Количество аспирантов в Ульяновской области ежегодно сокращается. В том числе и тех, которые выпускаются с защитой диссертации. Эксперты называют происходящее в высшем образовании катастрофой.
Ульяновскстат опубликовал статистику по количеству аспирантов в регионе за последние 15 лет. Выяснилось, что наименьшее количество принятых в аспирантуру людей пришлось как раз на 2014 год – 201 человек. При этом в 2013 и 2014 годах выпустили с защитой диссертации по 26 человек. В 2012 году это число было почти в три раза больше – 65 человек, а в 2011 году – 73. Как показывает статистика, аспирантура в пяти ульяновских вузах скудеет: тенденции таковы, что снижается и общая численность обучающихся в аспирантуре (728 человек в 2014 году против, например, 1191 человека в 2009 году), и приняли в аспирантуру меньше всего за последние 15 лет именно в 2014 году.
Доктор технических наук, заведующий кафедрой теплогазоснабжения УлГТУ Владимир Шарапов не видит в такой статистике никаких положительных моментов.
– У меня всегда все было очень благополучно с защитой аспирантов, – говорит Шарапов. – Они защищаются в срок или досрочно. Были восемь аспирантов, которые защитились на первом или втором году аспирантуры, потому что начинали делать кандидатские диссертации практически с третьего курса. При этом у меня, хотя показатели благополучные, уже два года в аспирантуре ни одного места нет.
По мнению Шарапова, это неправильно, так как зачастую в аспирантуру не могут попасть действительно талантливые люди, которых нельзя пропускать мимо науки.
– У меня сейчас на выходе из магистратуры студентка, у которой, по сути, кандидатская диссертация готова на 70 процентов, – продолжает Владимир Шарапов. – А я боюсь, что мне ее некуда будет принимать. А эта девочка – сирота, на платную аспирантуру пойти не в состоянии. Человек уже показал, что может здорово работать, но выхода не вижу пока никакого.
Этот пример – нечастный. Аспирантура закрывается на очень многих отделениях ульяновских вузов, как и магистратура. Высшее образование все чаще ограничивается бакалавриатом, а распределение мест в магистратуре и аспирантуре идет по непонятным для многих преподавателей критериям.
– Более того, в прошлом году, в июле, министр образования Дмитрий Ливанов сообщил на совете ректоров, что в большинстве российских вузов аспирантура и магистратура будут ликвидированы, – говорит Шарапов. – Это катастрофа. Если нет магистратуры и аспирантуры, то это уже не вуз. Даже не техникум – там хотя бы мастеров учат. И все это происходит под болтовню о модернизации, импортозамещении… Между тем идет ликвидация высшего образования и науки в принципе.
Сергей ГУРЬЯНОВ
лям
У нас тут один кандидат наук областью руководит. Офигенно получается.
Ye-Ye
А два других “рулят” вузами…
Ye-Ye
…С таким же успехом.
Аноним
причем есть инфа, что готовится докторская ему
Деев М.Д.
Кто имеет огромное желание и целеустремленность к конечному результату выполнит заветную мечту стать ученым в истинным смысле. Если есть талант защита обеспечена.
Дружок
с луны свалился? Без денег никому ты не нужен.
Деев М.Д.
У меня дочь пять лет защищала Кандидатскую диссертацию, 10 лет работала над докторской. Стала Профессором в 42 года и денег не тратила. Единственные затраты на фуршеты после защиты. Но это принятая норма.
Ваша
дочь просто молодец. Но мучатся 5 лет над кандидатской очень тяжело(небольшое вливание ускорило бы успех).
Аноним
в какой научной сфере она степени получала?
Деев М.Д.
Доктор экономических наук. Получила подтверждение звания ” Профессора” в ВАКЕ. Такие вот времена.
Односельчанин
Одни доктора наук, – рядового инженера не найдёшь!
Профессор
А зачем кандидаты сейчас? В ближайшее обозримое будущее рабочих мест в ВУЗах нет!!!!
Professor Obama
Все по плану! Эффективные инновационные менеджеры и система менеджмента и качества успешно выполняют свои функции.
Ульяновец
О чем вы говорите. Посмотрите цель нашей современной системы образования.
Как развалить систему образования: диверсионная программа
Сандаков Д.Б.
Идея о том, что государство может быть заинтересовано в снижении качества образования не является новой. Об этом недавно в Госдуме во всеуслышание заявил Владимир Жириновский: «… надо сдерживать образование, если мы хотим стабильности. Если мы раскрутим образование, вы сами себя обречете на уничтожение. Об этом подумайте». Тем не менее, в «теорию заговора» поверить всегда труднее, чем в простую человеческую глупость. В данной статье я предлагаю проверить правдоподобность гипотезы управляемого снижения качества образования при помощи методики, придуманной братьями Стругацкими.
