Бита под сиденьем, шансон из магнитолы, тревожная кнопка в интернет-рации, свободная конкуренция и собственные понятия — мы выяснили, как устроено провинциальное такси и рынок аренды авто, покатавшись полдня с опытным таксистом и пообщавшись с владельцами автомобилей в такси.

SAM_6729

Диспетчеры

«Фирмы такси, все эти «230» и другие, зарабатывают не на людях, которые ездят на такси, а на таксистах. Они, допустим, каждый день по десять рублей с каждого водителя собирают.
На примере «230-230» — у них 300 рублей в день либо 15 процентов с заказа и плюс еще три рубля в день. Где-то только проценты — 10 процентов берут и все. Деньги как на счету телефона — сначала кладешь, а потом оттуда процент списывают. Клиентов, получается, обслуживает водитель. Если углубиться в закон, то оказывается, что эти фирмы, которые владеют номерами, ни за что не отвечают. После того, как водителю отправили «смску» – ты едешь туда-то и туда-то, они больше ни за что не отвечают.

Если бы в рацию кричал диспетчер, у всех бы голова взрывалась.

От раций почти отказались. У нас в Ульяновске только одна фирма, «Такси-Экспресс» осталась с рациями, остальные перешли на приложения. Почему переходят на приложения? Потому, что очень много заказов. В «230» в минуту по пять заказов. Если бы в рацию кричал диспетчер, у всех бы голова взрывалась. Поэтому выгодно работать на приложениях.

Приложения у всех разные. Есть разработчики, которые сдают приложения в аренду разным фирмам. Какие-то фирмы покупают, крупные свои приложения разрабатывают, а вот мелкие… Есть, например приложение «АСТ». В каждом городе своя какая-то мелкая фирма аренду подключает и получают так же процент с заказов. Где-то просто берут десять тысяч рублей в месяц за аренду приложения».

Лицензия

«Чтобы стать таксистом, впрочем, недостаточно просто поставить себе на мобильник приложение. Нужно еще приехать в офис, показать документы, где-то еще требуют стажа. Там перепишут паспортные данные и скажут «езжай!». На машину, разумеется, не смотрят.

Я устраивался в шесть фирм такси, лицензию не спросили ни в одной. Единственное, что сказали — у кого есть лицензия, тем мы дадим квитанции. Есть заказы, где клиенту требуется квитанция о том, что он поехал. Такие заказы обслуживают только те, у кого есть лицензия. Больше никаких отличий нет, и от владения лицензией плюсов, по сути, тоже нет.

У ФНС есть какая-то структура, которая проводит рейды по такси, но заказы от них нормальный таксист сразу отличает. Они не будут вызывать к дому и подъезду. Кто такие рейды проводят, встают где-то на остановке и уже туда вызывают.

Одного поймали, в такси «Максим» скидывались ему на штраф.

Впрочем, реально ловили, забирали машины на штрафстоянки и выписывали штраф. Но здесь выкручиваются — на машину просто оформляют открытую страховку. И когда страховка открытая, это говорит о том, что помимо водителя машиной кто-то еще пользуется, машину забрать они уже не могут. Если водитель только один пользуется, только тогда машину могут забрать на штрафстоянку до решения суда.

У нас в Ульяновске мало рейдов таких проходило. Я слышал одного поймали, в такси «Максим» скидывались ему на штраф. Штраф — 5000 рублей, если первый раз попался. Но страдают больше не из-за штрафов, а из-за машины на штрафстоянке. Её туда увозят на эвакуаторе — соответственно, за эвакуатор надо платить, за время и так далее. А суда ждать долго, поэтому «накапает» там нехило. Но вообще, рисков практически никаких».

Заработки

«Практически все таксисты в Ульяновске – кроме тех, кто подрабатывает на уровне «взять заказ от работы до дома», работают сразу с двумя-тремя фирмами. Я вот с двумя работаю сейчас — «230» и «Левый берег». Когда еду на тот берег, включаю специально программу, и беру заказ уже оттуда.

Если в Засвияжье вечером появляется куча машин, значит зарплату не выплатили, если зарплату выплатили, то там никого нет, работа кипит.

