Во время собеседований комиссия (состав по ссылке) оценивала предпочтительные (!) для будущего мэра навыки и знания: наличие высшего образования и опыт руководства госорганами и компаниями. В числе критериев оценки – знание Конституции, опыт и стаж работы, прохождение профильных курсов и семинаров, наличие наград и научных публикаций в области управления, юриспруденции, экономики и социологии. Выступление каждого претендента оценили от 0 до 7 баллов. На рассмотрение Гордумы выдвинут всех. Дата заседания парламента ещё неизвестна.
На конкурс подали документы шесть человек: Игорь Ефремов, член регионального отделения партии “Справедливая Россия – За Правду” Алексей Сороквашин, лидер фракции ЛДПР в ЗСО Дмитрий Грачев, депутат областного парламента (КПРФ) Александр Спицын, глава администрации Железнодорожного района Алексей Онищенко, последним заявился замглавы города Александр Болдакин.
Кандидаты выступили в том порядке, в котором зарегистрировались на конкурс. Первым пошел Игорь Ефремов. Речь вышла сумбурная и нервная. Основные проблемы претендент видит в сборе налогов и кассовых разрывах. Маловато-маловато (с) денег на дорожный фонд. Может случиться “ой”(с) при подготовке к отопительному сезону. Из инициатив прозвучало лишь создание с нуля новой транспортной системы под руководством муниципалитета. На этом всё.
Алексей Сороквашин больше говорил о себе и в отведённые 10 минут не уложился. Рассказал об огромном опыте работы с иностранными компаниями и гражданами при строительстве Сенгилеевского цемзавода. Офицер в отставке, родился и учился в Ульяновске, окончил училище связи, вся военная и трудовая биография прошли здесь, за исключением 5-летней командировки в Германию.
Устав города и действующую структуру администрации, как выяснила комиссия, Сороквашин не знает – прочитать не успел. Считает, что человек силен командой.
Дмитрий Грачев признался, что программу не дописал. Проблемы видит во всём – ветхое жилье, неудовлетворительное состояние дорог, подвижного состава, срывы графика работы общественного транспорта, износ коммунальной инфраструктуры, лифтов, неисполнение решений судов по ремонту домов – считает, что в правовом государстве это недопустимо. Допдоходы видит в выводе из тени торговли, перевозок и строек.
– Если это реализуем – Ульяновск станет столицей Поволжья.
Александр Болдакин назвал себя командным человеком и селфмейд-мужчиной – всего добился сам. Свое выступление разделил на две части – о себе и приоритетных действиях в работе администрации. Уверен, что городу нужен хозяйственник с хорошими мозгами, таковым себя и считает. Чувствует город на эмоциональном уровне. Настроен уйти от ручного управления к системному и комплексному решению проблем. В числе первоочередных задач ставит юридический и фактический отказ от точечной застройки, связку двух берегов электротранспортом, строительство дорог-дублеров и развязок. Маршрутчики в городе останутся – но те, которые работают добросовестно.
Уважаемые участники конкурсной комиссии!
Мое выступление будет состоять из двух частей. В первой части я дам объяснение, почему я принял решение участвовать в данном конкурсе. Вторая – это программная часть – краткое изложение приоритетных действий.
О себе.
Я, Александр Егорович Болдакин, мне 46 лет. По образованию строитель. Из трудовой рабочей семьи. Я из тех, про кого говорят,сам себя сделал– не было богатых или с высоким положением родственников. Всю жизнь рассчитываю только на себя, свою голову и руки.
Получил прекрасный хозяйственный опыт в Подмосковье. Там понял, что значит работать в команде профессионалов, в команде Андрея Воробьева. Там же в Подмосковье познакомился с Алексеем Юрьевичем Русских. Именно он пригласил меня в марте 2022 года приехать в Ульяновск. И вот уже больше года я работаю здесь.
Прежде чем принять решение, я сам себе зАдал вопрос, почему я выдвигаю свою кандидатуру?
Во-первых, я знаю городское хозяйство. Главагорода – это не политик, это хозяйственник. В том состоянии, в каком находится сейчас Ульяновск, ему нужен именно хозяйственник, который перенастроит работу с ручного режима, как сейчас, на системную основу. Надо уметь не только бороться с последствиями, просчитывать на несколько шагов вперед, работать на опережение.
Во-вторых, я командный человек. Я давно знаю Алексея Юрьевича Русских как сильного управленца, грамотного руководителя. Считаю, что сейчас успех зависит от слаженной, командной работы. Поэтому одна из задач – выстроить партнерские командные отношения с областным Правительством.
В-третьих, я человек в городе новый. И считаю это плюсом. За год работы я успел познакомиться с Ульяновском, его проблемами, многими людьми. Я стал чувствовать город на эмоциональном уровне. Вместе с тем, я как человек новый, обладаю свежим взглядом. Это помогает мне по-новому взглянуть на проблемы, увидеть новые возможности, оценить имеющийся в городе управленческий опыт, что-то использовать, что-то корректировать, что-то отсекать.
