В рамках Федерального Сабантуя в Ульяновске 3-4 июля горожане смогли познакомиться с изобразительным искусством Республики Татарстан.

Впервые в Ульяновском областном краеведческом музее были представлены экспонаты из Национального музея Казани. Традиционные промыслы, в которых преуспели казанские мастера, – ювелирное искусство, золотое шитье, кожаная мозаика, тамбурная вышивка, закладное ткачество, искусство каллиграфии.

До наших дней дожили тюбетейки – головной убор мужчин, который украшается вышивкой с растительным орнаментом. Из-за своего удобства они до сих пор пользуются популярностью в народе. А вот женская маленькая шапочка -калфак – стала редкостью. Зато на выставке калфаков – целая коллекция. В старые времена, чтобы удержать на голове такую миниатюрную красоту, татарская женщина прицепляла свою шапочку к волосам крючком.

Кожаные сапожки с узорами – «фирменная» обувь, ставшая непременным атрибутом национального костюма. «Татарские» сапожки, удобные и оригинальные, покорили даже Европу. Некоторые предметы на выставке имеют прямое отношение к мусульманской религии. Это, например, вышитый золотыми нитями на зеленом бархате переплет для Корана или молитвенный коврик, тоже с вышивкой. Или медный таз для омовения. Они дополняются халатом и чалмой муллы. А декоративные панно – шамаили – с изящной каллиграфической вязью арабского письма дают поучения верующим о праведном образе жизни и высокой духовности.

Заветы предков нашли свое отражение и творчестве профессиональных художников Татарстана. Вернисаж с их произведениями открылся в Ульяновском областном художественном музее. На нем можно увидеть всю палитру направлений, в которых работают татарские мастера живописи.

Реалистическая картина А. Сайфутдинова -«Татарская невеста», передающая свадебный наряд девушки во всех подробностях деталей и переливов цвета, соседствует с обобщенными портретами в «наивном» стиле кисти Р. Кильди-бекова: «Угольщик», «Деревенская женщина», «Танцующий суфий» и другими. Абстакционизм Р. Шамсутдинова, воплощающий в живописи суть сур Корана, дополняется философскими размышлениями о жизни, судьбе и творчестве А. Абзгильдина.

Кстати, в этом музее гордятся давними связями с Татарстаном. Оказывается, многие наши художники ХХ века получили образование в знаменитой Казанской художественной школе. Более того, культуре обеих краев принадлежит творчество известного живописца XIX века, выходца из крепостных Симбирской губернии Василия Худякова. Его последняя картина «Плененная царица Сююмбике, покидающая Казань» была создана по этюдам, написанным в Казани. Работы Худякова находятся в собраниях художественных музеев Ульяновска и Татарстана. Они не единожды демонстрировались на выставках в Ульяновске.