На днях во Дворце Книги Ульяновска состоялась презентация книги авторских сказов Николая Полотнянко «Синбирские сказания», которым он завершил свой цикл исторической прозы и драматургии, посвящённый истории и современности нашего края.
И первый мой вопрос к писателю был о его дальнейших творческих планах. – Я написал полтора десятка книг, в которых отразил течение жизни наших предков, начиная с баснословных времён Дикого поля до 2019 года. Думается, что большую прозу в силу почтенного возраста мне уже не одолеть, но есть кое-что из написанного, но не опубликованного на бумаге. Я говорю о своём писательском дневнике, который можно прочитать на Улпрессе в э\журнале «Литературный Ульяновск». Называется он «Показания очевидца». – Весьма неожиданное название… – Да я выступаю как свидетель, поскольку не отрицаю возможности суда потомков над моими современниками, ведь то, что мы совершили, еще долго будет терзать умы и души поколений, которые уже на подходе вслед за нами, и спросят нас за развал и унижение Отечества. Пока их мозги закомпостированы Сталиным и репрессиями, но прозрение неизбежно. Поэтому я в своём дневнике не драматизирую события, чтобы не увеличивать новое Зло, которое неизбежно придет после освобождения страны от власти сегодняшних негодяев. Конечно, я пишу правду, но не размазываю её с какой-то политической целью. Я прожил в Ульяновске почти полвека, и почти не встречал плохих людей, кроме нескольких властных идиотов. Самый пагубный недостаток у наших людей – это жалкое трепетание перед ничтожествами, которые имеют даже мизерную власть. – Почему это происходит? Сталин всех запугал? Крепостное право виновато?.. – А вы присмотритесь к тем, кто нами правит, и поймёте, почему так происходит. Умные образованные талантливые нравственно порядочные люди брезгают работать в системе управления, и по этой причине там так много нечистых на руку проходимцев. То и дело правоохранительные органы раскрывают преступные деяния чиновников по всей властной вертикали, которую никогда не излечить паллиативными мерами, и народ когда-нибудь её сожжёт, как у нас водится, до основания, чтобы построить новую жизнь, которая будет, скорее всего, ещё гаже, ещё преступнее, чем нынешняя. – Почти во всех ваших исторических книгах присутствует бунт, нежели он опять неизбежен в России? – А он уже давно, лет тридцать, как идёт на всем пространстве бывшего СССР. Но это бунт не стихийный, а управляемый, не вспыхнувший пламенем до звёзд, а тлеющий, как раскаленные угли, на которых выгорает всё лучшее, что есть в России: народная совесть, вера в Бога, любовь к Отечеству. – Вы постоянно говорите, говорите, что предназначение русской литературы состоит в очеловечивании людей. Но её нравственное присутствие в мире, где правит бабло, её влияние практически незаметно. – За последние полвека произошла почти непоправимая утрата литературного вкуса с засильем в поэзии русскоязычных рифмоплетов, которые сначала захватили журналы, затем их поклонники захватили литкафедры вузов, затем Бродский был провозглашён гением равным Пушкину. Приватизация литературы произошла гораздо раньше, чем промышленности и природных ресурсов. Воспитаны тьмы неучей в литературе. Они равнодушны к Пушкину и, значит, к России. Совершенно справедливо говорят, что в нашей стране много талантливых и склонных к искусствам людей, но почему-то руководят у нас культурой не они, а недалёкие разумом чиновники, с дурным характером и жалким профессиональным образованием. В столице засилье таких людей в культуре сглаживается большим числом признанных талантов, чей авторитет укрощает особо ретивых бюрократов от культуры. В провинции, взять хотя бы Ульяновск, человек искусства полностью зависит от произвола, порой даже самых незначительных культурно-бюрократических букашек. Всех людей искусства они рассматривают, как надоедливых просителей и бывают неприятно ошарашены, когда перед ними появляется, к примеру, роман об основателе Симбирска, который настоятельно требует определения для себя места в безлюдном историческом ландшафте региональной культуры. И все приходят в замешательство, что с этим писательским подарком для народа делать, тем более, что он издан в Москве, в солидном издательстве. Но у нас без разрешения начальства подарков, как и взяток, упаси бог, не берут, и поэтому все делают вид, что в культурном смысле в области ничего выдающегося не случилось. Ну, написал Полотнянко книгу, а мы-то причём?.. И мысли нет, что написал он её для народа, в первую очередь молодого народа, чтобы тот не пребывал в слепоте казённого патриотизма, а узнавал живую историю своего Отечества и прочувствовал вкус природной русской речи. Но писатель никак не успокаивается и пишет еще больше десятка книг поэзии, прозы, драматургии, которые успешно презентует и получает премии Всероссийского уровня, но доступ читателей к его книгам перекрыт культурной политикой губернатора, который пиарит себя как патриота области, знатока и поклонника искусств, а на деле показывает себя заурядным обывателем. И его опасения понятны. Если сделать книги об истории родного доступными для прочтения его гражданами, то многие из них перестанут быть Иванами, не помнящими, родства и поймут, что они живут на земле орошенной потом и кровью своих предков, что здесь, в Симбирске, произошли главные события Крестьянской войны под руководством С. Разина и другия события всероссийского значения. – Да, странная культурная политика, с одной стороны Ульяновск объявляется мировой столицей книги, с другой – почти средневековое жлобство: душить и не пущать! И вместе с этим широко распиаренная программа продвижения чтения. – Я познакомился с программой продвижения чтения области. И вынужден сказать, что она невыполнима, поскольку не предлагает реальных инструментов по повышению числа читателей до уровня 70 слишком процентов. Критиковать документ бесполезно, поскольку авторы, имели в виду не гражданина читателя, а некую воображаемую личность. Спасибо за интервью Николай Алексеевич!
