Ульяновские предприниматели по уже сложившейся традиции подготовили пакет предложений по изменению законодательства, который должен упростить их работу. В него вошли инициативы по упрощению порядка уменьшения налогов, уплачиваемых в рамках патентной системы и УСН; коррективы, связанные с привлечением экспортёров к ответственности; усиления административной ответственности за незаконное предпринимательство. Все предложения передадут на рассмотрение в федеральный центр. Рассказываем подробнее.

Что именно просят ульяновские бизнесмены?

1. Исключить возможность применения ответственности в рамках таможенной процедуры переработки товаров вне таможенной территории, предусмотренной пунктом 3 статьи 16.19 КоАП РФ, к российским экспортёрам на период санкционных ограничений.

У компаний – экспортёров, которые направляли свою продукцию на территорию «недружественных» стран по таможенной процедуре переработки товаров вне таможенной территории, есть проблема. Иностранные контрагенты нарушают сроки оказания услуг и возврата переработанного товара. Это приводит к необоснованному, по мнению предпринимателей, привлечению отечественных компаний-экспортёров к административной ответственности.

«Например, изделия отправлялись с целью ремонтных работ контрагентам в Чешскую Республику. Но в условиях санкционных ограничений чешский партнёр отказывается возвращать изделия в Россию. Односторонний отказ иностранного предприятия исполнить условия договора и вернуть товар приводит к нарушению экспортёром двухлетнего срока, установленного пунктом 3 статьи 181 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза для переработки товаров вне таможенной территории. За это экспортёру грозит административная ответственность, предусмотренная статьёй 16.19 КоАП РФ, хотя сроки были нарушены по причинам, от него не зависящим», — пояснили свою позицию предприниматели.

В этом случае, по их мнению, наказание носит «контрпродуктивную, несправедливую, исключительно карательную функцию». Предложено исключить возможность применения ответственности, предусмотренной КоАП РФ, к российским экспортёрам на период санкционных ограничений.

2. Создать реестр организаций, осуществляющих параллельный импорт и экспорт отечественных товаров, подтвердивших свою деловую репутацию.

Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» содержит основные признаки, указывающие на необычный характер сделки. Например, ее запутанный или необычный характер без очевидного экономического смысла или законной цели, либо несоответствие её целям организации зафиксированным в учредительных документах.

«В настоящее время, когда наше государство и бизнес находятся под санкционным давлением со стороны западных стран, предприниматели, поставляющие товары в рамках «параллельного импорта», и организующие экспорт товаров из России, вынуждены придумывать новые нестандартные схемы — как логистические, так и финансовые. Они могут показаться «запутанными» или «необычными». Но являются эффективными, озволяют обеспечить страну необходимыми товарами и устранять дефицит, наладить торговлю отечественными товарами за рубежом», — пишут предприниматели.

По их мнению, система финансового мониторинга не умеет выделять из «необычных» и «запутанных» законные сделки, осуществляемые без умысла нанести ущерб интересам государства. В этом случае любая транснациональная операция будет приостановлена банком, бизнесмену придется доказывать ее добросовестность.

«Блокировка операции носит автоматический характер. А потому механизм финансового мониторинга, установленный законом № 115-ФЗ, является существенным препятствием при осуществлении международной торговли и, с учётом санкционного давления, представляется чрезмерным», — считают авторы инициативы.

Для решения проблемы предложено создать реестр организаций, осуществляющих параллельный импорт и экспорт отечественных товаров, подтвердивших свою деловую репутацию (его держателем может быть Центробанк). Они будут обязаны подтвердить добросовестность сделки после проведения операции. Для таких компаний можно ввести мораторий на ограничения, предусмотренные 115-ФЗ.

3. Усилить административную ответственность за незаконное предпринимательство.

Бизнесмены считают, что ведение предпринимательской деятельности без госрегистрации в качестве ИП или юрлица наносит экономический ущерб государству. Это не только неуплаченные налоги и взносы в бюджет, но и негативное влияние на конкурентную среду:

«Количество административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 14.1 КоАП РФ и совершенных повторно, ежегодно увеличивается. Мера ответственности, установленная в настоящее время, несоизмеримо мала по отношению к доходу, получаемому от незаконной предпринимательской деятельности».

Предложено увеличить штрафы за это нарушение, что позволит поддержать легальный малый и средний бизнес.

4. Ввести технические корректировки в систему Единого налогового счета.

Бизнесмены предлагают ввести поправки предложено во избежание будущих проблем при входе ЕНС в стабильный режим.

  • Упростить порядок по некоторым цепочкам работы с ЕНС. Для резервирования уплаченных сумм нужно подать электронное заявление со всеми вытекающими дополнительными затратами — ЭЦП, доступом к сервисам передачи данных по ТКС. Вопрос усложняется нестабильной работой личных кабинетов налогоплательщиков.
  • Наладить техническую часть работы системы. Плательщики сталкиваются с проблемой отрицательного сальдо в связи с неверной разноской платежей 2022 и 2023 года. Механизма исправления этой ошибки нет, в итоге оплачиваются виртуальные долги, не погашаются текущие обязательства, которые прибавляются к ложным задолженностям.
  • Усовершенствовать порядок камеральных проверок деклараций по налогам, рассчитываемым нарастающим итогом за год — чтобы не было произвольных сумм начислений налогов, не подтвержденных декларацией.
  • Установить несколько дат сдачи отчетности. В единый день сдачи отчетности по всем налогам – НДС, прибыль, НДФЛ, взносы — создается пиковая нагрузка на администрирование процессов формирования отчетности внутри компании. А это неминуемо ведет к ошибкам. А, как следствие, к санкциям и дополнительной финансовой нагрузке.
  • Предусмотреть порядок отражения пени. К актам и решениям не прилагается их расчет, в итоге налогоплательщик не только не может проверить достоверность расчета, но и по итогам налоговой проверки не владеет информацией о суммах к уплате. Даже если все оплаты по налоговым обязательствам проведены, с учетом механизма распределения платежей при недостаточности денежных средств на ЕНС налог не будет уплачен полностью, на сумму недоимки продолжат начисляться пени.

5. Внести изменения в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» от 22.05.2003 N 54-ФЗ.

Предложено:

  • При безналичных перечислениях на расчетный счет организации от физических лиц разрешить не использовать онлайн-кассу, так как средства проходят через расчетный счет и легко прослеживаются. Это наиболее актуально при разовых реализациях от юрлица физлицу (разовая продажа основных средств и т.п).
  • Повысить лимит выручки по патенту для ИП — сейчас это 60 млн. в год. Такой лимит установлен более 10 лет назад, он действует даже при совмещении УСН и патента, и требует корректировки, как минимум, на совокупный уровень инфляции за эти годы.
  • Внести изменения в Федеральный закон №54-ФЗ. Дополнить статью 2 пункта 9: «Контрольно-кассовая техника не применяется при осуществлении расчетов в безналичном порядке между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, за исключением осуществляемых ими расчетов с использованием электронного средства платежа с его предъявлением, а также при осуществлении расчетов в безналичном порядке между физическим лицом и организацией».