14 октября 2020 года в Ульяновском государственном педагогическом университете имени И.Н. Ульянова прошла II Всероссийская научно-практическая конференция «Современные тренды непрерывного образования: университет как пространство интеграции ресурсов общего и высшего образования».
Конференция прошла в очно-заочном формате. Ее участниками стали представители педагогических вузов, руководители и педагоги университетских классов из Москвы, Санкт-Петербурга, Тамбова, Ярославля, Омска, Липецка, Казани, Чебоксар и Ульяновска.
Со словами приветствия участников конференции выступила заместитель министра просвещения и воспитания Ульяновской области Ирина Кисилева. Ирина Вениаминовна рассказала об интеграции общего и высшего образования как потенциале для развития системы образования Ульяновской области.
В своем выступлении ректор УлГПУ Игорь Петрищев рассказал об опыте интеграции ресурсов вуза в системе «Школа – университет» и развитии комплекса непрерывного образования, в который входят научно-образовательный центр «У-Знайки», работающий с детьми дошкольного возраста, профильные университетские классы, малые детские академии, центр сопровождения молодых педагогов.
Также Игорь Олегович отметил, что сегодня педагогические вузы в регионах становятся центром притяжения для всех участников образовательного процесса: педагогов, учащихся, родителей, представителей социально ориентированного малого бизнеса.
«Большие возможности для этого создает участие педвузов в национальном проекте «Образование». Могу сказать, что только в этом году при активной поддержке федерального и регионального министерств просвещения наш университет станет площадкой для создания нескольких центров: непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, консультативной психологической помощи родителям, открытого образования на русском языке для иностранцев», – сказал ректор.
Директор университетских классов при УлГПУ, доцент кафедры педагогики и социальной работы Валентина Балашова рассказала об опыте организации деятельности лицейских классов в университете, в частности, об особенностях организации учебно-воспитательного процесса и обеспечения качества образования школьников.
Заместитель директора по научно-методической работе МБОУ «Губернаторский лицей №101», доцент кафедры начального общего и дошкольного образования Виктория Ворожецова выступила с докладом «Университетские классы в лицее: инновационная триада математического образования, гибридного обучения и модели «Школа полного дня» в работе с обучающимися».
Начальник управления довузовского образования УлГПУ Людмила Семенова и доцент кафедры менеджмента и образовательных технологий Валентина Основина рассказали о сетевом проекте допрофессионального педагогического образования как ресурсе готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению на педагогическую профессию.
Доцент кафедры педагогики и социальной работы УлГПУ Инна Захарова затронула тему сотрудничества школ и вузов в восприятии педагогического сообщества.
О предуниверсарии как новой образовательной траектории профильного обучения старшеклассников участникам конференции рассказала директор Предуниверсария Российского государственного гуманитарного университета, доцент Ирина Воробьева.
С докладом «Система ценностей культуросообразном образовании» выступила заведующая кафедрой хореографического искусства Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, профессор Людмила Касиманова.
О школе юного педагога как компоненте образовательной среды педагогического университета рассказала доцент кафедры педагогики и психологии начального обучения Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского Ольга Беляева.
Опытом использования учителями Академического лицея Омского государственного педагогического университета возможностей образовательного портала «Школа» поделились директор Ирина Щеткина и заместитель директора Валентина Анохина.
С докладом «Социальная технологизация организации работы университетских классов: учет интересов участников образовательного процесса» выступила заведующая кафедрой философии, социологии и теологии Липецкого государственного педагогического университета имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, доцент Юлия Караваева.
Широкую тематику докладов представили педагоги из Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина: «Проектирование программ педагогических классов в условиях трансформации образования», «Инновационные профориентационные активности, используемые в непрерывном образовании», «Сопоставление традиций русской и англоязычной литературы на уроках зарубежной литературы в университетских профильных классах», «Практика применения технологии BYOD на уроках математики в университетских профильных классах».
Своим опытом формирования и развития функциональной грамотности обучающихся в условиях интеграции общего и высшего образования с коллегами поделились представители общеобразовательной школы-интерната «Лицей имени Н.И. Лобачевского» Казанского (Приволжского) федерального университета.
О непрерывном педагогическом образовании как условии совершенствования профессиональной подготовки педагогов рассказала доцент кафедры педагогики и методики начального образования Чувашского государственного педагогического университета имени И.Я. Яковлева, доцент Татьяна Горбунова.
Как отметили в процессе рефлексии участники, конференция стала полем возможности не только для обсуждения опыта интеграции общего и высшего образования, но и площадкой развития профессионального сообщества, реализующего свою деятельность и с детьми, и со студентами, и с опытными педагогами.