Очень много откликов получила последняя серия фотографий Симбирска-Ульяновска. Хочется продолжить тему, тем более что эта работа ведется не первый год. Цель — память. Слава Богу — не из пустоты пришли и, надеемся, что-то оставить и после себя. Взгляд в прошлое позволяет протянуть эту нить между нашими предками и нами. Строили, жили, вкладывали душу… — так и рос город. Увидеть утраченное — осознать эту связь, наполнить реальным содержанием потрепанное слово «идентичность». Мы хотим напомнить, может быть, о самом лучшем проекте, реализованном в этом направлении. «Симбирск. Храмы. Преображение» — так группа молодых архитекторов ульяновской мастерской из Симбирскпроекта назвала цикл своих работ по виртуальному воссозданию утраченных памятников культуры. Подробнее о проекте мы писали в первой публикации. Всехсвятская церковь. Церковь во имя Всех Святых одна из старейших в Симбирске, первоначально была деревянной, построена во второй половине 18 столетия на отведённой под кладбище территории «за городской стеной», позднее вошедшей в городскую черту. В 1820-х гг. появилась каменная однопрестольная церковь, в начале 1860-х храм был перестроен практически заново, освящён во имя Всех Святых. В 1874 г. кладбище было закрыто, и Всехсвятская церковь стала приходской. В связи с изменением статуса в 1889 –1891 гг. по проекту архитектора В.Л. Ивановского храм был реконструирован – построена новая трёхъярусная высотой 43 метра колокольня и трапезная. Всехсвятская церковь среди симбирских храмов имела самое большое количество колоколов, их было 18. Летом 1930 г. все они были сняты и изъяты, в 1932 г. храм разобрали. Тихвинская церковь Каменная двухпрестольная церковь с главным престолом во имя Тихвинской иконы Божией Матери по одним источникам была построена в конце XVII в. по другим – в 1749 г., В середине XIX в. храм перестраивался. Храм пострадал во время пожара 1864 г., но вскоре был восстановлен. На 1882 г. церковь занимала 320 кв. саж., имела трехъярусную колокольню. Летом 1930 г. были сняты колокола, к 1936 г. храм был полностью разобран. Петропавловская церковь Петропавловская церковь первоначально была построена в 1690-х гг. Каменная церковь во имя св. Петра и Павла в Подгорье (на спуске к р. Волге) возводилась в период с 1722 г. по 1729 г. В 1854 г. был выстроен новый тёплый придел во имя Успения Божией Матери, церковь становится двухпрестольной. В 1859 г. возведена новая двухъярусная колокольня. В результате частых оползней храм неоднократно ремонтировался, к 1915 г. здание церкви было признано аварийным, восстановительные работы больше не проводились. В 1930 г. церковь закрыли, к началу 1932 г. – разобрали. Очень интересна история этого храма! Есть версии, связывающие Симбирск и Петра 1! Петропавловская церковь размещалась на одноименном спуске к Волге, ныне называемом спуском Степана Разина. Более точно на расстоянии в 430 метров от современной гостиницы «Октябрьская», около которой ранее стояла церковь Тихвинской Божией Матери. О времени возникновения этой церкви, как и о ее названии, существует несколько мнений. Капитон Иванович Невоструев в книге «Историческое обозрение Симбирска от первых времен его до возведения на степень губернского города», ссылаясь на отказную книгу 1692 года, где упомянута новопостроенная церковь Петра и Павла, считает датой построения церкви «около 1692г.» Конкретное местонахождение этой церкви можно установить с помощью археологических раскопок. Почти полвека спустя, в 1754 году, как отмечает К.