Медицинские аспекты реабилитации детей с аутизмом специалисты в области психолого-педагогической реабилитации, врачи-неврологи, психиатры обсудили на межрегиональном методическом объединении. В конференции, которая проходила на базе реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Подсолнух», принял участие председатель комитета по государственному строительству, местному самоуправлению и развитию гражданского общества Законодательного собрания Василий Гвоздев.
Главный внештатный психиатр министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области Ольга Гаврилина, открывая конференцию, отметила, что основными заболеваниями у детей, приводящими к инвалидности, являются психические расстройства – это четверть всех детей-инвалидов в стране.
Аутизм – психическое расстройство. Официального мониторинга заболевания в нашей стране не ведется. Распространенность патологии составляет три-пять случаев на 1000 новорожденных детей, с тенденцией к увеличению заболеваемости. В Ульяновской области насчитывается порядка 100 детей-аутистов. В отличии от детей с умственной отсталостью, заболевание хорошо поддается коррекции при своевременной медикаментозной терапии и комплексной реабилитации. Детский аутизм проявляется в возрасте 2-2,5 лет и затрагивает психику ребенка, проявляясь нарушениями способности к общению и социальному взаимодействию. У ребенка-аутиста отсутствует интерес и потребность в общении. То есть, он может общаться, но всячески избегает общения. Как следствие, в результате дефицита общения нарушается общее развитие психики ребёнка. К сожалению, система ранней диагностики заболевания, отсутствие стандартов оказания медицинской помощи этой группе детей не сформированы.
Существуют здесь и кадровые проблемы: специалистов в данной области очень мало, особенно детских психиатров с высшим медицинским образованием. Более того, реорганизация системы образования и здравоохранения привела к сокращению службы психологов не только в детских садах, но и школах. Эту проблему озвучила директор ОГКУСО «Подсолнух» Татьяна Лучникова.
– Мы не вправе забывать Конвенцию о правах ребенка, где четко сказано: ребенок с особенностями развития должен вести достойную и полноценную жизнь. Интеграция детей, страдающих аутизмом, в существующие детские сады и школы – это болезненный процесс, который далеко не всегда возможен. Без специализированного обучения более 90% детей с аутизмом обречены на психическую инвалидность, тогда как при своевременной и адекватной коррекции до 60% получают возможность учиться по школьной программе, – отметил Василий Гвоздев.
Депутат заверил участников конференции, что данный вопрос будет рассмотрен профильными комитетами Законодательного Собрания в рамках обсуждения итогов реорганизации образовательных учреждений и системы здравоохранения.