Эта история произошла в праздничный день 23 февраля, когда все мы поздравляли наших защитников. Ирина вечером выходного дня пыталась отвезти племянницу к родителям, проживающим на правой стороне Волги. Почему пыталась? Потому что свободную маршрутку нужного номера пришлось ждать примерно час. На остановке «Товары для дома», что в Новом городе, и правда, очень трудно сесть в маршрутное такси. Повезет – если на этой остановке кто-нибудь выходит.
Наконец, Ирине с девочкой удалось сесть в 85-ю маршрутку. Но тут случились вовсе непредвиденные вещи. Отдавая водителю тысячерублевую купюру, Ирина стала участницей скандала. Водитель сказал, что сдачи у него нет, и она должна на остановке в киоске сама разменять деньги. Ирине деваться было некуда, она вышла на остановке, подала купюру в киоск, но там тоже разменивать не стали. То же самое произошло и на следующей остановке.
Видя, что деньги никто разменять не может, водитель попросил женщину выйти. На что она ответила отказом.
– Мне нужно было вести ребенка к родителям, и я отлично понимала, что вторую пустую «Газель» 85-го маршрута нам не дождаться – уж слишком много народа возвращалось в этот день из гостей, – делится переживаниями Ирина.
На отказ пассажирки действия водителя были следующими. Он остановил маршрутку и сказал на весь салон: «Или она выходит, или мы никуда не едем».
– Вся маршрутка была ввязана в скандал, – вспоминает Ирина. – Мужчины приняли сторону водителя, женщины – мою. Начались взаимные пререкания, упреки, обзывания. Водитель маршрутки подливал масла в огонь, говоря, что я далеко нетрезвая, скандальная, что нарушаю закон, не платя за проезд. Что я должна была заранее позаботиться о размене купюры. На глаза слезы наворачивались от обиды и унижения. Мне было очень стыдно. Я работаю преподавателем, и наверняка в маршрутке могли быть мои ученики или их родители.
Столь неприятную ситуацию спас молодой парень. Он протянул Ирине десять рублей (двадцать у нее набралось мелочью), и маршрутка тронулась в дальнейший путь.
– Я очень благодарна молодому человеку, – говорит Ирина, – я взяла его координаты и обязательно верну ему эти деньги. Но меня поразили два факта в этой истории. Первое – насколько по-хамски могут вести себя люди на работе. А ведь водители маршруток не просто крутят руль, они работают с людьми, а значит, и вести себя должны соответственно. И второе – насколько мы все поддаемся на провокации и любим поскандалить. О какой культуре в стране можно говорить, если мы не можем решить мелкие бытовые проблемы, чтобы не нахамить друг другу, не полить ближнего грязью?!
А еще все-таки хотелось бы, чтобы водитель понес наказание. Считаю, что оскорблять меня у него прав не было.
За комментариями к этой истории мы обратились в отдел по защите прав потребителей и развитию потребительского рынка администрации Заволжского района.
– В данной ситуации, однозначно, закон на стороне потребителя – в данном случае пассажирки. По правилам, покупатель (а пассажир «покупает» услуги транспорта) не должен искать размен. Кто получает деньги, тот и должен заботиться о выдачи сдачи. И уж тем более нельзя было выставлять женщину из маршрутки и заставлять бегать по киоскам, ища размен, – поясняет главный специалист-эксперт отдела Елена Кузнецова. – Если же вы не хотите оставлять безнаказанными водителей, нарушающих ваши права, нужно обратиться в транспортный отдел мэрии города Ульяновска. Там в вашей ситуации должны разобраться специалисты.
Наталья Марцымова