Фестиваль современного искусства “Улица, как музей – музей, как улица” собрал в Ульяновске художников, критиков, исследователей из России, Италии, Франции, студентов и преподавателей творческих специальностей.
Фестиваль является продолжением одноименного проекта самарских художников Нели и Романа Коржовых. Две недели назад они открыли выставки в Музее современного искусства и Областной научной библиотеке, а также презентовали аналогичные работы на остановочных павильонах города, пообещав развитие событий. Обещание Коржовы сдержали и пригласили в Ульяновск французского профессора, автора книги “Искусство против масс” Жерара Коньо, московского художника Гутова, директора Приволжского филиала Центра cовременного искусства Анну Гор, арт-критика Николая Палажченко, итальянского авангардиста Вито Паче и еще многих неординарных гостей. Фестивальная программа состояла из “круглых столов”, на которых участники обсуждали направления и проблемы живописи, творческих встреч ульяновцев с гостями, экскурсий по городу. По мнению организаторов, было важно представить мнение экспертов о современном искусстве, которое для большинства людей остается непонятным и даже враждебным.
– Мой вклад в развитие проекта “Улица, как музей – музей, как улица” заключается в стремлении исследовать взаимосвязь между художественным и эстетическим актом, социальной и человеческой динамикой в городских условиях, – говорит Вито Паче. – Важную роль здесь играет порядок, установленный в городе, который следует рассматривать как набор норм для жизни граждан и одновременно как свод положений, относящихся к организации городского и архитектурного пространств.
Вито Паче приготовил для фестиваля две мраморные плиты. Одну с надписью на латыни “Artium ratio” (“Порядок в искусстве”) художник привез в Ульяновск, другую с такой же фразой на русском языке оставил на родине, в итальянском Авильяно.
– Между двумя различными географическими направлениями будет установлена художественная и эстетическая связь. Одно и то же высказывание, выраженное на разных языках, ценно, прежде всего, с точки зрения взаимодействия между культурами, – говорит Вито.
Эксперт в области стрит-арта и граффити, руководитель проекта “Стена” Кирилл Лебедев рассказывал об уличном искусстве. По его словам, граффити дает художнику уникальную возможность наглядно высказаться в общественном пространстве, преобразовав его в личное:
– К сожалению, уличные художники все больше уходят в Интернет, отказываясь от диалога со зрителями. Диалог – дефицит сегодняшнего дня.
Кирилл привел в пример одного из коллег, который попытался наладить общение между соседями одного подъезда, разместив в лифте доску с маркерами для обмена новостями. Поначалу стена пустовала, маркеры воровали, потом на доске все же стали появляться заметки от жителей квартир.
Знаток современного искусства из Нижнего Новгорода Василий Рогозин затронул вопрос взаимоотношений уличного искусства и галереи.
– Как правило, владельцы выставочных залов заинтересованы в размещении у себя таких работ, но сами авторы неохотно идут в закрытое пространство. У них сложился стереотип – уличное искусство должно принадлежать улице и в галереях не могут выставлять данное направление. Кроме того, при проведении выставок привлекаются спонсоры, а художники не хотят, чтобы на них делали коммерческую рекламу.
На фестивале высказывалось много идей и мнений. Активными слушателями трехдневного мероприятия стали студенты факультета культуры и искусства УлГУ. Они с интересом рассматривали книги и каталоги, привезенные в Ульяновск организаторами – информации о современном искусстве немного, а творческие люди должны быть в курсе всего нового.
Татьяна КРАВЦОВА