А может быть, хватит о выборах? Других забот мало? Вот тот же пресловутый мост, например. Сколько о нем говорено-переговорено! А он стоит себе одинокий посредине холодной воды, как памятник нашему новому времени с присущей ему новой же властью. Иногда о нем вспоминают. Вот и намедни власть вспомнила, спасибо вопросу, заданному по прямой линии от жителя Заволжья. Чего, мол, с мостом-то творится? Ведь обещала же новая власть через четыре года по нему машины пустить.
Конструкторы по «чемоданам»
Тут вспоминается нам интереснейший фильм Василия Шукшина. «Печки-лавочки» называется. Там некий гражданин, представляясь конструктором по мостам, деревенской паре, ехавшей «к югу», интеллигентную лапшу на уши вешал. Мол, зачем нам с вами мосты через реки строить? Идут якобы разработки научные, согласно которым поезд подходит к берегу, поднимается в воздух, перелетает реку и дальше – идет себе едет.
Муж с женой, деревенские, восхищенно ахали да охали, а потом обнаружилось, что конструктор этот вовсе не конструктором по мостам оказался, а специалистом по чемоданам доверчивых граждан.
Это мы к тому, что в новой ( а теперь уже старой) администрации были специалисты по «чемоданам». В смысле по мостам, и по заводам разным и прочему, немало стоящему.
Заместитель губернатора Царев, помнится, много о строящемся мосте говорил, а жену свою при этом смотреть за «Авиастаром» устроил. Потом исчез в одночасье, благо до Самары рукой подать.
Пиорунский опять же слыл гением экономики, правда, он больше любил казино да иномарки считать. Увеличение и того и другого вызывало у него экономический восторг. Потом для народа Пиорунский перестал быть, но это неправда. Видят его в Ульяновске и нередко.
Шевченко, опять же нелишне вспомнить. Он тоже не только старался кур в топ-моделей худеньких переделывать, но и от имени государства за Волгой и всем, что по ней перевозят и плавает, присматривал.
Опять же Ильинского вспомнить… Хотя кроме «Спиртпрома», сахарного завода, да взятки, от которой он открестился и тут же исчез, что еще вспомнишь? Белый костюм его разве что.
Сидорчев! Велик был. Когда самым первым замгубом у нас работал, тоже по мере своих сил радел о мосте ульяновском. А в это же время прокуратуры Курска и Калининграда уже шли по следам его и других местных чиновников. А чего им было ходить, если числясь в замах и у Руцкого в Курске, и у Горбенко в Калининграде, Сидорчев нигде больше года не засиживался. И правильно! Уходить нужно в нужное время.
Так ушли они и от нас. Сколько «чемоданов» и прочего мы в совместной с ними дороге лишились, время покажет. Тем более, что и наша прокуратура уже идет по следам некоторых.
Правительство обмануло?
Теперь о мосте в свете вопроса заволжского жителя, не понаслышке знающего, что такое автомобильные пробки. Вопроса не какому-то малознакомому или вовсе мифическому кандидату (об этом мы бы и говорить не стали), а самой действующей на этот момент власти.
И надо отдать должное этой власти, она не пыталась уходить от ответа, а напрямую и честно сказала: мол, «тогдашнее», еще 2000-х тысячного года, правительство обмануло. Пообещало в планах своих, что к 2004 году мост через Волгу будет построен, и обещание свое не сдержало. В смысле, денег нужное количество нам не выделило. А выделило, наоборот, не нам.
Миллиарды на юбилейный Санкт-Петербург ушли, еще сотни миллионов – в помощь «кольцевикам». В смысле строителям московской кольцевой дороги.
Оно, конечно, действующей власти не правильно и не нужно оправдываться за действия кого-то конкретного в то сложное время перехода из одного тысячелетия в другое. Опять же век и десятилетия в один день менялись. Такие катаклизмы в космосе шли! Тут у кого хочешь с головой что-либо случиться может. Если даже эта голова правительством называется. А уж областную команду взять… Или отдельного, тем более, человека….
Нет, вы представьте, что правительство тогдашнее учинило!
Оно нашей власти, еще только-только надвигающейся тогда, план строительства моста показало. Ну разве можно было шутить так. Там же, внизу на плане, меленько было написано – строительство первой очереди. А мелкий-то шрифт разве углядишь издали! Вот власть наша и обманулась. Сочла, что к концу 2004-го не первая очередь будет пущена, а и машины уже побегут. О чем и было сообщено народу. А когда правительство несколько раз переменилось и, наконец, стало нынешним, тут-то и стало окончательно ясно – быть новому мосту через Волгу.
Хотя… Если бы в то хлопотное время смены правительств, премьеров, веков и тысячелетий кто-то из нашей нынешней власти удосужился бы заглянуть в планы не только «тогдашнего» правительства, но и «дотогдашнего», он бы смело мог вести команду свою по новому мосту хоть тебе на машине, а хоть бы и на трамвае. Ибо в планах восьмидесятых годов новый мост через Волгу должен был вступить в строй в 1995 году, в день 125-ой годовщины со дня рождения Ленина.
И не случись в 91-м того, что случилось, то есть проживи мы в СССР до 1995-го, сегодня бы на мост-красавец возили бы туристов смотреть.
