими инструментами и раскрыл его богатые возможности в произведениях академических жанров. В программе вечера – Концерт для альт-саксофона с оркестром ми-бемоль мажор, созданный в 1934 году. «Вот это, наконец, настоящая музыка!», – оценил Лист Вариации на тему рококо для виолончели Петра Ильича Чайковского. Тема, представленная Чайковским в восьми вариациях, сочетает в себе русскую напевность, лиризм, ясность и чистоту рисунка, которые так тонко и выразительно передает солирующая виолончель. Название, отсылающее к XVIII веку, отражает стиль произведения – галантный и изысканный. Комментарием к пьесе можно считать слова, адресованные автором первому исполнителю Вильгельму Фитценгагену, которому посвящено сочинение: «Знаешь ли ты, что такое рококо? Это легкая, безмятежная радостность». Премьера Вариаций состоялась в Москве 18 ноября 1877 года. Позднее виолончелист внес ряд существенных изменений в партитуру. С тех пор существует две версии сочинения. В программе Вариации на тему рококо Чайковского прозвучат в редакции Фитценгагена. Второй фортепианный концерт до минор Сергея Васильевича Рахманинова, написанный в 1900 году, – одно из самых популярных и исполняемых произведений в мировой музыкальной литературе этого жанра. Рахманинов посвятил его врачу Николаю Далю, который помог ему выйти из тяжелейшей депрессии и преодолеть длительный творческий кризис, длившийся три года после провала его Первой симфонии. Премьера Концерта в исполнении автора состоялась 27 октября 1901 года в Москве под управлением Зилоти. Это сочинение, открывшее музыкальную эпоху ХХ века, стало и началом нового периода жизни композитора. «Главная тема Второго фортепианного концерта поразила всех как душевное явление величайшей силы таланта и мужественной природы характера. Она была редкостью даже для русской музыки…», – написал в своих воспоминаниях о Рахманинове Борис Асафьев. Полина Тхай (виолончель), 16 лет. Учащаяся Центральной музыкальной школы – Академии исполнительского искусства (класс преподавателя Марии Журавлёвой). Лауреат I премии IV международного конкурса Оскара Ридинга (Словения, 2020). Лауреат I премии VIII Международного конкурса ЦМШ (Москва, 2022) и IV Всероссийского конкурса молодых музыкантов «Созвездие» (Сочи, 2022). Лауреат II премии XI Международного юношеского конкурса имени П. И. Чайковского (Санкт-Петербург, 2023). Стипендиат Фонда Владимира Спивакова. Участница программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2024 года. Эмилия Лещева (саксофон), 18 лет. Студентка Академии Джаза (Москва; класс преподавателя Владимира Кознова). Лауреат I премии Международного конкурса «Фанфары Черноземья» (Воронеж, 2021). Дипломант Всероссийского конкурса «Невский ветер» (Санкт-Петербург, 2023). Дипломант «Первого Всероссийского конкурса саксофонистов» (Москва, 2024). Участник программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2024 года. Александр Мартьянов (фортепиано), 21 год. Студент Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (класс заслуженного артиста РФ, профессора Андрея Писарева и народного артиста РФ, профессора Николая Луганского). Лауреат I премии Международного Конкурса «Маэстро» (Гюмри, Армения, 2022). Лауреат I премии VIII Международного конкурса пианистов памяти Веры Лотар-Шевченко (Екатеринбург, 2023). Участник программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2024 года. «Река талантов» – уникальный всероссийский проект, задуманный художественным руководителем Дома музыки, Народным артистом России Сергеем Ролдугиным для студентов и выпускников музыкальных вузов и колледжей, начинающих свою профессиональную сольную карьеру и готовящихся представлять Россию на международных конкурсах, где предполагается выступить с оркестром. Проект проводится с 2007 года и включает в себя сентябрьские мастер-классы в Санкт-Петербурге и выступления с оркестром в филармониях Поволжья в октябре и ноябре. Санкт-Петербургский Дом музыки — федеральное учреждение культуры, созданное в 2006 году с целью подготовки российских молодых музыкантов к международным конкурсам и фестивалям. Занимает дворец Великого князя Алексея Александровича на Мойке, 122. Художественный руководитель — известный виолончелист, народный артист России, профессор Сергей Ролдугин. Билеты – 200 – 500 рублей |
|