За год работы в Ульяновске, у меня сложилось определенное представление о самом городе, о приоритетных делах и направлениях работы. Скажу честно. Мое первое впечатление о городе практически не изменилось. Оно противоречиво.
Ульяновск — это светлый, зеленый город с интересной историей и самобытной культурой, разнообразным архитектурным ландшафтом. Город умных и образованных людей. Город с хорошим потенциалом развития.
С другой стороны, Ульяновск – это неравномерно развивающийся город, имеющий значительные пространственные, культурные, социальные разрывы. Десятилетиями некоторые микрорайоны города не могут выйти из состояния депрессии. Это районы, которые исторически возникали вокруг промышленных предприятий (УАЗ, УЗТС, Патронный завод). Весь Новый город застыл в развитии с конца 1980-х – начала 1990-х годов. Город, исторический центр которого, уродуется хаотичной точечной застройкой. Город, где недостаточно красивых и удобных рекреационных зон и набережных. И это при наличии двух красивейших рек и огромной береговой линии.
Еще очень важный для понимания момент. Я умею работать в режиме ручного управления. Сам выезжаю на места, вместе со специалистами сразу же принимаем решения, начинаем действовать. Иногда, в критических ситуациях без ручного управления обойтись невозможно. Но, это последнее, что я хотел бы делать.
Я прекрасно понимаю, что такой стиль работы бесполезен, если нет работы по системному, комплексному решению проблем. Например, борьба с паводком показала, что уже много лет нет именно системных решений. Элементарно не хватает современной техники – мультитракторов, насосных станций, средств малой механизации. Отсутствуют гидротехнологические карты и расчеты, как, какими путями может идти вода. Где нужно укрепить русло водоемов, в каком месте отрыть водоотводящие каналы.Не работают ливнёвки. Они есть и их нет. Годами одни и те же улицы заливаются водой, которой просто некуда уходить. При этом вроде бы лИвневая канализация имеется.
Поэтому считаю, нужна донастройка всех механизмов и подразделений управления городом. При этом никаких управленческих революций. В структурах администрации города Ульяновска работают профессиональные компетентные люди. От ручного управления надо переходить к системному и комплексному решению проблем.
Теперь перейду ко второй части выступления. О приоритетах работы.
Они изложены в Программе первоочередных действий, которую я представил на конкурс. Там обозначены и приоритеты работы,и показатели, на которые город должен выйти в перспективе. Остановлюсь лишь на наиболее острых вопросах.
Самая сложная и самая ключевая проблема Ульяновска – это неблагоприятная демографическая ситуация. Помимо очевидного – высокой смертности и низкой рождаемости, у нас сильный миграционный отток в другие регионы страны. Мы теряем сильный человеческий потенциал.
Универсального решения демографической проблемы нет. Необходима комплексная, системная работа. Нужно улучшать инфраструктуру для семей с детьми, охранять репродуктивное здоровье, обеспечивать доступность и качество образования, создавать новые рабочие места с высокой заработной платой и так далее. Как минимум, город должен целенаправленно создавать муниципальный фонд качественного жилья и закладывать на эти цели бюджетные деньги. Это важнейшее условие привлечения и закрепления специалистов.
Уже несколько лет социологические опросы показывают, что на первое место среди проблем выходят проблемы качества медицинского обслуживания. Конечно, можно сказать, что вопросы здравоохранения не входят в полномочия города, но это будет страусиная позиция – спрятать голову в песок. Город обязан участвовать в работе по повышению качества здравоохранения в поликлиниках и больницах. Уже в ближайшее время мы подпишем конкретное Соглашение между администрацией города Ульяновска и Министерством здравоохранения Ульяновской области о взаимодействии. Среди первоочередных обязательств города пропишем обустройство подъездных путей к медицинским учреждениями привлечение в городские больницы медицинского персонала.
Позитивный демографический фон неразрывно связан собщим уровнем жизни горожан, комфортной городской средой. Город постоянно растёт и развивается, застраивается. Зачастую новые постройки нарушают целостную картину. Необходимо отдать приоритеты комплексной застройке.
За прошедший год я часто бывал в учреждениях социальной сферы. Увы, иногда входя в здание, я как строитель сразу вижу сгнившие коммуникации, текущие кровли.Поэтому к первоочередным своим целям отношу ремонты в организациях соцсферы.Мы должны победить ветхость. Для этого в ближайшие несколько лет планируем капитально отремонтировать 36 школ и порядка 40 детских садов.
А также, сохраняя «золотой» кадровый фонд, используя практику наставничества будем вести системную работу по закреплению молодежи через механизмы целевого набора и доступного социального жилья для молодых специалистов. Стремиться к тому, чтобы абсолютное большинство школ, клубов, библиотек, спортивных залов и площадок отвечали самым современным требованиям и по созданным материальным условиям, и по качеству социальных услуг.
