22 марта в рамках Форума по реализации Стратегии развития до 2030 года «Мы строим мировой креативный регион» прошел «круглый стол» на тему «Доктрина развития муниципальных образований и «хорошего управления» на территории Ульяновской области» прошел.

Напомним, данную Стратегию развития глава региона Сергей Морозов утвердил в декабре 2014 года. В качестве основных приоритетов документ определяет развитие человеческого потенциала, формирование среды для инновационного развития, диверсификацию экономики и пространственное развитие региона.

Главной темой дискуссии стали основополагающиепараметры развития местного самоуправления, прописанные в Доктрине развития муниципальных образований. Документ был разработан по инициативе Губернатора Сергея Морозова в рамках реализации региональной управленческой инициативы. Доктрина определяет основные принципы и механизмыразвития муниципальных образованийдля органов власти всех уровней.

В дискуссии приняли участие представители регионального Правительства, главы администраций муниципальных образований, региональные и федеральные эксперты. Модератором «круглого стола» выступил эксперт Комитета гражданских инициатив, руководитель Федерального проекта «Муниципальная карта России» Дмитрий Соснин. Также участие в работе «круглого стола» принял эксперт Центра стратегических разработок, заведующий кафедрой «Государственное регулирование экономики» РАНХиГС Владимир Климанов.

Дмитрий Соснин отметил, что«ту система муниципалитетов, которая досталась нам инерционно, не следует воспринимать как догму, и следует искать пути для её корректировки и совершенствования. Разработанная доктрина комплексно охватывает все направления совершенствования системы муниципального развития – от территориальной организации до межбюджетных отношений и процессов вовлечение граждан. Важно иметь выверенную государственную политику, которая нивелировала бы все негативные процессы в муниципальных образованиях, которые связанны с мировой тенденцией урбанизации и, как следствие, оттоком населения из районов»

Владимир Климанов, предложил дополнить доктрину еще одним из основополагающих принципов муниципального самоуправления – принципом межмуниципального сотрудничества, а также особое внимание обратить на практическую реализацию принципа ответственности власти перед населением.

«Убежден, в политической повестке следующего цикла возникнет вопрос межрегионального взаимодействия. Это будет не просто инициатива отдельного региона, а именно объединение субъектов с целью реализации того или иного совместного проекта. И считаю, такая идея межмуниципального сотрудничества должны функционировать также на областном уровне. И быть не только в форме агломераций, но и в иных формах», – сказал ВладимирКлиманов.

По словам генерального директора АНО «Агентство передовых инициатив, технологий, проектов», руководителя проектного офиса по созданию Ульяновско-Димитровградской агломерации Сергея Галанта, проводя работу по созданию агломераций необходимо опираться на мнение самого населения. Одним из опорных моментов здесь является благоустройство территории. И существенную помощь в решении этого вопроса может оказать общественная инициатива, инициатива самих жителей населенного пункта, развитие ТОСов, как формы местного самоуправления. Как отмечает Сергей Галант, это позволит привлечь дополнительные средства к благоустройству территории сельских населенных пунктов и приблизить сельские населенные пункты к городам по уровню комфорта и благоустройства.

«В настоящее время на федеральном уровне еще до конца не отработаны многие вопросы деятельности создания и существования таких межмуниципальных объединений. Главная проблема – отсутствие законодательной базы по системе межмуниципальных бюджетных расчетов внутри агломерации. Регионы сами формируют законодательную базу под реализацию таких проектов, – заявил Сергей Галант. – Поэтому обмен мнениями, практиками пока является ключевым способом формирования законодательства по созданию и функционированию агломераций».

В рамках дискуссий участники «круглого стола» обсудили также перспективы экономического развития местного самоуправления и вопросы совершенствования межбюджетных отношений. Начальник отдела межбюджетных отношений Министерства финансов Наталья Зибунина пояснила основные параметры и причины изменения по данному направлению. «В 2005 году у нас был разработан закон о межбюджетных отношениях, который определяет не только размер субсидирования муниципалитетов, но и объем дотаций на выравнивание. Сейчас мы готовим новую редакцию внесения изменений в данный закон. И здесь наша главная цель – повысить объективность и открытость расчетов распределения дотаций на выравнивание, а также повысить заинтересованность органов местного самоуправления в повышении эффективности использования бюджетных средств, снизив иждивенческие настроения. Так, мы планируем продолжить совершенно новые подходы к процессу распределения дотаций с использованием дополнительны коэффициентов, которые будут максимально учитывать статистические данные по использованию муниципальных образованием бюджетных средств».

Для справки
Стратегической основой Доктрины развития муниципальных образований и «хорошего управления» на территории Ульяновской области» выступают 12 принципов:

1. принцип «Справедливое представительство» – местные выборы проводятся свободно, граждане находятся в центре общественной деятельности, при принятии решений выслушиваются и учитываются все мнения.

2. принцип «Реагирование» – правила и процедуры предоставления государственных и муниципальных услуг адаптируются к потребностям граждан.

3. принцип «Эффективность и результативность» – результаты соответствуют поставленным задачам, действует система измерения эффективности, на регулярной основе проводятся аудиты, позволяющие проанализировать и совершенствовать качество предоставления государственных и муниципальных услуг.

4. принцип «Открытость и прозрачность» – общественность информируется о принимаемых решениях и полученных результатах таким образом, чтобы можно было эффективно следить за работой органов местного самоуправления и содействовать ей.

5. принцип «Верховенство права» – органы местного самоуправления соблюдают законы и исполняют судебные решения.

6. принцип «Этическое поведение» – общественный интерес ставится выше индивидуальных интересов, существуют эффективные меры по предупреждению коррупционных проявлений.

7. принцип «Компетентность и способность» – постоянно поддерживаются и развиваются профессиональные навыки лиц, обеспечивающих управление, для повышения производительности и результативности.

8. принцип «Инновации и открытость переменам» – ведется поиск новых эффективных решений проблем и используются современные методы предоставления государственных и муниципальных услуг.

9. принцип «Устойчивое развитие и долгосрочные ориентиры» – осуществляемая политика учитывает потребности будущих поколений.

10. принцип «Здоровое финансовое управление» – финансовое управление осуществляется взвешенно, бюджетные программы разрабатываются при участии населения.

11. принцип «Права человека, культурное многообразие и социальная сплоченность» – права человека уважаются, защищаются и соблюдаются всеми органами местного самоуправления, осуществляется противодействие проявлениям любых форм дискриминации.

12. принцип «Отчётность и ответственность» – органы местного самоуправления, принимающие управленческие решения, в обязательном порядке отчитываются перед населением.

ПРЕСС-СЛУЖБА ГУБЕРНАТОРА И ПРАВИТЕЛЬСТВА