Повод — «круглый стол», организованный НИЦ «Регион». Участники – студенты ФКиИ, школьники, журналисты. В качестве экспертов выступили заведующая кафедрой Елена Омельченко и директор ульяновской некоммерческой организации «Родительское собрание» Константин Долинин (он же — председатель областного совета отцов, а также начальник Областного управления Федеральной почтовой связи).

Суть вопроса

Летом в Государственной Думе РФ прошли парламентские слушания на тему «О концепции государственной политики в сфере духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации и защиты их нравственности». В результате обсуждения его участники пришли к выводу: общество, особенно молодое поколение, переживает глубокий духовно-нравственный кризис, что серьезно угрожает национальной безопасности. В доказательство приводилась ужасающая статистика: в последние годы Россия занимает первые места в мире по потреблению наркотиков, самоубийств, абортов, разводов, смертности в результате убийств, алкогольных отравлений. Особенно тяжелая ситуация с подрастающим поколением, для которого характерно снижение общей культуры и нравственности, оторванность от традиций и ценностей культуры своего народа, сексуальная распущенность, алкоголизм, наркомания, рост количества насильственных преступлений, совершаемых несовершеннолетними.

И, наконец, самое главное и возмутительное положение. «Серьезной проблемой для российского общества, — считают парламентарии, — стали социально-негативные молодежные течения (сообщества подростков, формируемые организованными преступными группировками в качестве будущего кадрового резерва, а также скинхеды, готы, эмо и ряд других). Эти молодежные течения дают существенный вклад в преступность и насилие среди несовершеннолетних, несут серьезный риск детских суицидов».

Положение возмутительно в том смысле, что оно по-настоящему возмутило определенные слои общественности. Согласно выдержкам из обсуждения в рамках профилактики экстремистских и иных социально-негативных объединений несовершеннолетних к общему знаменателю приведены неонацисты, спортивные фанаты, панки, готы и эмо. Эмо «подвержены суицидальным наклонностям», а готы культивируют в себе бисексуальность.

Депутаты предлагают ввести «запрет на появление в государственном или муниципальном общеобразовательном учреждении, учреждении среднего или высшего профессионального образования обучающихся и иных лиц в явно узнаваемом и очевидно идентифицируемом макияже, одежде и атрибутике „гота“ и „эмо“. Им запретят делать татуировки и пирсинг (исключение – женские сережки), запретят покупать спортинвентарь (бейсбольные биты, клюшки для гольфа) и травмоопасные инструменты (топоры, ломы).

Кроме того, если концепция будет принята, в школах запретят отмечать „искусственно заимствованные и не соответствующие культурным ценностям России праздники“ — Хэллоуин и День святого Валентина.

При этом в новое поколение федеральных стандартов общего и среднего образования планируется включить учебный предмет „Православная культура“, который будет разработан общими усилиями Минобрнауки и Православной Церкви.

Двойные стандарты

На „круглом столе“ участники единогласно признавали абсурдность таких начинаний. И хотя среди молодых людей не нашлось никого, кто решился бы признаться в принадлежности к одному из перечисленных движений, все они в один голос подчеркивали, что эмо и готы совершенно безобидны и не представляют никакой угрозы ни обществу, ни государству. Тогда как настоящей проблемой являются молодежные преступные группировки, представители которых фактически находятся в состоянии войны со сверстниками, не соответствующими стандарту „гопник“. Группировщики бьют, издеваются, а иногда и убивают инакомыслящих и инакоживущих. За эту их „инакость“. Но государственная концепция не предусматривает мер по борьбе с гопниками, которых в нашей стране в разы больше, чем представителей других субкультур вместе взятых. Однако, запрещая пирсинг и макияж эмо и готов, законодатели не собираются запрещать ношение характерных шапочек, барсеток, поедание „сэмок“, не собираются запрещать звучащий в общественном транспорте шансон – „музыку“, пропагандирующую „блатную романтику“ как образ жизни. И вот здесь возникает первый вопрос, над которым мы поразмышляем чуть ниже: почему государство применяет двойные стандарты по отношению к разным субкультурам?

Речь в защиту гопников сказал Константин Долинин. По его мнению, ребята просто проявляют свою здоровую юношескую агрессию.

— В Афганистан и в Чечню отправляли самых отпетых уличных негодяев, которые во время вооруженных конфликтов решали серьезные боевые задачи. Такие люди составляют главную силу нашей армии.

— Только их гораздо больше, нежели нужно армии, — заметила Елена Омельченко.

