Ульяновская область продолжает удерживать репутацию региона со сравнительно низкой стоимостью автомобильного топлива. Это подтверждает статистика.

На протяжении сентября-октября этого года стабильность цен на АЗС в регионе позволяет Ульяновску удерживать седьмое место в Приволжском федеральном округе по уровню цен на бензин и 14-е место – по ценам на дизель.

Уже не является секретом, что стабильности цен на бензин способствует присутствие в регионе вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) «Роснефть» и «Татнефть». Однако, помимо них, на топливном рынке области существуют так называемые независимые местные топливные компании – «Оптан», «Ресурс-Ойл», «Эко-нефть», «Искатель», «Магус» и другие частники. Некоторые частники не оставляют попыток добиться повышения розничных цен на бензин. Но для чего?

По словам экспертов, сложившийся уровень цен на бензин и дизельное топливо в Ульяновской области – прямое следствие выполнения социальных обязательств и указаний руководства страны со стороны нефтяных компаний «Роснефть» и «Татнефть». Многие автолюбители помнят, что еще в феврале премьер-министр России Владимир Путин заявил: «Конечный потребитель должен почувствовать снижение цен на своем кармане, и чтобы это было видно на заправках». В результате почти полгода Ульяновск был «оазисом среди пустыни» – ульяновцы покупали бензин на рубль, а то и на два дешевле, чем в соседних Казани, Нижнем Новгороде, Самаре и многих других городах. Пока по телевизору показывали очереди на АЗС на Алтае, скачки цен в Новосибирске, ульяновцы спокойно могли заправлять свои автомобили.

Однако в то время, как одни пытались выполнить указание правительства страны, другие всячески такую политику критиковали, держали цены повыше и даже пытались обращаться в антимонопольную службу, требуя взыскать штрафы за… монопольно низкие цены. Такое поведение иначе как каверзами независимой топливной олигархии трудно назвать.

Воздействовать на общественность владельцы независимых АЗС пытаются и через СМИ. Недавно в одном из местных журналов был проведен «круглый стол».

Вот некоторые материалы. Директор ООО «Оптан-Ульяновск» Павел Антонов: «Долгое время цены на ульяновском топливном рынке оставались ниже, чем на АЗС в других регионах. …Компании, занимающие большую часть рынка в силу некоторых причин (экономических либо политических), проводили политику сдерживания цен». Анвар Каримов, ООО «Ресурс-Ойл», директор: «Все ясно: конкуренции на рынке нет, если на нем останутся только ВИНКи, они очень легко между собой договорятся».

Примечательно, что в лихие 90-е годы именно вертикально-интегрированные компании поставили заслон так называемым черным трейдерам. В смутное время трейдеры вывозили за бесценок с нефтеперерабатывающих заводов бензин и продавали на «подвластных» заправках, зарабатывая на дефиците баснословные прибыли в 200, а то и в 300 процентов. Это была так называемая «давальческая схема», хотя откуда у этих дельцов нефть?

Позже, когда ВИНКи выставили этих спекулянтов с заводов и начали развивать собственную розницу, появились цивилизованные заправки «Роснефти» и «Татнефти» в нашей области. Повысились качество бензина, уровень обслуживания, и, наконец, стабилизировались цены: после ежегодного роста цен на бензин в 100, а то и в 200 процентов в 90-х 12-17 процентов в год в 2000-х кажутся цветочками.

Почему частники стонут от низких цен в регионе? Ответ прост: сверхприбыль пропала.

С возможной наценкой в 15 процентов работать они уже не привыкли, потому, вероятно, с их стороны и начались разговоры о пагубности низких цен на заправках ВИНКов. Видимо, в их понимании в конкурентной среде должны быть только высокие цены, а потребители в и без того небогатой Ульяновской области за бензин должны платить все больше и больше.

Только почему-то независимые топливные олигархи забывают, что конкуренция означает низкие цены для потребителя при выборе из общей массы однородных продуктов.

За последний год ВИНКи доказали, что можно работать с минимальной наценкой, выдерживать конкуренцию, выполнять социальные обязательства и обеспечивать регион необходимым объемом топлива. А рядом с этим постоянно идут спекуляции заинтересованных независимых трейдеров, предпринимаются попытки дискредитировать деятельность нефтяных компаний, «пытающихся задушить малый и средний бизнес в регионе». Все это с единственной, на мой взгляд, целью – добиться повышения цен на ульяновских АЗС.

Александр Орлов