Таксистов становится больше. Очереди стоят в этих фирмах. Но прирост, конечно, уменьшился, потому-что раньше было выгодней работать. Была большая цена, можно было выйти после работы и за три часа рублей 700 поднять. Сейчас уже не клюют на это. Пока кризис, еще и зарплату задерживают. Иногда по приложению можно понять — заплатили зарплату на автозаводе или нет. Если в Засвияжье вечером появляется куча машин, значит зарплату не выплатили, если зарплату выплатили, то там никого нет, работа кипит.

Рассказы о заработках разные. Вчера вот мужика вез, он говорил, что за неделю 15 тысяч зарабатывает спокойно. Но тут нужно выкидывать сразу расходы на обслуживание, на масло, на все расходники. Тысяч 30 в месяц можно заработать.

Выгодней работать ночью.

У меня есть знакомый, который ради эксперимента на убой работал. Он заработал 60 тысяч за месяц. На убой — это часов по 15-17 в сутки. Без выходных.

Выгодней работать ночью. Во-первых, во многих фирмах наценка есть, рублей десять. Во-вторых, ночью меньше тратится бензин — ездишь без остановок, быстрее заказы выполняешь. Я как ночью работаю? Никаких угроз нет, что я в пробку какую-то встану. Я приезжаю за клиентом, в программе сразу отмечаюсь на месте окончания [поездки] и оттуда сразу забираю выгодный заказ. Приехав, еду сразу дальше.

На площадках есть, которые стоят. У них свой плюс — они стоят долго, но они 2-3 раза за день на заказ съездят, и у них план окупается потому, что цена раза в два больше. Допустим, из центра на Репина за 100 рублей уехать можно (если вызывать такси), а если подойти на «пятак», то цена будет рублей 250. Обычный таксист, который по программе работает, за те же деньги три раза должен скататься, а этот один. Денег получается столько же, но пробег у них меньший, машина меньше убивается».

Машины

«На арендных машинах работают мало. В Ульяновске аренда достаточно дорогая. Если в Москве за 1500 [в сутки] Solaris дают, с лицензией, со всем, то в Ульяновске за полторы тысячи «Гранту» дают.

Сейчас в такси берут любые машины.

Есть владелец старого такси, которое в итоге разорилось — осталось несколько клиентов у них постоянных. Он сдает по 650 рублей машины, но это погоды не делает — аренды очень мало у нас. Все, в основном, на своих катают. Впрочем, если машину потом не продавать, то получается катание это в убыток.

Сейчас в такси берут любые машины. Раньше, например, «230-230» в такси брали отечественные авто не старше трех лет, иномарки — не старше пяти. Сейчас они берут все. У меня девушка знакомая устроилась в такси на «Ниве» трехдверной, причем какого-то 2001 года выпуска. За последний месяц у 230-230 почти половина заказов оказывается невыполненной. Поэтому стали брать любые машины, чтобы хоть кто-нибудь ездил на дешевые заказы».

SAM_6631

Рассказ арендодателя:

«Экономика такова: водитель берет машину в аренду, которая идеально подготовлена для работы в такси (в основном они там уже работали), там уже установлено ГБО [газобалонное оборудование], снято то, что может сломаться, и надеты чехлы на сиденья. Обслуживать автомобиль должен тот, кто в аренду сдает, но это только технические поломки и замена расходников, что бывает редко. Это происходит потому, что если что-то полетело из-за того, что водитель забыл привезти авто на ТО [техническое обслуживание], то он сам это делает. Но на ТО не везет, потому что не хочет тратить время на чужое авто. Так, я за три года только три раза стоимость масла заплатил и поменял один ремень генератора.

В фирмах можно автомобиль «выкатать», то есть отъездить 3-4 года и получить в собственность.

Все «плюшки» в авто («мафон», «саб», литье) ставятся за счет водителя. В основном, машины страхуются по КАСКО, но у меня не застрахована, ибо если она дальше не едет, то такой ремонт оплатит водитель, а все остальное – мелочи жизни. Оплата идет по 350 рублей в день, в неделе один выходной. Это намного выгоднее, чем брать машину в аренде у фирм. Например, в «Везет» гранта стоит 900 рублей в день, но водитель не может устроиться в другие фирмы, потому, что на машине кругом наклейки, а еще он должен возить заказы, которые не возят потому, что они слишком дешевые. Но в фирмах можно автомобиль «выкатать», то есть отъездить 3-4 года и получить в собственность, но к этому времени мало чего остается от авто. При том, что в среднем машина окупается с учетом обслуживания за 1-1,5 года (при условии, что взята новая из салона). А нанимателям тоже выгодно, потому, что они не парятся о крупных поломках. Это, конечно, пока они сдают за смену, а не подсчитывают, сколько платят за месяц и год.