Повышаются требования жителей и к вопросам благоустройства, состояния территорий. В тоже время мы имеем устаревшие инженерно-технические сети города, транспорт, дороги. Также в городе не может быть «серых» зон, за которые ни одна городская служба не отвечает. Это наболевшие вопросы, которые кОпятся не один год.
Я исхожу из того, что власть города – это его жители. Именно они решают, как должен меняться облик города, какими должны быть общественные пространства, какой должна быть градостроительная политика. Задача администрации города создать механизмы, которые смогут обеспечить сочетание интересов различных социальных групп. Для этого будут совершенствоваться механизмы обратной связи с населением. Необходимо, например, синхронизировать работу всех служб и подразделений с центром управления города и областью.
Рассчитываю и на постоянный, уважительный диалог и конструктивную работу с депутатским корпусом.
В сфере ЖКХ остро стоят проблемы, связанные с износом коммунальной инфраструктуры, недостаточным количеством дорожной и коммунальной техники, неудовлетворительной работой управляющих компаний.
Проблема, волнующая горожан – существенно выросшие за последний год тарифы организаций, представляющих естественные монополии. Мы понимаем, что без роста тарифов невозможно реализовать программы модернизации систем тепло и водоснабжения, электроэнергетики, газового хозяйства. Что город может в этой ситуации? Мы должны вместе с жителями организовать контроль за исполнением этими организациями своих инвестиционных программ.
Кроме того, считаю, что следует усилить персональную ответственность руководителей муниципальных предприятий ЖКХ за отсутсвие мер по недопущению аварийных ситуаций и плохую работу управляющих компаний.
Транспортное обслуживание и рынок пассажирских перевозок также нуждаются в глубокой, коренной донастройке. У города имеется признанная экспертами комплексная программа модернизации транспорта. Мы будем развивать электротранспорт – свяжем левый и правый берега города, запустивтроллейбусы с автономным ходом. Будем использовать все возможности для закупки новых единиц подвижного состава и капитального ремонта трамвайных путей.Продолжим наращивать долю муниципальных автобусных перевозок.
Огромная проблема – дорожная инфраструктура. Город растёт, развивается, количество транспорта на дорогах постоянно увеличивается, поэтому многие транспортные артерии города перегружены.
Необходимо увеличивать долю дорожного полотна, отвечающего нормативным требованиям, для действующих дорог с 79% в конце 2022 года до 85% к 2025 году и 90% к 2028 году. Кроме того, надо продолжать строительство дублеров, развязок и мостов для снижения нагрузок на дороги в пиковые часы.
Решение перечисленных базовых проблемсоциальной сферы, ЖКХ, транспорта, дорог, благоустройства позволит создать комфортный, безопасный, современный город, в котором хочется жить.
Завершить свое выступление хочу, пожалуй, самым важным вопросом. Где на все это брать деньги?
Считаю, что уже в горизонте 2025 года город должен выйти, как минимум на 10 – 10,5 миллиардов собственных доходов. Надо наращивать собственную налоговую базу. Привлекать инвесторов в наиболее перспективные ниши городской экономики– авиастроение, приборостроение, IT-сектор, электронная промышленность, производство мебели, туризм, легкая и пищевая промышленность, общественный транспорт. Создавать высокопроизводительные рабочие места. Поддерживать малый бизнес и самозанятость. Сокращать неформальную занятость и объёмы зарплат «в конвертах».
Также необходимо увеличивать объёмы средств, привлекаемых из бюджетов разных уровней (федерального, регионального бюджетов) и внебюджетных источников. Здесь нужны согласованные действия в рамках единой команды с Правительством Ульяновской области, депутатским корпусом всех уровней.
И в заключение, еще одна тема, которую я не имею права обойти. Я говорю о специальной военной операции. Это испытание на прочность не только для тех, кто сегодня, рискуя жизнью, находится на передовой. Но это и момент истины для нас с вами, всех жителей страны. Считаю своим долгом, своей святой обязанностью обеспечить поддержку семей бойцов. Мы сохраним и будем совершенствовать уже имеющиеся меры социальной поддержки (и помощь, и льготы).
Важно, чтобы каждый в семье понимал – он не один. И какой бы сложной проблема не казалась, она будет решена. Ни одна семья не должна быть обделена нашим вниманием. Для этого для каждой семьи участника СВО формируем специальный социальный паспорт. Продолжим работу совместно с общественными организациями, партиями, волонтёрами, бизнесом, просто неравнодушными гражданами.Необходимо наладить взаимодействие с созданным по инициативе Президента Фондом поддержки участников спецоперации.
Подводя итог, хочу поделиться с вами видением того, каким я вижу Ульяновск в ближайшие годы.
– Это безопасный город.
– Это город равныхвозможностейдля каждого жителя.
Это город развития и поддержки талантов.
– Это чистый, комфортный, современный, приспособленный для жизни, учёбы, работы город.
– Это город здоровых и активных людей!
Большое спасибо за внимание!