В его семье не было ни одного железнодорожника. Но чуть ли не с детского садика Сергею Куксину нравились тепловозы и хотелось непременно стать машинистом. Мальчишку, конечно, тянуло к технике, а тут – большущая машина, за спиной на километр металла тянется и ты один управляешь этакой махиной!

Мальчишеская мечта

Жил он в Димитровграде, станция была от дома далековато, но все равно Сережа бегал смотреть на поезда. Мама отговаривала – уж очень ответственная работа, отец одобрил: «Нравится, значит, иди, учись». «Ведь если у тебя есть любимая профессия – ты будешь всю жизнь счастлив, правильно? – говорит Сергей. – Ты будешь с радостью ходить на работу и с радостью возвращаться домой, где тебя ждут».

Мечту пришлось немного отложить – до окончания службы в армии. Закончил ульяновский железнодорожный техникум. В смутные девяностые годы вместе с коллективом переживал смутные времена – сокращения, мало грузов и мало работы, на профессиональном языке это называется «машинистов не обкатывали». Потом дела на железной дороге стали налаживаться. В 2000 году Сергею, одному из лучших помощников машиниста доверили главный пост в кабине тепловоза, как говорят железнодорожники, – сел за правое крыло. Просто-таки романтическая любовь к профессии и безупречное владение ею помогли быстро повысить квалификацию: уже через три года Куксин «дорос» до машиниста первого класса.

Пятнадцать лет работы за плечами, а Сергей до сих пор не устал от дороги. Говорит: «Влюблен в пассажирское движение, ведь люди доверили мне жизни. Ты везешь город на колесах. Станции проезжаешь – народ тебе руками машет, словно здороваются и желают доброго пути».

Тонны, километры…

Свой первый рейс в качестве помощника машиниста грузового состава Сергей Леонидович помнит до сих пор: «Из окна выглянул, аж дух захватило: неужели все это за моим тепловозом тянется?!». Грузовой состав – это 60- 75 вагонов, которые со скоростью до 70 км везут 3,5 – 4 тысячи тонн груза. Груза разного – нефть и бензин, уголь и промышленное оборудование, химические вещества и контейнерные перевозки. Представьте, как может повести себя такая масса на сплошном уклоне? А, к примеру, на отрезке пути Чуфарово-Вешкайма с каждым километром уровень железнодорожного полотна поднимается на 11-12 метров! Как же слаженно и профессионально должна вести себя локомотивная бригада, чтобы не произошло обрыва поезда, схода состава! Потому слово ответственность (а значит и безопасность) в лексиконе машиниста – главное. Сергей Куксин всегда из всех ситуаций выходил достойно. Его локомотивная бригада – одна из лучших. В награду он получил наручные часы от президента Российских железных дорог Якунина.

Без интуиции нет машиниста

У Куксина с помощником три постоянных маршрута: до Инзы 161 км, до Сызрани – 150, Бугульмы – 368. Последний – самый сложный, дорога в одну сторону занимает 11-12 часов. Без всякого перерыва. Нагрузка, конечно колоссальная. «Очень устаешь от шума, дизель молотит-работает, – признается Сергей. – Приедешь – и словно проваливаешься в тишину. Вообще машинистом сможет работать далеко не каждый. Это должно быть дано природой. Нужно иметь большие технические знания (каждый машинист и его помощник имеют как минимум третий разряд слесаря по ремонту подвижного состава, чтобы устранять мелкие поломки в рейсе). А еще – хорошую реакцию, интуицию, умение предвидеть и просчитывать ситуацию наперед, спокойный, уравновешенный характер.

Кстати, все действия машиниста на протяжении маршрута фиксирует скоростимерная лента. После каждого рейса ее расшифровывают, и инструктор смотрит, при необходимости делает замечания. Этакий «черный ящик» на железнодорожный лад. В окошко больно-то не посмотришь…

Не случайно забота об отдыхе машиниста – дело первостепенной важности. «В нашем депо уютный дом отдыха, в Бугульме бригадный дом отделан, как «Метрополь», -рассказывает Сергей. – Приезжаем, обедаем и спать. Обязательно положено пять часов сна. Только потом можно пойти в спортзал или телевизор посмотреть».

Будьте спокойны!

– Отменное здоровье, закалка и работоспособность – вот что такое современный машинист, – объясняет заместитель начальника локомотивного депо по эксплуатации Денис Владимирович Куликов. – Представьте 11 часов в напряжении. Негативных факторов влияющих на машиниста в поездке хватает – шум, скорость, досточное количество сигналов, световые раздражители. Плюс периодическая проверка бдительности: на локомотиве установлен так называемый прибор безопасности, который постоянно контролирует машиниста. Каким образом? Через определенные промежутки времени на пульте загорается сигнальная лампочка. Если машинист в течение 7 секунд не нажал на кнопку подтверждения своего работоспособного состояния (либо спит, либо отвлекся), то раздается свисток и просходит экстренное торможение поезда. Предусмотрена и такая степень защиты: если ты будешь просто держать ладонь на этой кнопке (на всякий случай) тоже произойдет экстренное торможение. Все фиксируется на скоростимерной ленте. Выводы делаем жесткие. Сергей Куксин всегда из всех ситуаций выходил достойно. Его локомотивная бригада – одна из лучших. В награду он получил наручные часы от президента Российских железных дорог Якунина.

Ужесточились и медицинские критерии. В каждом рейсе бригада проходят медкомиссию четырежды: перед поездкой, по приезду, затем перед отправкой в обратный путь и снова по приезду. Прежде, чем допустить к работе, машинистов и помощников отправляют на психологическое обследование: совместимы ли они между собой по характеру, по личностным критериям. Если психолог дает отрицательное заключение, то эта бригада вместе работать не будут. Периодически проводится четырехчасовые психологические тесты – на реакцию, внимание, сообразительность, выявляется даже склонность к тем или иным грешкам. Данные позволяют отсеять тех, кому нельзя доверять безопасность жизни пассажиров.

…В день нашего знакомства, Сергей уходил в очередной рейс. Дома его остались ждать Жена Оксана и 13-летняя дочь Дарья. В дороге проводит времени больше, чем с семьей, домашние волнуются, когда муж и папа уходит в каждый рейс.

Шел снег, а снегопад – самая тяжелая погода для машиниста. Но пассажиры могут быть спокойны. Потому что за правым крылом – машинист, который и в 37 лет влюблен в свою профессию, как мальчишка.