Виктор Никитин Через два года завершается реализация ФЦП «Социальное развитие села». К этому времени надлежит определиться, какие документы лягут в основу совместной работы исполнительной и законодательной власти всех уровней в части развития сельских территорий. Вопросы интенсификации и модернизации, которые сегодня ставит правительство страны, не могут быть решены без технологического продвижения, создания современных условий для проживания в сельских регионах России. Таким документом призвана стать Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года (далее Концепция – авт.), проект которой по поручению правительства страны подготовлен Министерством сельского хозяйства России. Именно она стала предметом обсуждения на Всероссийском семинаре-совещании, который проходил на базе УГСХА в посёлке Октябрьский Чердаклинского района. В работе форума принял активное участие председатель Законодательного собрания Ульяновской области Борис Иванович Зотов. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию его мнение по поводу развития сельских территорий. – Тема семинара – совещания была обозначена предельно чётко: «Законодательное обеспечение устойчивого развития сельских территорий». В этой связи хотелось бы услышать, что является целью Концепции. – Это, прежде всего, определение ключевых проблем развития сельских территорий, мер социально-экономического, правового и административно-управленческого характера, направленных на их решение и выход села на качественно новый уровень развития. Именно он должен обеспечить комплексное сбалансированное решение экономических, социальных и экологических задач. Недаром одним из важнейших направлений Концепции является создание грантовой системы поощрения инициатив по благоустройству сельских поселений, развитию физкультуры и спорта, детского и молодёжного досуга, народного искусства и творчества, сохранению мест культурного и исторического наследия, окружающей среды. Скажу сразу, что проблема устойчивого развития сельских территорий не просто актуально, она, что называется, перезрела. Состояние сельских территорий вызывает серьёзную тревогу. Сельское хозяйство, как и прежде, остаётся основной сферой приложения труда на селе. Но при этом уровень жизни сельского населения остаётся крайне низким, также как и обеспеченность объектами инфраструктуры, занятость на селе составляет около 67%. По данным Минсельхоза России, одна треть сельских населённых пунктов с численностью населения до 100 человек не охвачена ни стационарной, ни мобильной формами торгового и бытового обслуживания. Около трети сельских поселений не имеют подъездов по дорогам с твёрдым покрытием. Это в полной мере относится к вопросам сельскохозяйственного производства, демографии, экологии. Непродуманная политика по оптимизации социальных объектов приводит к тому, что отдельные населённые пункты опустели. Перечислять можно долго. – Что, по-вашему, лежит в основе этих губительных для села процессов? – Всё происходящее в России весьма специфически влияет на ситуацию в селе. С одной стороны, аграрный сектор экономики в последние годы заметно активизировался, в него пошли серьёзные инвесторы. С другой стороны, реалии рынка таковы, что в погоне за интенсификацией производства утрачивается внимательное отношение к людям. Между тем оно, применительно к селу, имеет определяющее значение. В отличие от горожанина человек на селе более адаптирован, ответственен, предприимчив, заботлив и надёжен. Вложиться в него, правильно использовать человеческий потенциал, значит, получить колоссальный эффект. А что мы видим? Развитие мега-ферм, крупных комплексов высвобождает очень много людей, и сельчане оказываются не удел. В свою очередь, несовершенство земельного законодательства не позволяет им быстро включаться в производство продукции сельхозназначения. Не устаю повторять, что зачастую излишнее упование на созидательные силы рынка, который, якобы, всё отрегулирует, оказывается не всегда правильным. Безусловно, он обладает такими качествами, но одновременно с этим многое разрушает и губит. Сказанное опять же отношу к селу: там диктует свою волю «дикий» рынок. Надо понять, что дальнейший подъём в регионах России возможен только при устойчивом развитии сельских территорий. Для этого, полагаю, в субъектах РФ должны быть разработаны региональные и муниципальные программы такого развития. А для преодоления межведомственной разобщённости и координации взаимодействия органов власти надлежит создать при Минсельхозе России межведомственный координационный совет. В свою очередь, видится необходимым создание в федеральных округах РФ межрегиональных центров инновационного развития сельских территорий. Потребуется концентрация финансовых ресурсов, выделение средств из федеральных, региональных и ведомственных целевых программах на повышение уровня и качества жизни сельского населения. – Можно ли уже сегодня говорить о наличии механизмов, которые позволяют начать реализацию Концепции? – В стране и конкретно в субъектах РФ принят целый ряд хороших и продуманных законов и программ. Достаточно назвать Закон «О развитии сельского хозяйства», Доктрину продовольственной безопасности страны, ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года». Как видите, мы располагаем достаточным законодательным багажом. Вместе с тем, нельзя не сказать об отсутствии единства в подходе к вопросу о развитии сельских территорий. Многие считают, что надо создавать крупные конгломераты, агро-города для обеспечения комфортных условий работы и жизни сельского населения. Но такая концентрация с наличием исключительно городов-«миллионеров» видится нереальной. Во-первых, существование таких «монстров» зависит от очень многих причин, вплоть до погодных условий. Во-вторых, и это главное, у нас огромные территории, которые надо обживать и развивать. И ещё один важный момент. Если мы не добьёмся устранения существенного перекоса в межбюджетных отношениях применительно к сельским территориям, поселениям, мы потеряем много драгоценного времени. Суть проблемы состоит в следующем. По данным департамента межбюджетных отношений Министерства финансов России, в прошлом году на