На мосту снята одна проблема, но мостовой стратегии так и нет
У жителей Заволжья праздник. Особенно у тех, кто каждое утро мчится на работу в центр, чтобы вечером мчаться обратно – немного поспать. На горемычном волжском мосту вновь открыли реверсивное движение.
Передаю от жителей города низкий поклон тем ответственным сотрудникам ГИБДД и чиновникам, если они имеют к этому отношение, за то, что услышали наши призывы и решились на важный шаг. Известно, что совсем недавно официально они заявляли, что реверс больше возвращаться не будет, как очень опасный. Известно, что реверс означает обратный ход, смену направления. Нынешний реверс чиновников к прежнему порядку движения по мосту (не самому лучшему, но оптимальному в нынешних условиях) заслуживает уважения и всяческих реверансов.
– Теперь верим, что жизнь потихонечку наладится, – радостно отмечают новогородцы, которые уже собирались увольняться с работы, чтобы искать ее на левом берегу. – Оказывается, и вправду можно пробок избежать.
Как сообщает областное министерство транспорта и дорожного хозяйства, реверсивное движение будет организовано в следующем режиме: с 7.45 до 8.15 движение транспорта будет ограничено в сторону Нового города, с 17.45 до 18.15 – в сторону центра города. Кроме того, в дневное время будет ограничено передвижение по мостовому переходу грузового транспорта, для этого вида автомобилей мост будет открыт только в ночное время суток.
Для пассажиров еще одна приятная весть: для общественного транспорта – автобусов и маршрутных такси – будет выделена отдельная полоса. В конце июня на заседании ЗС шел разговор о ситуации на мосту, где как раз и звучали эти предложения. Депутаты приняли информацию к сведению, но решили вернуться к этому вопросу на следующем заседании в июле.
Не одни только депутаты и чиновники, конечно, мучились над большой проблемой пропускной способности моста – любой житель Заволжья, торча в бесконечных пробках, тоже, наверное, обсудил, а также вдоль и поперек изучил ситуацию. И пока не началось новое заседание ЗСО, изложу и я ряд предложений, резюмируя то, что говорилось уже не раз различными специалистами в области транспорта.
Итак, то, что решились спецы ГИБДД на реверсивное движение, совсем не значит, что мост стал намного безопасней. Он был и остается источником и местом повышенной опасности. И никто не исключает, что, несмотря на знак ограничения скорости, водители, вырвавшись на свободу из пробки, не начнут во время реверсивного движения мчаться, сломя голову, стремительно повышая вероятность возникновения ДТП. Снизить уровень опасности можно и нужно, но не очередным запрещением реверса. Сделать мост подконтрольным и регулируемым – вот задача. Чтобы не просто созерцать и констатировать нехороший фактор, а принимать меры для регулирования движения. Для этого необходимы:
а) Система видеонаблюдения за всеми участками моста. Желательно с дополнительными функциями увеличения изображения и замера скорости объектов, что позволило бы вовремя обнаружить ситуацию, когда поток машин остановился из-за чьей-то неисправности, и очень оперативно ее устранить, заодно и вовремя отреагировать на превышение скорости. Кстати, наличие датчиков скорости транспортного потока позволило бы и ввести автоматику – выдачу предупреждающего сигнала дежурному инспектору при превышении скорости, или, наоборот, ее недопустимом снижении (поломка), что, опять же, ускорило бы реагирование службы ГИБДД.
б) Эвакуатор. Именно из-за поломок транспорта и возникают самые большие пробки, потому что наши гаишники словно без рук: кроме совета и матерного слова они ничем не могут помочь бедолаге-водителю, за спиной которого возникает и разрастается с каждой минутой длиннющая пробка. А у гаишников даже нет никакого эвакуатора. Эвакуатор, между тем, нужен специальный, способный подойти к аварийной машине по одной полосе и тут же, на одной полосе развернуться. Посмотрите, какие бывают спец-тягачи в Аэрофлоте, или мини-трактора для уборки тротуаров в системе ЖКХ. А не найдете – так и самим можно создать, было б только желание.