В такси охотнее возьмут шаху второго года, чем Ауди 99 года.

Все по разному делают – кто-то говорит на какую сумму сделать и водитель приносит чеки, которые вычитаются из аренды, а некоторые привозят к хозяину. Так делает хозяин такси «Зиг-заг». Понимает, что само такси мертвое, поэтому дает в аренду для работы в других фирмах свои машины. У него есть бокс для обслуживания, он сам все делает.

Тачки любые берут, главное найти клиента. По идее, есть и старые иномарки, и жигули. Но в основном типа нексий, десяток, калин, логанов. Это самые ходовые машины. Видел на Аvito Мазду 97 года. Но она беспонтовая, потому что в такси охотнее возьмут шаху второго года, чем Ауди 99 года».

Таксисты

«Сейчас можно сказать, что таксистов стало много из-за того, что многих сократили. И, пока они нормальную работу не найдут, катаются в такси и ищут работу. А вот тех, кто прямо нацеленно ездит («я был таксистом, я буду таксистом»), их немного. У нас в объединении, у кого рация [в планшете] стоит, таких процентов десять от общего числа таксистов, которые в программе есть. Вот, “230″ если программу сейчас запустить, то там написано — 300 человек сейчас работает. Из них человек 10 тех, которые работают таксистами постоянно.

Количество таксистов можно рассчитать просто — пополам общее количество машин в городе поделить.

300 человек — это только тех, которые вот прямо сейчас в одной фирме катаются по городу. Всего же количество таксистов можно рассчитать, мне кажется, просто — пополам общее количество машин в городе поделить. Приложения у себя в телефон имеют многие, тысяч 10 таксистов точно есть. Это и тех, кто и постоянно работает, и подрабатывает.

Есть таксисты, которые катаются по району — берут любой заказ и едут. А есть те, кого называют «рыболовы», – они сидят и ждут, когда куда-нибудь дальний заказ появится. Раньше я катался по всем заказам, сейчас начал рыбачить. Поставил три приложения — сидишь, смотришь. Выпадет заказ в Самару, например, поехать — оп! Взял, поехал. Получается как у тех, кто стоит на улице с «шашками», – пробег меньший, а денег получается чуть побольше.

Стали деньги считать — и те, кто постоянно работает, и те, кто подрабатывает.

В последнее время становится мало тех, кто ездит по всем заказам, потому, что начали маленько считать деньги. Поначалу, когда это модно стало, в такси все побежали. Модно стало два года назад. Тогда тарифы были на нормальном уровне, после этого они начали падать потому, что такси стало как г…а. Тогда катались по всем заказам, не думали, что машину надо ремонтировать. Сейчас, включив приложение, смотришь и видишь, что на заказы, где, например, плохая дорога, никто никогда не поедет. По крайней мере, за обычную цену. Стали деньги считать — и те, кто постоянно работает, и те, кто подрабатывает».

Рамсы

«У меня есть знакомая, ездит на черной «Волге», её боится все Засвияжье. Она уже 15 лет работает в такси. Иногда клиенты выходят из дома и увидев, что она приехала, убегают обратно в дом. И муж у нее работает таксистом тоже на «Волге». Если какие-то наркоманы пытались её кинуть, она брала… у неё бита есть, она битой била, случаи были. Многие пользуется рацией. Если что-то случается, сразу в неё кричат, и подъезжает огромная толпа.

Недавно случай был — мужик отказался платить, девушка [не на «Волге»] его везла. Прилетело на Рябикова (Старая Сапля) минуты за три машин тридцать. Причем в этой рации сидят ДПС иногда. Когда же мужик увидел, что на тревожную кнопку такси приехали еще и менты, он уже начал свою машину, которая у него во дворе стояла, разбирать. Аккумулятор отдал, магнитолу отдал. Должен же он был 200 рублей. В итоге таксистке чуть машину не переписал».

Выполнено при поддержке фонда социальных исследований “Хамовники”.