Лирически-методологическое предисловие
Когда-то меня до глубины души тронула книга братьев Стругацких «Волны гасят ветер». На описанной в книге Земле будущего было такая профессия – прогрессор. Прогрессоры внедрялись в другие менее развитые, чем Земля цивилизации и исподволь направляли общество к прогрессу в нужном направлении. И вот однажды некого прогрессора пронзила мысль: а что если на Земле тоже действуют законспирированные прогресоры более высокоразвитых цивилизаций? Надо их обнаружить! Но как? Автор идеи предложил трех-шаговую методику выявления инопланетных прогрессоров. Во-первых, предположим и допустим, что они действительно существуют. Во-вторых, зная их цели, попробуем спрогнозировать, что они должны делать (что бы мы делали на их месте). В-третьих, будем искать совпадения между нашим прогнозом и реальными событиями на Земле. А далее в книге описывается история применения этой методики, благодаря которой шайка законспирированных прогрессоров была вскрыта и обезврежена.
Предлагаю воспользоваться методологией Стругацких применительно к системе образования. Предположим, на постсоветском пространстве действует банда регрессоров, задача которых – развалить сложившуюся при СССР систему образования. Подумаем, что для этого надо было бы сделать и будем искать совпадения в реальной жизни. В данном случае я выступлю в роли гипотетического регрессора и разработаю краткую диверсионную план-программу развала системы образования. А Вы, уважаемые читатели, сами ищите совпадения в реальной жизни и делайте выводы.
Итак, моя программа разрушения системы образования (на примере высшего образования) получилась из 7 пунктов.
1. Снижение творческой мотивации педагогов
Общая идея. Как учил товарищ Сталин, «кадры решают все». Проблемы в том, что педагоги высшей школы – кадры еще те. В своей массе в ВУЗах работают самомотивированные личности, которые делают свое дело хорошо не за зарплату и не из страха наказания, а потому что им это интересно и потому, что они считают, что это важно и нужно. Как снизить рабочую и творческую мотивацию этих гвоздей людей? Их нужно унизить. Унизить так, чтобы возникла жесткая обида на систему, которой они служат. Обостренно чувство справедливости, обычно присущее самомотивированным людям, в данном случае сделает свое чёрное дело – они не смогут по-прежнему служить системе, которая их незаслуженно унизила.
Конкретные действия. Показателем социального статуса человека в обществе и индикатором меры оценки обществом ценности труда и заслуг человека является его зарплата (доход). Надо чтобы у профессоров и доцентов зарплаты были на уровне грузчиков, кассиров и уборщиц. Во-первых, это снизит статус педагога в глазах общества. Во-вторых, это унизит педагогов и породит обиду на систему. При этом очень важно довести ситуация именно до абсурда – чтобы профессора/доктора получали меньше уборщицы. Подобная иррациональная ситуация вводит разум человека в состояние аффекта. Дополнительно в ВУЗах следует создавать иррациональные и унизительные дефициты: бумаги, туалетной бумаги, учебников, порошка для принтера, самих принтеров и т.п. Достойный рыцарь не служит господину-идиоту, а уважающий себя профессор не сможет с полной отдачей служить ВУЗ-придурку.
2. Подрыв авторитета педагогов
Общая идея. Реализуя пункт 1, мы убиваем сразу несколько зайцев. Поскольку богатство является показателем социального статуса человека, студенты в основной массе будут презрительно относиться к преподавателям-нищебродам, считая их лохами и неудачниками. При таком отношении процесс передачи знаний приобретает эффективность близкую к нулевой.
Конкретные действия. Смотри пункт 1.
3. Бюрократизация учебного процесса
Общая идея. Армейская мудрость гласит: чтобы солдату в голову не приходили дурные мыcли, он должен быть постоянно занят; не важно чем, главное – занят. Чтобы в головы педагогов не проникли хорошие и умные мыли, они тоже должны быть постоянно заняты какой-нибудь пустой и тупой работой. Поскольку красить траву в среде преподавателей как-то не принято, нужно изобрести аналог «покраски травы» для профессуры.
Конкретные действия. Аналогом «покраски травы» в ВУЗах может быть заполнение бесчисленных и никому не нужных бумаг и отчетов. Каждый год надо менять формы основных документов, чтобы всю документацию надо было переделывать заново. Но педагоги (особенно советской закалки) – люди вредные, упертые и стойкие. Даже в бессмысленном деле они запросто могут найти творческую составляющую. Чтобы исключить эту возможность необходимо в документооборот ввести элемент авральности: около 30% всех бумаг следует требовать предоставить срочно и с-сегодня-на-завтра.
