Вчера в комментарии под нашим материалом “Буллинг. Избиение в Карсуне и убийство в парке Матросова познакомило Ульяновск с собственной проблемой” анонимный комментатор опубликовал текст, представляющий проблему в дополнительном значимом аспекте. В режиме продолжения экспертного разговора по теме выносим комментарий на обсуждение.

Буллинг — не новость в детской и молодёжной среде, это было и в советское время. Одно «но». Тогда было больше инструментов воздействия на буллеров, пусть не всегда эффективных, но в большинстве случаев они срабатывали. Сейчас учебные заведения — это не полноценные центры формирования личности, а поставщики образовательных услуг. Учитель или преподаватель часто лишён возможности даже сделать замечание ученику или студенту, т.к. тот может «обидеться» обратиться в администрацию учебного заведения и «учитель виноват». Школа, да и другие учебные заведения, всё больше напоминают сборище педагогов в значении этого слова в Древней Греции. Прошу прощения у коллег, так как в этом сравнении нет намерения оскорбить, скорее это боль за мягко говоря не совсем высокий общественный статус навязанный просчётами в действующем законодательстве в сфере образования. Поэтому, рассмотрим пример с буллерами на практике. Допустим, ваш ребёнок подвергся нападению буллера. Вы, дабы не травмировать психику буллера, должны обратиться к учителю с просьбой решить эту проблему. Учитель в рамках своего педагогического таланта ласково, но твёрдо должен объяснить буллеру, что так вести себя нельзя, или переговорить с родителями, чтобы они переговорили с ним. Главное, чтобы после этой беседы сам буллер, обладая артистическим талантом, или его родители, уверенные в совершенстве своего чада, не побежали жаловаться на моральный ущерб, нанесённый замечанием. И пока буллер из нападающего перекрашивается «жертву», он продолжает «добивать» вашего ребёнка, подначивая других, которые уже либо из трусости, либо из-за каких-то иных соображений начинают вторить ему. А если у буллера «крутые» родители, или родители — профессиональные жалобщики, то такие ситуации вообще заходят в тупик, выходом из которого может быть только уход в другое заведение дабы сохранить нервы ребёнку и себе. Либо нужно суметь договориться на родительском уровне. Поэтому возлагать ожидания чудо воспитания на учебные заведения сейчас не мыслимо. Нет у них полномочий на полный воспитательный процесс, да и возможностей нет. Эту проблему надо решать с возвратом полноценной воспитательной функции в учебные заведения с соответствующим кадровым, методическим подкреплением. Не нужно также забывать, что школы и учебные заведения сталкиваются сейчас с большим наплывом детей, нуждающихся в помощи со стороны педагогов-дефектологов, а таких специалистов практически нет. Всё крутится вокруг подушевого финансирования учебных заведений и любые дополнительные затраты не приветствуются. Единственный выход из сложившейся ситуации — это активизация родительского сообщества. Нужно просто понять — чужих детей не бывает. Как говорится, спасение утопающих — дело рук самих утопающих.