Национальность? Гражданин планеты Земля
Сейчас разговоры о разумной национальной политике стали громче, но это скорее пиар-кампания политических партий и отдельных неуравновешенных политиков, а нас, рядовых людей, интересует разумное действие. Национальная политика в стране должна строиться не на анализе межнационального конфликта, а на его предотвращении. Сегодня мы живем по пословице: пока гром не грянет, мужик не перекрестится. А мы не хотим грома, мы хотим мира.
Нормальные люди войны не хотят. А когда она случается, сильные идут воевать, остальных от войны спасают. Так сейчас вывозят иностранных граждан из Ливана, так перед началом второй мировой привезли в Россию испанских детей, так появились у нас в области граждане республики Вьетнам, спасавшиеся от войны, безработицы и нищеты. Многие из них стали российскими гражданами, и ульяновцами в том числе.
Открывая в нашей газете рубрику «Мир дому твоему», мы поставили себе задачу: рассказать о представителях всех национальностей (а их более ста), живущих на нашей симбирской земле. Живущих в мире и согласии. Сегодня гости нашей страницы – Председатель УМОО вьетнамского общества «Солидарность» Нгуен Чонг Донг и студентка УлГУ по имени Ту. Они рассказывали о себе, о жизни у нас, о планах на будущее.
Они хотели мира, хлеба и работы
«Войну у нас в стране, -сказал Нгуен Чонг Донг, -помнят и не забудут никогда. Как никогда не забудут ту помощь, которую оказал нам СССР, сейчас – Россия. Для нас это однозначно: русский многонациональный народ спас нашу Родину от порабощения, а ее мирному населению дал кров, работу и свою доброту. Поэтому отношение к русским во Вьетнаме очень хорошее. И к вашей истории. У нас день Октябрьской революции – большой национальный праздник. А российская земля стала для многих из нас второй родиной, и Родиной для наших, родившихся здесь, детей.
(Кстати, своей младшей дочери, которая ходит в детский сад, мой собеседник дал русское имя Аня).
– А я, – добавила Ту, – приехала сюда учиться. И ни одного слова по-русски не знала. Про войну учила в школе на уроках истории и знала, что я еду в страну друзей. И это – правда. Проблем у меня и моих сверстников в Ульяновске нет. Более того, мои друзья помогают мне преодолевать языковой барьер. Огромное спасибо моим учителям русского языка, здесь в УлГУ, за терпение и безграничную доброту. Я сегодня свободно общаюсь с ровесниками, сдаю экзамены, просто живу в этом городе, как все.
Ту будет экономистом. Она уже закончила третий курс, владеет английским, французским, а теперь еще и русским языками. Дома, во Вьетнаме, ее ждет жених, который учится в аспирантуре. Но замуж гостья редакции не спешит. «Надо закончить учебу, – говорит она, – поработать года два, а потом уже заводить семью. Еще хочу, чтоб родители, когда я стану самостоятельнои, вернулись на Родину и перестали работать, а я буду о них заботиться».
Ну и что, что мы – разные?
Восток – дело тонкое, знаем мы из популярного фильма. Оно и вправду так. Знаете ли вы, что вьетнамцы хлеба не едят? Почему?
– Наш хлеб – рис, – говорит Нгуен Чонг Донг. – Каждая женщина во вьетнамской семье имеет свою книжечку, где записаны рецепты любимых блюд. А всего наша кулинария содержит 500 рецептов блюд из риса.
Я надеюсь, что в одном из следующих номеров мы опубликуем хотя бы пять из них, хотя мои собеседники в один голос сказали, что сначала их надо попробовать, а потом готовить. Надеюсь и на это. Ну, а коли речь зашла о делах семейных, не углубляясь в политику, мы о них и поговорили всласть.
На вопрос, кто в доме хозяин, Нгуен Чонг Донг ответил однозначно:
– Мужчина. Жена, кто бы она ни была по профессии -юрист, экономист, доктор, дома – хозяйка, заботливая жена, любящая мать. А решения принимает мужчина.
– Ну, это старая традиция, – мягко возражает ему Ту, -сейчас молодежь пытается приходить в спорах к согласию, старается уважать мнение друг друга.
Старший ее товарищ сетует на то, что излишняя раскрепощенность увеличила число разводов, чего раньше на их родине не было.
– У нас, – говорит он, -очень серьезно относятся к культу семьи. По старой традиции рожают помногу, в основном – в ожидании мальчика, который должен быть в каждой семье. Но это – на селе. В городе молодые семьи ограничиваются двумя детьми, но если в семье ожидается третий ребенок, один из родителей уходит с работы, а государство дает возможность работающему достойно содержать семью. И поэтому у нас истребленное войной население прирастает хорошими темпами.
Я узнала от моих собеседников о том, что главное время семьи – вечер, когда все собираются за ужином, рассказывают о прожитом дне, обсуждают свои проблемы, делятся радостями. Что ж, прав был классик: «все счастливые семьи счастливы одинаково», что в России, что во Вьетнаме. Но ставшие россиянами вьетнамцы традиции своего народа не забывают и дома живут по-своему, по-вьетнамски.
Это не мешает им работать и жить в мире и дружбе с русским народом и другими народами, живущими в нашей области. И в любви. Растет количество межнациональных браков, семьи получаются крепкими.
– А родители, – сказала Ту, – против них не возражают, считают, что любовь есть любовь. Правда, свадьбы у нас играют по-другому. У вас – в храме (так она называет загс), а у нас можно зарегистрировать брак и дома, и в гостинице. И сватовство тоже другое. Родители жениха приходят в дом невесты с дорогими подарками и угощением, к свадьбе готовятся долго и тщательно, и свадьба может быть в любое время до регистрации или после. Слово дано, и оно не нарушаемо.
Мама дорогая, куда уж нам с нашим «обещать – да не жениться?». Ну, это так, шутка. Порядочность – понятие интернациональное.
Вот тут нам – минус. Семь торговых фирм открыли в Ульяновске приехавшие в поисках работы граждане Вьетнама. И закрыли. Не выдержали финансового прессинга, не будем уточнять, от кого. К властям, к слову сказать, у членов вьетнамской диаспоры претензий нет, и официальный визит делегации дружественной страны к нам в область – тому яркое подтверждение. Подписан документ о намерениях, в конце года наши поедут с ответным визитом. В перспективе – культурное и промышленное сотрудничество. Планы хорошие, и дай Бог, чтоб им не помешали орущие на митингах бузотеры.
Наша справка: в Ульяновской области проживает более 100 национальностей. 27 национальных общественных объединений зарегистрированы и действуют на ее территории. В июне обратились представители казахской общественности с вопросом образования казахского национального общественного объединения. Постоянно действуют Ульяновский областной центр татарской национально-культурной автономии, а также чувашской, мордовской и азербайджанской автономий, общероссийской общественной организации «Союз армян России», еврейской и немецкой автономий, вьетнамского общества «Солидарность» и ульяновской общественной организации «Симбирский центр славянской культуры».
Молоденькая моя собеседница по имени Ту сказала мне на прощание:
– Далеко не везде в России мои земляки живут спокойно. В Ульяновске мы живем спокойно. Я хожу на дискотеки, я по улицам хожу, не боясь, я учусь, чтоб принести пользу моей стране. Спасибо.
Евреи и татары, цыгане и калмыки, азербайджанцы и казахи – люди земли симбирской, приходите, звоните, пишите. Мы с радостью расскажем о вас, ваших традициях, ваших обычаях и проблемах для того, чтоб мир, покой и добрососедство оставались с нами навечно.