И. Невоструев, московским купцом Афанасием Ларионовым, проживавшим в Симбирске, возводится каменная Петропавловская церковь. Более поздние авторы связывают возникновение каменной церкви с посещением императором Петром I подгорья во время бури на Волге. А. Яхонтов писал в 1898 году: «По отмеченному преданию, Петропавловская церковь служит памятником избавления Государя Петра Великого от потопления на реке Волге во время пути его в Астрахань. Говорят, когда Император плыл по Волге к Симбирску, поднялась сильная буря, от которой нужно было высадиться на берег; Император остановился в Симбирске. Неизвестно, был ли Государь на горе. Но предание свидетельствует, что он был в подгорье. Здесь, по свидетельству предания, была раскинута для Императора палатка. На месте этой палатки в скором времени была выстроена церковь во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла, в память избавления царского судна от потопления и в ознаменование посещения города Императором. Подтверждают также, что и ель, которая теперь растет подле церкви с ее северной стороны, была посажена самим Императором.» А. Яхонтов считает сооружение церкви в память о Петре I достоверным фактом ввиду того, что в непосредственной близости от нее, в 150 саженях уже существовали по одну и другую стороны две церкви: Успенская и Введенская. В 1714—1735 годах в приходе этой церкви был тутовый сад и значился тутовый взвоз, на плане Симбирска начала 1800-х годов тутовый взвоз показан от угла площади, где ныне стоит здание Филармонии, и по косогору вниз до последнего поворота спуска к Волге. Более подробно все данные о Петропавловской церкви, включая позднейшие дополнения и перестройки, изложены в выше упомянутой книге А. Яхонтова. Нас интересует, прежде всего, упоминание в связи с этой церковью имени Петра I. Так К.И. Невоструев пишет: «Петр Великий, совершая путешествие по Волге в 1685 году в Азов и в 1722 году в Персию, оба раза миновал Симбирск, в первый — мая 26 (Северная Пчела 1847 г. № 135); во второй, …По преданию, Император проплыл мимо города утром часа в три. Симбирские жители ждали его на берегу около недели, но во время проезда случайно заснули, и только один из них, гостиной сотни Василий Афанасьев, по прозванию Сухая Конина, темный богач, завидя государеву шлюпку, поспешно приплыл к нему и получил от него серебряный кубок…» Возможно, в 1695 году, во время похода для взятия Азова, Петр I мог видеть Симбирск и его крепость, которая не только была построена по повелению его отца — Алексея Михайловича Романова, но единственная осталась неприступной при штурме войсками Степана Разина. Мы вправе предположить, что Симбирская крепость наряду с немногими другими фортификационными сооружениями страны могла повлиять на решение Петром I воздвигнуть крепость на Неве вместе с северной столицей России в надежде, что она тоже окажется неприступной. Костомаров Н.И., как и К.И. Невоструев, а затем Н.Л. Мартынов, следующей датой возможного посещения Симбирска называют тоже 1722 год: «В начале 1722 года Петр прибыл в Москву и оттуда приказал снаряжать на Волге суда, для перевозки войск к Каспийскому морю. В мае государь, вместе с Екатериною, отправился в путь водою по Москве-реке и Оке. В Нижнем праздновал он день своего рождения (30 мая), был великолепно угощаем богатейшим из русских промышленников Строгановым, а потом из Нижнего отправился вплоть до Астрахани, останавливаясь на короткое время в поволжских городках для их осмотра.» Настойчиво проводимая связь названия этой церкви с именем Петра I (как А. Яхонтовым, так и П.Л. Мартыновым) может быть объяснена совпадением именования старой церкви и новой каменной, возведенной в 1754 году в честь действительного пребывания Петра во время бури на Волге в подгорной части Симбирска. Тем более, что самым приемлемым видом памятника в прежние времена считалось сооружение выдающегося Храма, как, например, сооружение в Москве Покровского собора (Василия Блаженного), а затем там же — Храма Христа Спасителя, в Петербурге — Исаакиевского, а в Симбирске — Троицкого. Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|
|
noname
самым приемлемым видом памятника в прежние времена считалось сооружение выдающегося Храма! Морозов и Тарасова, слышали?
Злой
В провинциальном Симбирске Храмов было много не от богатства, а от нищеты беспросветной.
олится было принято, а жрать нечего и не на, что.
С тех пор ничего не изменилось.