В Ленинском мемориале работает выставка «Дары вождю. Юбилей под знаком Победы», привезенная из Государственного исторического музея.
Экспозиция из столицы уникальна. Это подарки главе советского государства Иосифу Сталину к его последнему юбилею – 70-летию, который широко отмечался в 1949 году, когда чувства от Победы были еще свежими и яркими.
Однако дары – это не столько символ уважения лично к Сталину, сколько символ уважения к народу, одолевшему фашизм, – считает приезжавшая на открытие выставки Татьяна Колоскова, заведующая филиалом ГИМ «Музей В.И. Ленина». Биография вождя и Великая Победа, как бы это кому-либо не нравилось, оказались тесно переплетены и взаимосвязаны.
Тогда Сталину было послано более миллиона поздравлений и свыше 20 тысяч подарков – не только от советских граждан, но и из-за рубежа. Большая часть приношений главе СССР вскоре была показана на выставке в Москве. Но подарки, которые представлены вниманию ульяновцев, – особенные.
Они – из коллекции, которая хранилась на даче у Сталина в подмосковном Волынском. Хотя он официально подарков не принимал, эти предметы были ему чем-то дороги, и к ним, несомненно, прикасалась его рука. Они, после его смерти и событий, за ней последовавших, с середины 50-х годов ХХ века, как и другие его личные вещи, находись в спецхранилище. Создать музей на сталинской даче тогда так и не удалось. Но не так давно коллекцию, наконец, извлекли для всеобщего обозрения.
Наш город стал первым в российской глубинке, куда отправилась эта выставка. В мемориале она пробудет до 15 июля, а затем отправится в Челябинск.
Более 150 экспонатов разделены на две части: дары и личные вещи вождя.
Подарочная часть разнопланова. От произведений декоративно-прикладного искусства из золота и серебра до аскетичных папок для бумаг из дерматина – в зависимости от достатка и возможностей дарителей трудного послевоенного времени.
Удивительны мастерство и фантазия авторов произведений искусства. И почти в каждом из них свой след оставила война. Для портрета Ленина Н. Волынец и Л. Сокол-Кутиловский взяли ровно столько перьев разных птиц, сколько родная Белоруссия этих мастеров находилась в оккупации у немцев. На первый взгляд, картину не отличишь от живописной.
Участник Великой Отечественной войны дагестанский ювелир Г.-Б. Магомедов создал тончайшее кружево из драгоценных металлов, обрамляющих портреты из слоновой кости Иосифа Виссарионовича и его матери. Две ажурные плакеты мастер изготовил в традициях искусства своего народа.
Французские коммунисты прислали макет стены коммунаров на кладбище Пер-Лашез со знаменитой надписью: «Мы просим справедливости, но не мести». От монгольских товарищей -хитроумный замок из серебра, открыть который не так-то просто. Замок, по мифологии, – символ освобождения. Старинное предание говорит о том, что тот, кто сумеет его открыть, станет освободителем монгол. И человек этот должен прийти с Севера, как раз из мест расположения территорий СССР…
18 курительных трубок из десяти стран мира – тоже желание сделать приятное главе могучей державы, образ которого трудно представить без дымящейся трубки в руках. Одна из них – производства фирмы Петерсон, ставшей известной благодаря бессмертному Шерлоку Хомсу.
Не менее впечатляющей кажется часть экспозиции, состоящая из личных вещей Иосифа Виссарионовича.
Антигламуром выглядит потертый плащ с дырочками всемогущего диктатора, непрезентабельная ушанка из потертого меха. Отнюдь не шикарен его мундир Маршала Советского Союза: в меру золотого шитья, материя явно не элитного сорта. При всех отрицательных качествах натуры вождя, сыгравших трагическую роль для миллионов людей страны, в быту он вел жизнь в соответствии со скудным на материальные блага временем. И тут за аскетизм ему надо отдать должное.
В целом выставка говорит об очевидном: историю, какой бы она ни была, нужно показывать без купюр. И это особенно актуально сейчас.
Ирина Морозова