4. Либерализация учебного процесса
Общая идея. Обучение человека чему-то новому в большинстве случаев вызывает сопротивления. Поэтому насилие есть неотъемлемый элемент любого эффективного образовательного процесса. Отсутствие насилия резко снижает эффективность обучения. Давайте вспомним старые фильмы с Брюсом Ли и Ван Даммом или учителя «Белый лотос» из кинофильма-гротеска «Убить Билла 2». Помните, как там учителя учили своих учеников? Результата был – ого-го! Для снижения качества образования необходимо максимально либерализовать учебный процесс. Человек – существо ленивое (студент – в особенности), поэтому студенту, вырвавшемуся из-под контроля школы и родителей и не попавшему в другую систему контроля, будет явно не до учебы.
Конкретные действия. Свободное (пусть не de jure, но de facto) посещение лекций, выбор студентами педагогов, неограниченное количество пересдач экзаменов и зачетов, минимальное отчисление (в идеале – вообще избавиться от явления отчисления) студентов. Побольше капустников, КВНов, конкурсов красоты и т.п.
5. Разрушение интеллектуальной атмосферы
Общая идея. В ВУЗе лекции и семинары – это не главное. Главное – это создание образовательного поля. Именно поэтому западные ВУЗ охотятся за нобелевскими лауреатами и известным учеными и готовы платить им килобаксы просто за факт присутствия. Почему учёные любят ездить на конференции и симпозиумы (на которых, по правде говоря, больше «тусуются» и «выпивают», чем обсуждают научные проблемы)? Да потому, что они там становятся умнее! Сотня светлых голов в одном месте создает уникальное «поле ума»; попавшие в это поле люди умнеют на глазах и рождают хорошие идеи. Однако это интеллектуальное поле легко разрушается под действием низкоуровневых вибрация? Достаточно ввести в это поле десяток идиотов и пиши «пропало» – поля больше нет. Если идиотов будет больше, то они уже начинают создавать свое поле идиотства, в котором люди глупеют.
Конкретные действия. Необходимо устранить заслоны, препятствующие приему в ВУЗы идиотов, бескультурных, агрессивных личностей. Для этого необходимо:
– лишить педагогов ВУЗов права отбирать студентов самостоятельно,
– сделать прием в ВУЗы безличным (элементарный фейс-контроль легко выявляет вышеуказанные патологические типы),
– снизить порог поступления до уровня двоечника (для этого надо увеличить набор студентов).
Чтобы повышение количества обучаемых не потребовало дополнительных бюджетных средств, делаем следующее: излишки студентов должны сами оплачивать свое обучения, количество преподавателей не увеличивать, увеличить нагрузку каждому педагогу (это поможет реализации пунктов 1 и 3 программы). Увеличение количества студентов, приходящихся на одного педагога, выгодно еще и потому, что обезличивает учебный процесс, превращая его в потогонный конвейер.
6. Подбор руководящих кадров
Общая идея. На высшие руководящие должности в системе образования необходимо расставить людей, не соответствующих этим должностям. При правильном подборе и расстановке кадров скорый развал системы гарантирован.
Конкретные действия. Кого следует назначать на высшие руководящие должности в системе образования? Во-первых, людей, которые не пользуются авторитетом и уважением в среде своих коллег. Во-вторых, «крепких хозяйственников», но не мыслителей, которые в состоянии сформировать целостное представление о сложных системах. В-третьих, людей серых, не имеющих талантов и достижений; в этом случае они будут понимать, что целиком и полностью обязаны своему покровителю и будут идеально повиноваться и хранить тайну.
Для дестабилизации системы образования особенно ценными являются следующие психологические типы: тупые, амбициозные, гиперактивные, агрессивные, трусливые, соглашатели, алчные.
7. Маскировка
Общая идея. Чтобы программа разрушения образования не встретила сопротивление общественности, ее необходимо замаскировать. Врать надо по-крупному. Социальная психология утверждает: чем чудовищнее обман – тем легче в него поверят. Люди склонны думать, что их могут обмануть плохие люди (враги) исподтишка и по мелочам, но мало кто готов поверить, что их обманывают хорошие люди (свои), в наглую и по-крупному.
Конкретные действия. Во-первых, в СМИ необходимо создавать непрерывный информационный шум о модернизации, инновации, болонизации и т.п. Для этого можно успехи отдельных личностей (победы на олимпиадах, конкурсах и т.п.) выдавать за успехи системы в целом. Во-вторых, необходимо отвлекать внимание общественности на второстепенные вопросы. Для этого периодически следует затеивать бессмысленные реформы: менять 5-бальную систему оценок на 10- или 20-бальную, менять количество лет обучение то с 4 на 5, то с 5 на 4; сначала вводить, а потом отменять баклавариат, магистратуру, профильное обучение и т.п.; предлагать сокращать или удлинять (недовольные в любом случае найдутся) летние каникулы и т.п. Пусть в борьбе против второстепенных нововведений активная часть педагогов утилизирует и распыляет свою протестную энергию.
