В Ульяновске проблему безработицы решают старыми проверенными методами, привлекают население к общественно-полезным работам. Спецрепортаж Сергея Арсеничева.
Пожалуй, самое заметное проявление кризиса в Ульяновске: снег только сошел, первомайского субботника еще не было, но город выглядит очень чистым. Это не потому, что стали меньше мусорить, просто на уборке теперь трудятся все те, кто не смог найти работу по специальности после увольнения. Антикризисные меры по-ульяновски – это общественно-полезные работы, оплачиваемые государством.
Люди с метлами, вениками, побелкой для деревьев и прочими атрибутами благоустройства в большинстве своем и не предполагали, что когда-нибудь будут трудиться на ниве этого самого блага. Но иных вариантов для тысяч безработных сегодня просто нет.
Потерявших работу в первом квартале 2009 года стало в полтора раза больше, чем в прошлом году. И это только официально зарегистрированная безработица. Промышленное производство сократилось почти на 40%.
Зато стоимость квадратного метра выросла незначительно. И в целом – это одна из самых низких цен на жилье в Приволжском федеральном округе. Правда, позволить себе купить заветные метры могут немногие. Строить стали на 30% меньше. Из общей картины выбиваются разве что показатели притока инвестиций. 200 с лишним процентов прибавки – заслуга иностранного капитала.
День открытых дверей на городской бирже труда. Ярмарка вакансий с далеким от широты ассортиментом. Соискателей в разы больше, чем мест. Центр занятости Засвияжского района города. В этом районе находится гордость региона, Ульяновский автомобильный завод.
“Ежедневно к нам обращается от 60 до 90 человек”, – говорит Вячеслав Логунов, директор засвияжского филиала центра занятости Ульяновска.
Лучший вариант, когда человек находит работу по профессии, таких считанные единицы. Вариант плохой – не найти работу совсем и получать только пособие. И два промежуточных выхода из ситуации. Придумать маленький бизнес, утвердить бизнес-план в службе занятости, получить пособие сразу за год, и на эти деньги открыть свое дело. Пока реальных примеров этой схемы нет. И, наконец, самый массовый вариант, уборка и благоустройство, не оглядываясь на амбиции и прошлые заслуги.
“Я сразу согласился, ну мне надо в любом случае куда-то идти, заводы все стоят. У меня тут 4300, да там еще немного, хоть как-то семью продержать, а так вообще не на что, хоть волком вой”, – жалуется Евгений Зверов, бывший слесарь-ремонтник.
Впрочем, общественные работы – это не только с утра до вечера махать метлой. Можно найти непрофильное применение и внутри родного предприятия и в Горзеленхозе. И даже утонуть в миллионе алых роз.
“Вы работаете в теплице с 8 до 4 или до 5 и получаете плюс к вашим пособиям еще 6 тысяч”, – объясняет женщина.
Примерно в таком же графике, но, правда, за другие деньги две подружки, Ирина и Светлана, еще недавно работали инженерами на Ульяновском автозаводе. Кризис внес коррективы и в их жизнь. Теперь высшее техническое образование и 20-летний опыт они будут применять в тепличном хозяйстве.
“Ну почему, и на родной завод я бы возвратилась, конечно. А почему нет? Столько лет там проработать, жаль все-таки. Но надо все в жизни попробовать, теперь мы решили озеленять город”, – рассказывает Светлана Леонтьева, бывший инженер-технолог первой категории.
Фраза “мы решили” в этой ситуации, скорее, элемент аутотренинга. Когда вокруг гектары цветов и буйство красок – это, конечно, успокаивает и расслабляет, но душа все же рвется обратно. В производство. Но там-то сейчас и есть эпицентр кризиса.
“Наиболее ярко выражено это в обрабатывающей отрасли, где мы наблюдаем падение до 50%. И, в первую очередь, это касается регионального автопрома, это УАЗ, это свыше 100 предприятий, которые работают в совместной кооперации с автопромом”, – говорит Александр Пинков, первый заместитель председателя правительства Ульяновской области.
Справка: градообразующий завод и один из крупнейших налоголательщиков в области берет свое начало в 1941 году. Первой продукцией стали авиационные снаряды, потом была серия грузовиков, и в 1955 году завод окончательно сконцентрировался на выпуске малотоннажных полноприводных автомобилей повышенной проходимости. В 1961 году в серию пошла знаменитая “буханка”, еще через 10 лет – не менее знаменитый 469-й, в народе “козел”. В 1992 году завод акционировался. Самой заметной вехой в новейшей истории стал выпуск современного внедорожника “УАЗ-Патриот”.
На самом коротком в мире сборочном конвейере работа идет, но по самому скромному в истории завода графику – 3 дня в неделю. Вместо 7 тысяч автомобилей в месяц, как раньше, теперь собирают вдвое меньше, всего 3000. Флагман, “УАЗ-Патриот”, собирается в гордом меньшинстве, и на конвейере далеко не каждый день. “УАЗ-Хантер”, вошедший в правительственный список льготного кредитования, побольше.