Марина Изварина
Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|
|
друг народа
Твои ответы на жгучие вопросы современности поставили меня на место – я снова вижу того Николая Полотнянко, который стоял на принципах справедливости и правды истории. Но как хочется, чтобы ты воплотил идеи, изложенные в эксклюзиве, в поэме «В защиту моих современников» (название условное). Попробуй – это в твоих силах.
Жан Миндубаев
Странновато (лично для меня) что такой даровитый, трудолюбивый, умный, наблюдательный, образованный писатель видит причину падения народа к литературе только лишь в бездействии или шарлатанстве правителей сего дня. Отчасти это так. Но ведь (опять-таки на мой взгляд) главное-то заключается в том, что ЧЕЛОВЕК вообще как бы потерял интерес к самосовершенствованию (“человекоделанию”). Он просто потребляет возможности комфорта, интернета, торговли, физиологии нисколько не загружая смой мозг проблемами нравственности, этики, мировоззрения. ОН сегодня прежде всего потребитель материального.
И вряд ли поможет приблизить книгу к читателю то, что губернатор начнет читать на ТВ. И возрождение конфессий всех видов тут вряд ли скажется на улучшении вида ” гомо сапиенс”.
Тут вот как-то заявил предстоятель РПЦ что ныне каждодневно сооружается аж по три церкви! Но разве это влияет на состояние нравственности ,культуры, порядочности в обществе? Книга, даже богословская, стала ненужной. “Гомо сапиенс пошел “другим путем”, вероятно, ленинским.
николай полотнянко
Ты ведь не писатель, Жан,а я поэт, и отличаешься от меня, как лесоруб от краснодеревщика,и оставь свои похвалы, придуркам.Ты да и вся интеллигенция не видят или не хотят видеть, что у них на глазах происходят похороны русской культуры и внедрение в сознание народа поганки западной цивилизации — современной культуры. Для этого и создан фонд “Культурная столица”, проводятся Культурные форумы, являются 12 литературных апостолов и прочая дребедень. Все гадают о причине непотопляемости СИМа, а она в том, что Ульяновске проводятся эксперименты по сов. культуре. А он куратор этого безобразия.
Я знаю это уже 20 лет, поэтому и создал литературно-художественную панораму Синбирского-Ульяновского края, потратив на это 15 лет жизни, чтобы противодействовать врагам русской культуры. Так что мои разногласия с уважаемым гражданином губернатором носят принципиальный характер.
друг народа
Жан всегда, во все времена, боялся лезть в глубину проблемы. Человек не сам лишился стремления к «самосовершенствованию («человекоделанию»)». У него отняли возможность к этому. Чувствуете разницу? Изучите хорошенько, как трактует современная власть качество жизни и как рассматривала качество жизни марксистская философия, и вам будет понятна ваша позиция.Так что ничего странного тут нет.
старый дорожник
Ф.Энгельс: “Жизнь есть способ существования белковых тел”. Приходится признать правоту классика марксизма – вот так мы и живём (по его определению).
Жан Миндубаев
Ну, профессор, в той России ,о которой тоскует Н.Полотнянко и на возрождение которой он мечтает, грамотных было всего менее 17 процентов. А культуру, науку, ремесла,торговлю вершили те 17-20 процентов, которые и читали, и были небедными, и учились в университетах и дома и за рубежом… И все потихоньку шли куда надо. А вот вы как-то надеетесь на то, что опять КТО-ТО (Маркс, Ленин, Троцкий, Сталин, Буденный и “избы -читальни” созданные от безнадеги после гражданской войны на определенном историческом этапе сработали… Но ведь я то веду речь ЯВОООБЩЕ О ЧЕЛОВЕЧЕСТВЕ!!! И попы тут вряд ли помогут. И возрождение коммунистов ни к чему ,кроме бесконечных войн не приведет. тут Полотнянко прав, догадываясь, что новые времена будут похлеще былых и сегодняшних
Это вы , граф, мыслите мелковато…
не читатель
Полотнянко, не печальтесь. Вас непризнанного гения когда-нибудь признают… Что ж так усердствовать. Увы, Вы тоже не Пушкин и даже не Бродский…