Замечания к программе
Данная программа рассчитана на 5-10 лет. После этого срока начинают действовать механизмы положительной обратной связи (когда выпускники ВУЗов сами идут преподавать в школы и ВУЗы, писать учебники и т.п.). После этого деградация образовательной системы приобретает необратимый и самоподдерживающийся характер.
Вот собственно и все. Как видите – ничего сложного.
Готовая
кандидатская. Ой нет извините ДОКТОРСКАЯ,
Professor Obama
Все уже давно реализовано! Ничего нового не придумаете. Все по плану!
Попович Леша
Сам кандидат наук. Скажу, что это только начало. Аспирантов будет все меньше у нас. Причин две: бабло и актуальность научных изысканий.
Бабло: стипуха аспиранта и введение пар, на которые надо ходит – очень ограничивают современного аспиранта в параллельной карьере. А прожить на стипуху+какие нить лаборантские, сможет не каждый.
Актуальность: хотелось бы без конкретных примеров (кто в теме и там все знает). В целом по вузам ульска – встречалось мало реально актуальных и перспективных тем исследований. В основном попытки переложить на новый лад задумки 70-80-хх годов. А зачастую и продолжение копаний в исследованиях той эпохи. Какой здесь итог? Да очень простой. У меня три друга-аспиранта побросали аспирантуру на 2-3 курсе, потому что поездили по стране, миру и поняли, что их тематики исследований уже устарели лет эдак 20 назад)
Ну и совсем забыл-есть товарищи, которым нужны корочки кандидата. Вот они и формируют статистику. Им пофиг на пары и актуальность (как правило они в заочке и работаю в гос компании) – им важна корочка. Имея ее – их Зп увеличится на 5-6 тыщ. :)))))
В стране ментов и проституток нет места умным головам.
Вот такая реальность.
Муромец Илья
Алёша не зуди. Всё пройдёт как с яблонь белый цвет. Каждая проститутка должна защититься как минимум до кандидатской(конечно лучше докторской, сам понимаешь почему).А про ментов и говорить не надо все защитились уже(кто чем мог).
Доцент
Ульяновцу. Согласен на все 100. Один в один со мной. Проработал в вузе 10 лет, должность доцент, степень кэн, полная ставка, доход в районе 12-13 тысяч. Правда от коммерческих цасов отказывался, некогда, преподавал 4-5 курс только очная форма. У меня в организации вахтер столько получает при работе сутки через трое. Уровень студентов, ну на уровне школьной программы, лет 20 назад максимум ПТУ. Особенно все достало, когда вахтеры стали писать служебки в ректорат о нарушении учебног процесса, ну к примеру задержка начала лекции на 10 минут, либо ее окончание.
Односельчанин
Помнится во времена своей молодости, когда различных идей была полна голова, подал рацуху, по изменению одной военной конструкции. Слепил схемку за счёт лейтенантской зарплаты, опробовал, оформил.
Вызывает меня главный инженер (не зампотех), и говорит, что как-то в одиночку не хорошо рацухой заниматься. Не буду вдаваться в подробности, только на выходе, получил я 50 р. за свои труды и кучу тех, кто помогал мне в трудах праведных.
Сейчас работаю с импортной техникой, так вот что хочу сказать, китайцы у нас постоянно запрашивают какие есть заводские недоработки, недостатки… И устраняют их очень оперативно, не дожидаясь рекламаций, изменяя конструкцию. У нас-же сразу начинают искать виновного. Поучиться нам надо в этом вопросе у них.
Елена
Ульяновские ВУЗы сегодня – профанация высшего образования.
Аноним
систему образования разрушили! современный ульяновский вуз не дотягивает и до уровня советского ПТУ
Whirl
Не только Ульяновские…
121
Для чего храмы то строятся? Зачем нам аспиранты? Нам бы вакансии в церквях заполнить и инкивизицию вернуть и пусть все молятся, чтобы спасти свою грешную душу. Наука, она думать заставляет, а это нынче не в тренде. Не нужны нам сейчас ученые люди. Их и так в России навалом, девать их некуда, так, что больше половины за границу уехала и возвращаться не собирается. Россия, ведь она центр научного знания. Все нововведения, все изобретения, все технологии они ведь из России нынче. На какой продукт не посмотри, везде надпись МЭЙД ИН РАШША. И бренды у нас мировые. Все, потолок, хватит нам ученых.