в) Система громкоговорящей связи с автономными громкоговорителями на каждом пролете, чтобы инспектор, не сходя с поста видеонаблюдения, мог оперативно «разрулить» ситуацию, предупредить водителей об опасности, потребовать снизить скорость.
г) Светофор над каждой полосой и система светового оповещения на подъездах к мосту. Чтобы водителям двигающегося непрерывного потока транспорта можно было сообщить, что, к примеру, через десять минут откроется реверсивное движение, или дать разрешение увеличить скорость до 50 километров в час, или сделать иные предупреждения – о поломке или препятствии на мосту и пр.
д) Возможность включать реверс с нужный момент, при переполнении транспортного потока, в критических ситуациях непредусмотренных пробок, связанных с авариями или поломками. Но это возможно только при реализации названных предложений по обеспечению управляемости моста.
е) Давнее предложение о необходимости ремонта межпролетных стыков (деформационных швов), которые стали еще глубже, заставляя всех притормаживать и тем самым еще более снижать пропускную способность моста, в силе. Но и в мечтах. Специалисты-конструкторы компании «Гипростроймост», готовившие проект асфальтового покрытия, согласились, что швы стали глубокими из-за отклонений асфальтоукладчиков от требований проекта, но убедили, что надежного и в то же время простого и дешевого способа их ремонта сегодня нет. Даже пообещали, что походатайствуют о присуждении Нобелевской премии тому, кто такой метод придумает. Ремонтировать швы будут, но только после окончания строительства нового моста.
Все перечисленные предложения требуют определенных средств. Они окупятся, хотя реальной прибыли не дадут. Но это сэкономленное время – важнейший фактор экономики. И безопасность, что вообще трудно оценивать в рублях. Но средства требуются: объект повышенной опасности не может быть неуправляемым, а значит, есть смысл подумать об этом депутатам.
Есть смысл им задуматься и еще над одним долговременным явлением. Даже ввод нового моста ненамного улучшит транспортную ситуацию. Во-первых, сразу же надо будет приступать к ремонту старого моста. Во-вторых, жизнь показывает, что с каждым годом поток пассажиров и машин, мчащихся утром на правый берег, а вечером на левый, все увеличивается. Введение на заволжском направлении автобусов большой вместимости поможет пассажирам, но транспортную проблему не решит, потому что количество маршруток сократится незначительно – спрос на них сохранится, так как молодежь уже сейчас заявляет, что ей милей сидение в маленькой скоростной «Газели», чем стояние в большом и медленном «Икарусе».
Так что, ситуация, когда утром все Заволжье, переполняя транспортные артерии, мчится на работу на правый берег, а вечером обратно, сохраняется. В жуткие месяцы последних мостовых кризисов некоторые заволжцы даже снимали квартиры в центре города, чтобы вовремя быть на работе. Многие признавались, что давно готовы перейти на работу поближе к дому, в Заволжье, да только нет ее. Вот эту ситуацию и надо постепенно «разруливать» областным депутатам и чиновникам. Это не досужие выдумки: 15 лет назад первый демократически избранный горсовет пытался обдумывать эту тему. Например, можно переводить какие-то областные учреждения и факультеты вузов на левый берег, создавать там новые рабочие места, регулировать графики работы предприятий, обеспечивать заволжцам гибкий график работы и т.д. Можно сделать Заволжье привлекательным для бизнеса, обеспечив там льготное налогообложение для всех экономических субъектов, снизить ставки арендной платы муниципальной недвижимости и земли. А еще можно развести по разным берегам часть потоков грузового и служебного транспорта, децентрализовав какие-то областные и муниципальные склады и учреждения.
В общем, есть над чем подумать, в том числе и «Единой России», засветившейся на желтых «Богданах», которые не покупала. Глядишь, со временем и народ зауважает депутатов.
Для справки:
Пропускная способность существующего мостового перехода через реку Волга рассчитана на 12 тысяч автомобилей в сутки. В настоящее время за сутки по мосту успевают пройти до 30 тысяч автомобилей. В часы пик количество автомобилей, следующих из левобережной части города в правобережье и наоборот, превышает 3 тысячи автомобилей в час.