Его цена позволила попасть в список льготно-кредитуемых машин. Правда, это только один единственный вариант с тентовой крышей. Все остальное уже дороже 350 тысяч рублей. Но старый добрый рамный внедорожник по-прежнему популярен в народе, у рыбаков, охотников дачников и у силовых структур. “Милицейский уазик” или “военные мосты” – это уже давно имя собственное. Впрочем, собственное имя есть и самого УАЗа – он теперь “Хантер”, то есть в переводе охотник, это, согласитесь, лучше, чем прежнее неофициальное прозвище машины “козел”.
Самый массовый сектор конвейера – грузовые модели, их включили в программу кредитования села. “Буханка”, “фермер”, внешность автомобиля узнаваема даже издалека и в темноте. Если все останется на своих местах, то через 2 года этот автомобиль отметит 50 лет на конвейере. Впрочем, за столь долгосрочные прогнозы сейчас вряд ли кто возьмется. Сегодня завод работает что называется “по фактической погоде”. Сколько машин заказали, столько и будут делать. И вслед за УАЗом на жесткую финансовую диету сели все его смежники. Кремлевская же таблетка доступна далеко не всем.
В федеральном списке системообразующих предприятий Ульяновской области отвели 16 мест. Список возглавляют представители авиастроения, это и сам завод “Авиастар”, и профильное предприятие “Утес”, и конструкторское бюро. Затем следует автомобильный кластер – это УАЗ и “Ульяновский моторный завод”. Правительство также окажет поддержку местному отделению Куйбышевской железной дороги, трем представителям сельского хозяйства и даже торговой сети. В стороне не остались и предприятия оборонно-промышленного комплекса. Ульяновский механический, выпускающий знаменитые зенитные пушечно-ракетные комплексы “Тунгуска” и зенитные самоходки “Шилка”. И завод “Искра”, обеспечивающий оборонку транзисторами и другими комплектующими.
В гонке лидеров грядет перемена. Сейчас на первом месте по количеству работающих находится УАЗ, но позиции автомобильного гиганта менее сильные, чем у авиационного. “Авиастар” кризис переживает чуть лучше. Во всяком случае, здесь не увольняют сотрудников, а наоборот, ведут набор на работу. Из тех же, кто не попал в федеральный список, крупнейшим является Димитровградский автоагрегатный завод. Он почти полностью зависит от поставок в соседнюю Самарскую область на “АвтоВАЗ”. И подразумевается, что если у главного автопредприятия страны дела будут идти хорошо, то и в Димитровграде кризис переживут с минимальными потерями.
Но, так или иначе, изменения коснулись всех – от простого рабочего до губернатора и правительства. Чиновники тоже стали экономить. Буквально на всем. И что уж совсем удивительно – начали с себя.
“Вот работая на двух сторонах листа экономим бумагу ровно в два раза”, – говорит Олег Костин, министр сельского хозяйства Ульяновской области.
Сократились лимиты на мобильную связь, пришлось уменьшить скорость доступа в Интернет, в командировку летать эконом классом и по служебным делам особенно не раскатываться. В пределах города не более 100 километров в день. Все что свыше – за свой счет. А зарплата тем временем тоже убавилась. Экономия исчисляется в миллионах. Сокращенные чиновники, такие тоже есть, на биржу труда обращаются редко, здешние стены в основном пестрят объявлениями о работе для бывших рабочих. На первый взгляд вакансий немало. Но по статистике трудоустраивается в итоге только каждый пятый, обратившийся сюда. Получают пособие – максимум 4 тысячи 900 рублей. И общественные работы – единственная реальная возможность увеличить эту цифру.
Цветик
"…просто на уборке теперь трудятся ВСЕ ТЕ, кто не смог найти работу по специальности после увольнения."
Интересно, а почему тогда на биржах не протолкнуться?
Кадры решают все,
Сказал когда-то товарищ Сталин.
А мы придумали свое,
И кадры дворниками стали,
Или же, теряя квалификацию,
Пашут на цветочных плантациях.
Кризис продлится не год и не два,
Так говорят прогнозы,
Но кадры потом соберем мы едва
И станем… выращивать розы?
И превратимся в большую Голландию
Весь мир завалив цветами.
Все кадры решают, что еще надо,
Об этом говаривал Сталин…
кадровик
в очередь…дети…в очередь
Вредный
ЦВЕТИКУ "Кадры решают всё!"— сказал тов. Ленин, в своём выступлении о кадровой политике.
Товарищ Сталин через 10 лет его поправил и заявил:–
"Кадры решили—- и всё!"
Вот это сейчас и работает до сих пор.
Нашей руководящей братии рабочих не надо, умных и образованных не надо! Здорового поколения -не надо!
В селе работ невпроворот, а работников нет,–все в города разбежались (зарплата мизерная).
"Наши руководящие кадры" так решили, зачем что-то сажать, лучше купим за границей… Вот и допокупались…
Заграничные друзья гонят нам за большие деньги -отбросы. Сейчас вместе с птичьим гриппом, начался "свиной" и потекут к нам реки зараженной свинины. Ну не выбрасывать же то что вырастил?
А люди у нас не свиньи–всё съедят! Тем более, что своего-то давно уже нет и не предвидется!