В игре «50 на 50» нам не выиграть
Но что говорить о несбывшемся! Давайте о том, что есть и что, может быть, будет. А, может быть, и опять не получится. С мостом, мы имеем виду.
Да, министр транспорта у нас был. Да, после этого он Президенту докладывал. Да, первый зам губернатора Михаил Шканов тут же поспешил объявить о том, что чуть ли не через два с половиной, максимум, три года машины по новому мостовому переходу на левый берег пойдут.
И вся наша нынешняя власть согласно закивала, мол, да, да, быть добру. Тем более, что в бюджет следующего года, по словам наших чиновников, правительством якобы уже запланировано на строительство нашего моста ажно 1 миллиард 750 миллионов рублей. (Официальные источники этого не подтверждают).
Тут бы нам всем и поддержать нашу действующую власть бурными аплодисментами. Мы уже и руки кверху воздели, но уточнение важное нас прямо-таки в наручники заковало. Не до аплодисментов стало, увы.
Оказывается, новое правительство наше с регионами новую финансовую игру затеяло. 50 на 50 называется. Это значит, если из центра придет на мост 1 миллиард 750 миллионов, то и мы должны раскошелиться на такую же сумму.
Где б ее взять?
Областная администрация планирует выделить из бюджета не более 100 миллионов. Остальное – власть рассчитывает получить в виде «заемных средств от иностранных вкладчиков».
Позволим себе улыбнуться
Какие, Господи, иностранцы займут нам такие деньжищи? Почти 57 миллионов долларов!!! Конечно, по выражению Задорнова, «ну, тупые они», но не настолько же! Уж у кого, у кого, а у иностранных капиталистов экономическая разведка работает будь здоров. И они доподлинно знают о состоянии не только нашей региональной казны, но и наших конкретных карманов.
Нас, нищих, даже свои-то банки отказываются кредитовать. И это не мы, журналисты, на своем «междусобойчике» придумали.
Цитируем человека, который о деньгах области знает все. Итак, заместитель губернатора по финансовым вопросам Анатолий Крючков.
«Мы и без того закредитованы выше меры, и когда обращаемся в банк, они смотрят на нас и говорят: «Ребята, вы и так в долгах, как в шелках, о каких кредитах может идти речь! То есть мы пока еще находимся в высокой группе риска для банков».
Неужели сия тайна настолько хорошо охраняется, что о ней не знают иностранцы? Да знают, конечно, и ни в жизнь не дадут нам почти 60 миллионов долларов в долг. Да и нам брать сумму такую равносильно самоубийству. Вы посчитайте! Во-первых, миллионы большие! Во-вторых, долларов! В третьих, главное, под серьезные гарантии и большие проценты. То есть в случае невозврата кредита, мы всей областью по миру пойдем.
И сегодня мы на этом пути
Хотя, если полистать труды экономистов наших или, бери выше, чиновников из областной власти, у нас все хорошо и гладью вышито. Цифр много, миллиарды, миллионы на нас так и сыплются. Вот послушать опять же заместителя губернатора по финансам Анатолия Крючкова, так, по его выкладкам получается, что по сравнению с 2000 годом денег у нас стало в несколько раз больше. Правда, во-первых, если не учитывать инфляцию и повышение цен, и, во-вторых, за счет помощи федерального центра. Мы просили, просим и, видимо, еще долго будем просить. И, что интересно, наша власть этим почти гордится. Крючков после перечисления полученных из Москвы сумм говорит буквально следующее: «Пусть кто-то из оппонентов скажет, что мы плохо работаем с центром!» А губернатор при этом не доволен ростом помощи на проценты. Он требует, чтобы она увеличивалась в разы.
Что ж, может быть это получится, потому что цифры, предлагаемые нашей властью, убеждают: просить наши чиновники, действительно, научились. Но и при этом Москва ставит жесткие условия – половину – мы, половину – вы. Как в случае строительства волжского мостового перехода.
И, значит, что? Значит, поторопился первый заместитель губернатора Шканов, и вряд ли не только через два-три года, но и через пять-шесть по новому мосту смогут пойти машины.
Хотя…
Не дай Бог, ударит…
Хотя есть способ заставить правительство принимать самые экстренные меры. О нем еще сам Пиорунский говорил. Все ведь просто, надо чтобы город не мог функционировать с одним старым мостом. Надо больше и больше автомобилей.
И у нас, действительно, становится все больше и больше автомобилей. И вовсе не потому, что мы стали много зарабатывать. Как раз наоборот! Просто поношенные машины стали настолько дешевы, что утилизировать их стало дороже, чем продать, за небольшие рубли. Вот и наполнился наш город автомобильным почти хламом, грозя из-за частых поломок вовсе парализовать движение.
А уж на старом мосту!
Ну, вы поняли. Нам выгодно сделать сегодня так, чтобы старый мост или не выдержал, или пропускал бы машин в час по чайной ложке (что, собственно, уже и происходит). Тогда гнев народный выплеснулся бы за пределы области, потряс стены Кремля, и из Москвы пошли бы к нам денежные эшелоны.
И зажили бы мы тогда!
Но пока в колокол беда еще не ударила. И не дай Бог, ударит…