В минувшее воскресенье исполнилось 110 лет со дня пуска в Симбирской губернии первой железнодорожной ветки Симбирск-Инза.
Дорога была жизненно необходима губернии. Близился конец 19 века, а местные товары можно было вывести продажу лишь по Волге, да и то в период навигации. Легко представить, насколько это тормозило экономическое развитие всего края. В 1895 году Симбирское земское собрание выступило с ходатайством о строительстве участка Рузаевка-Батраки с ветвью Инза-Симбирск. Работы начались два года спустя, а уже 28 декабря 1898 года было торжественно открыто движение. Рекордные сроки, учитывая, что рельсы укладывали практически вручную. Тогдашняя дорога была не чета нынешней – деревянные шпалы без пропитки, короткие и легкие рельсы. Зачастую путь укладывался без балласта в верхней части строения (сейчас для этого используют щебень). Но для тех лет и это было большим прогрессом. В январе 1899 года для ветки был доставлен первый паровоз – серии ЧН. Его привезли на барже по Волге.
В начале двадцатого века рельсовые магистрали в губернии развивались динамично – летом 1902 года открыли подъездной путь для товарного движения от станции Часовня-Пристань (у левого берега Волги) до Мелекесса. В 1911 году эту линию дотянули до Бугульмы, а накануне Первой мировой войны присоединили к Самаро-Златоустовской железной дороге.
Содержание дороги было делом нелегким. Все путевые работы выполнялись кирками да лопатами, из механизации имелись лишь пара дрезин да снегоочиститель. Кроме того, в распоряжении дистанции был конный обоз, на котором зимой вывозили снег с путей, а в годы войны пахали земельные участки в полосе отвода железной дороги. В голодное время там сажали картошку. Но игра стоила свеч – ежегодно только по Мелекесской ветке перевозилось до семнадцати миллионов пудов грузов. Еще больше оборот вырос с пуском моста через Волгу.
После Великой Отечественной Ульяновская дистанция пути вошла в состав Уфимской железной дороги, а в 1950-х объединена с Куйбышевской магистралью. К тому времени путевое хозяйство обслуживало свыше четырехсот километров только главных дорог, по которым перевозили грузы и пассажиров со всех концов страны.
Дмитрий Сильнов