Уже даже неприлично снова заводить речь о бордюрах, но власти снова и снова толкают нас на эти посты. Если б они достойно и мудро отреагировали еще давно, когда их просили не трогать вечные гранитные бордюры, которыми мог бы гордиться любой город, живущий не одним днем, то не было б всех этих полемик, на которые власти все так же неумело отвечают.

А чиновникам и мэру сразу надо было всего лишь одно – подумать и разобраться в себе, понять, где же система власти дает сбой, кто и почему ведет к таким сбоям.

Я надеялся, что услышу от Александра Пинкова слова именно об этом. Но услышал странные объяснения о неком федеральном законе, согласно которому «отдельные бортовые камни автодороги подлежат замене». Закон назван не был, я, сколько не рылся в Интернете, такого закона не нашел, хотя ГОСТ о дорогах находится сразу же, но там для бордюров никаких особых требований нет, зато к дорогам есть жесткие требования, которые не выполняются. Об этом я писал в блоге две недели назад, говоря о недопустимости массовых замен целых бордюров на фоне разрушенных дорог.

Но на днях меня потряс случай, о котором писала «Молодежная газета» ( http://ulpressa.ru/news/2011/05/27/article161419/ ) – 16-летняя школьница проткнула ногу, наступив на штырь арматуры, торчащий из полуразрушенного бордюра. До приезда скорой помощи в течение 40 минут, истекая кровью, девочка была пригвождена железякой к бордюрному камню.

В конце заметки комментарий председателя Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта мэрии Константин Иваненко: «По правилам, в первую очередь приводятся в порядок центральные магистрали. Поэтому мы начали с замены бордюров именно в центре города. После произошедшего ЧП в настоящее время все пришедшие в негодность бордюрные камни в Засвияжье убраны и опасности для прохожих не представляют».

Так вот, господину Иваненко скажу, что ответ его циничный. Гранитные бордюрные камни в центре города не имели арматуры изначально – по своему происхождению, и за всю свою жизнь ничего плохого никому не сделали. И менять бордюры надо не массово, как вы делаете это на центральных магистралях города, вырывая целые и хорошие блоки. Менять надо только те, что раскрошились и хищно выставили свои арматурины. Их по городу множество. Они-то и опасны. И пешеходам, и, кстати, автомобилям. Именно те, что в этом вопиющем случае, описанном МГ. Глядя на такие арматурины, боюсь, как бы не расшибся еще кто-нибудь на бегу, как бы не свалилась, споткнувшись о них какая-то старушка. Такие камни и есть настоящая угроза населению города. Но если продолжать заниматься бессмысленной заменой «помагистрально», как это делает мэрия сейчас, то до того бордюрного камня с арматурой, проткнувшей ногу школьницы, очередь дойдет лет эдак через 25. Между тем, если чиновники и вправду хотят помочь городу, пешеходам, автомобилистам, то надо для сначала просто заменить только дефектные бордюры. В среднем они встречаются по 1-2 на 100 метров, иногда и реже. Замечаете разницу? За лето можно обновить почти весь город, сняв с него еще одну угрозу.

Две недели назад я просил депутатов выяснить, где же те дефектные ведомости, на основании которых выполняются работы по замене бордюров? Думаю, они их так и не найдут. Потому что их нет. Потому что никто не дефектировал наши улицы, а просто некто решил делать это «помагистрально» – так быстрее осваивать выделенные миллионы. Так вот, правильным в сегодняшней ситуации был бы один выход, который бы позволил власти сохранить достоинство. Надо просто проехать по улицам и составить дефектные ведомости, отмечая только опасные камни. А деньги, что по конкурсам выделены на работы по замене бордюров, пустить не на тотальную и бессмысленную замену, а на выборочную замену дефектных. Так что, и затрат дополнительных не потребуется, и на следующий год эта проблема снимется, освобождая деньги на иные нужды. Конечно, этот процесс требует больше времени и тщательности. Но что для вас важнее – город или процесс?

Кстати, население могло бы чиновникам помочь в дефектации дорог и бордюров. Помните, облправительство все хочет сделать трехмерную карту области за бешеные деньги. Так вот, лучше бы вместо этих затратных глупостей создать двухмерную интерактивную карту города, на которую любой зарегистрированный пользователь интернета мог бы отметить места, где есть дефектные бордюры, срочно требующие замены, а также где ямы на дорогах, требующие срочного ремонта. Все это несложно – было б желание и понимание. Население хочет вам помочь, господа чиновники. И давно пытается помогать, указывая на городские проблемы. Но готовы ли вы к этому?