Возглавляемый ею исследовательский центр на протяжении многих лет занимается изучением неформальных молодежных объединений не только в Ульяновске, но и в других городах страны. Ульяновские социологи используют метод «глубинных» интервью, позволяющих понять причины выбора и мотив поступков, совершаемых молодым человеком. Такая работа исключает возможность однозначного отношения к проблеме, позволяет рассмотреть явление с разных сторон. По словам Елены Леонидовны, установки, принятые нашими исследователями, их самих ставят в положение девиантов в современной социологической науке.

— Мы не защищаем молодежные субкультуры, мы стараемся показать, что на неформальные объединения можно смотреть иначе, — в таком духе высказалась завкафедрой рекламы. Доктор социологических наук сказала и такие слова: — Выражаясь молодежным языком, только лохи могут поставить через запятую гопников, готов, эмо, скинов и другие субкультуры. Вопрос о морально-нравственном кризисе в молодежной среде абсолютно неуместен. Что же тогда так пугает взрослых?

Собравшиеся «на круглом» столе не смогли дать однозначного ответа. Организаторы попросили участников написать и отправить в НИЦ сочинения на тему. Я тоже позволю себе сказать несколько слов.

Кто мы? Мясо?

Сразу должен заметить, что не отношу себя ни к одной из существующих молодежных субкультур. Впрочем, в городе, представляющем из себя большую промзону, молодые люди привыкли делить сверстников на две категории: «гопник» и «нифер». Первые – достаточно однородная масса, к этой однородности стремящаяся. Вторые – пестрая мозаика самых различных увлечений, мировоззрений, их общая и отличительная черта — стремление к индивидуальности. Это относится и к внешнему виду, и к внутреннему содержанию. Итак, если принимать эту классификацию, то любого представителя юного поколения с первого взгляда можно идентифицировать как «гопника» или «нифера», а потом уже вдаваться в детали. При всем при этом вешать на себя ярлык не могу – язык не поворачивается. Скажу так – я не гопник, а значит, какие-то фундаментальные установки неформального движения мне, в общем-то, близки.

Поэтому запрет «готов» и «эмо» возмутил и меня. Несомненно, это тревожный сигнал, лишний раз свидетельствующий о том, что мы делаем большой шаг назад на пути построения гражданского общества. Русский народ сбирался с силами и учился быть гражданином на протяжении полутора десятилетия «демократического» эксперимента. Однако власти, видимо, решили, что свободный гражданин им не нужен.

Легче управлять стадным быдлом – «гопники» очень удачно подходят под это определение. Отличительная черта гопников – подчеркнутый антиинтеллектуализм. Кадровый резерв для отечественной пенитенциарной системы и армии, хотя в последнее время одно от другого мало чем отличается в смысле царящих там нравов. Искусственное наращивание пушечного мяса, которое необходимо на случай периодически возникающих конфликтов.

Как сказал однажды Михаил Леонтьев, «государству не нужны интеллигенты». Не интеллектуалы, а именно интеллигенты, которые всегда независимы и противопоставлены народу и власти. Так вот, юные готы и эмо, а также панки, металлисты и прочая, как это ни удивительно звучит, и есть будущие интеллигенты. Это думающие дети, склонные к рефлексии, к самоанализу и анализу происходящего вокруг. Дети, читающие книжки. Дети, которые вырастут и перестанут играть в свои розово-черные игрушки. Дети, которые вырастут и не поведутся на оскорбляюще примитивную и навязчивую, просто-напросто тупую пропаганду и агитацию.

От концепции, рассматриваемой Государственной Думой, насколько безобидной она бы ни казалась, веет «стилем „ретро“, как называл это поэт Александр Башлачев. Стилем, вообще характерным для нашего государства на всем пути его развития, и который был особенно актуален в 30-х, когда интеллигенцию уничтожали физически.

Читая некоторые пассажи из текста предлагаемой концепции, невозможно сдержать смех – настолько она, по выражению той же Омельченко, „дурацкая“. Однако люди, ее разрабатывающие, делают все всерьез.

И ещё о субкультурах

Влияние молодежной субкультуры на подростков и роль учреждений дополнительного образования детей в решении проблемы занятости обсуждалось на специальном семинаре для руководителей центров детского творчества всех муниципальных образований области.

Лекцию о том, откуда берутся молодежные субкультуры и какими они бывают, прочитал проректор ИПК Сергей Данилин. По его словам, центры детского творчества могут оградить ребенка от негативного влияния, которое оказывают на него субкультуры.

На встрече руководители и педагоги дополнительного образования УДОД совместно со специалистами департамента по молодежной политике Ульяновской области обсудили пути сотрудничества в сфере молодёжной политики.

Для участников встречи специалисты департамента провели мастер-классы „КВН как средство интеллектуального развития подростков“, „Ритмы улиц“ и „Жить и работать в России: Ульяновская область“.

Николай Гурьянов