сельские территории приходилось всего 6% налоговых доходов, которые формирует федеральный бюджет. И это при том, что на налоговые сборы от муниципальных структур в целом по стране приходится 89%. Без изменения этого соотношения невозможно достичь хороших результатов, и все планы обустроить село рискуют остаться не более чем благими пожеланиями. Законодательное собрание Ульяновской области несколько раз обращалось и в Госдуму и в Совет Федерации РФ с предложением изменить структуру налогов. Нас не услышали. Понимаю, что у государства есть стратегические цели. Но развитие сельских территорий, если говорить об упомянутых мной документах, тоже является стратегической задачей. Однако никто не желает поступиться своим «благополучием» в пользу сельских территорий. Далеко не первый год мы говорим о несбалансированности полномочий органов местного самоуправления, изложенных в ФЗ-131 и их финансовых возможностей. Если и впредь дальше разговоров дело не пойдёт, мы обречены топтаться на месте, за исключением, разве что, проектов отдельных инвесторов. – Борис Иванович, ваша озабоченность объяснима и понятна. Давайте, однако, подойдём к проблеме с другой стороны. Регионами накоплен огромный опыт по реализации ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года». Направления и приоритеты законодательного обеспечения Концепции уточняются. Недалёк тот день, когда можно будет приступить к решению сложнейшей задачи, которой видится устойчивое развитие сельских территорий. Опыт Ульяновской области здесь будет как нельзя кстати. Хотелось бы услышать о нём подробнее. – Если говорить об опыте нашего региона, то мы достойно выдержали сложный период кризиса и аномальных условий минувшего лета. Область вполне управляема и устойчива в части снабжения населения продовольствием. Но, согласитесь, мы не можем всё время идти на пределе. Надо включать механизмы самоуправления, а это является заботой и местных органов. У нас есть такие районы как, например, Мелекесский, Новоспасский, Цильнинский, где администрация и Советы депутатов уделяют большое внимание развитию своих территорий. Здесь добиваются хороших результатов в агропромышленном производстве, восстанавливают объекты социальной сферы, ведут работу по газификации и водоснабжению. Человеку нужно, чтобы у него были постоянная работа и зарплата, его дети ходили в хороший детсад, учились в приличной школе, имели возможность отдыхать. Когда он получает всё необходимое, то не спешит уходить с земли, на которой родился, живёт и работает. Когда слышу от финансистов, мол, у нас нет денег на сельские детсады, школы, клубы, я всегда говорю, что министру финансов, видимо, главное иметь кабинет, телефон, служебную машину и сундук с деньгами. А за всё остальное он как бы не отвечает. Такая позиция неприемлема: во всех нормативных документах должен учитываться человеческий фактор. Тем более что у региона есть интересные проекты, которые продвигают нас вперёд, например, «Новая деревня» и «Русский берег». Согласен, они несколько необычны. Но это во многом будущее сельских жителей. Оба проекта уже реализуются и вызывают большой интерес. Не исключено, что они помогут нам уйти от проблемы, когда создание мега-ферм и крупных комплексов высвобождает большое количество людей, не знающих, куда им приложить свои силы, знания и опыт. Каждому из них надо помочь создать условия для достойной жизни. Законодательное собрание области в лице своего аграрного комитета активно и последовательно отстаивает интересы и необходимость развития сельских территорий. Положительное влияние на ситуацию в регионе оказала ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года». На условиях софинансирования с федеральным центром за семь последних лет в её реализацию было вложено более 1,2 миллиарда рублей. Это позволило газифицировать 98 сёл, ещё в 49 улучшить обеспечение питьевой водой, построить школу, улучшить жилищные условия 1747 семей. Люди, проживающие в сельской местности, поверили, что власть стала заниматься социальными проблемами села. Главы муниципальных образований меня поддержат: не так уж и много у нас ФЦП, которые бы так положительно влияли на развитие сельских территорий. Вывод из нашей беседы делаю один: человеку должно быть хорошо и уютно жить и работать на той земле, где он родился. Если мы до конца пойдём по этому пути, то с честью выполним историческую миссию, которая на нас возлагается. Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|
|
что мелите
??? да начните с того, хорошо ли будет ребёнку который родился в селе, а школу его ОПТИМИЗИРОВАЛИ и ему придется ехать за несколько километров в другую… Родители ВЫНУЖДЕНЫ отдать его в интернат по этой причине!!! Где связь с семьёй, с матерью. "Добродеятели" вы наши! Так и хочется матом написать!!!
матом
Ну совсем уже… совесть потеряли… тоже штоль на коммэрчэской аснове ето бла-бла-бла-бла…… "Сути праблем" ваших за….. по самое немогу ….. Знали бы вы "сути проблем" жителей города, не писали бы тут направо-налево ерунду…….
Мессинг
"…Далеко не первый год мы говорим о несбалансированности полномочий органов местного самоуправления, изложенных в ФЗ-131 и их финансовых возможностей. Если и впредь дальше разговоров дело не пойдёт, мы обречены топтаться на месте…."
Да Борис Иванович, болтовня об этом продолжается уже с 2003 года в целом по стране, а в области – с 2005 года. Но смею Вас заверить, что результатом забалтывания данной проблемы является не топтание на месте, а поступательное движение в небытиё.
Тому, кто "матом": 131-ФЗ одинаково действует по всей территории России, как на сельских, так и в городских. "Суть проблем" жизни людей везде одинаковы.
матом
Кое-где они (сути проблем) все-таки "одинакивее". Вопрос в другом – зачем ОНИ об этом так много трындят? И льется несусветная ложь потоками… ну можно ли спокойно на все это реагировать?
$
http://ulpressa.ru/news/2010/10/22/article135068/
Хомяченко Юрий
Судя по названию статьи, Зотову нужно принять Закон "Об самооценке личности"- «Человеку должно быть хорошо жить на той земле, где он родился». И все, пусть главы районов ломают как закон выполнять
WASP
Походу все здесь не местные, судя по тому как тут живется.