26 сентября в Большом зале Ленинского мемориала – открытие нового концертного сезона Ульяновского государственного академического симфонического оркестра.
В этот коллектив скрипачка Валентина Борисовна Андрющенко пришла одной из первых. Начала играть здесь ровно 45 лет назад и до сих пор, что называется, в строю. Но с этим коллективом связана не только ее творческая жизнь. В оркестре она нашла свое счастье. Супруг Валентины Борисовны – Владислав Павлович Ветошкин, заслуженный артист РФ, концертмейстер группы контрабасов оркестра. Он остался единственным в оркестре музыкантом, который работает в нем с самого первого концерта в апреле 1969 года. Сын Даниил пошел по стопам родителей и тоже играет в Ульяновском симфоническом.
Такая вот семейная «музыкальная история». Подробнее о ней скрипачка рассказала для наших читателей в беседе с корреспондентом «УС».
– Валентина Борисовна, как в Вашу жизнь вошла музыка?
– Мы жили в Воронеже. Музыкальный слух у меня заметила в детском саду музыкальный работник и посоветовала учиться музыке. Семья наша не была музыкальной. Мама работала на заводе, дедушка – портной, бабушка – домашняя хозяйка. Хотя и мама, и ее брат умели играть на мандолине. Музыкальная школа оказалась на нашей улице, в пяти минутах ходьбы. Фортепиано в девятиметровой комнате, где мы жили впятером, ставить было некуда, поэтому выбрали скрипку. И вот я с шести лет начала заниматься. После седьмого класса в общеобразовательной школе мой педагог по музыкальной школе оркестр, пригляделись друг к другу.
– Каково это, когда в семье супруги – музыканты?
– Объединяют интересы, обсуждения после концертов и репетиций: какой дирижер, как он работал, как мы сыграли? Сын до сих пор удивляется этому. А мы ему отвечаем: «Даня, это была наша жизнь!». И до сих пор это наша жизнь. Я не представляю себя вне оркестра, и не только по финансовым причинам. А еще с мужем мы сблизились по причине любви к природе. Вместе – в парк Победы, летом пешком, зимой на лыжах. А в отпуск – в Крым.
– Не жалели, что стали музыкантом?
– Ничуть! Это творчество! А в молодости так было интересно ездить на гастроли. Объездили весь Советский Союз. Событием стала первая зарубежная поездка в Болгарию, а потом были другие страны.
– Вам довелось работать со многими дирижерами. Кто произвел особое впечатление?
– Интересно, прежде всего, было со своим – Эдуардом Серовым. Мы учились у него всему: смотреть на дирижера и видеть ноты, слышать не только себя, но и остальных оркестрантов… И Серов с ними сам многому учился. Вообще, у каждого дирижера своя школа, свое ощущение музыки. Помню, приезжал Пауль Деккер из Канады. После исполнения с ним Бетховена слушатели говорили нам, что было чувство, что перед ними другой оркестр. Потряс литовец Ионас Алекса, мы его полюбили. Он всю душу в музыку вкладывал! Были у нас и Валерий Гергиев, и Юрий Симонов и другие. Большой опыт оркестр получил при Николае Алексееве. За те 17 лет, что его возглавлял этот талантливый дирижер, было сыграно много известнейших произведений классической музыки. Незабываемое впечатление оставил о себе Андрей Борейко, работавший в нашем оркестре несколько лет. Он искал новые формы: устраивал открытые репетиции, совмещал музыку и поэзию, даже небольшие оперы ставил.
– Изменился ли слушатель со времен Вашей музыкальной молодости?
– Тогда очень часто был полный зал. Приходили студенты, музыкальное училище – в полном составе. Они даже потом у себя обсуждали концерты. Была солидная «армия», как нам тогда казалось, бабушек, которым за 60, приверженцев классической музыки, и они ходили на все концерты.
– Сын неслучайно пошел по стопам родителей?
– Он вырос в музыкальной атмосфере. Окончил музыкальную школу, музыкальное училище, потом факультет культуры и искусства УлГУ. Со студенческих времен, уже десять лет работает в группе ударных инструментов в нашем оркестре.
– Вы руководите струнным камерным ансамблем при оркестре. Чем он занимается?
– Ансамблю – 41 год. Организовал его музыкант оркестра Константин Русецкий. В первые годы объехали всю Ульяновскую область, вплоть до Глотовки, в которую отправились, помню, зимой на транспорте с разбитыми окнами. И мы воспринимали это просто – заткнули дыру тряпками. Ездили и продолжаем ездить по учебным заведениям, музыкальным школам, детским садам. Играем музыкальные сказки и другие произведения для детей. Это большая по значимости работа. Несем, как говорили при советской власти, культуру в массы. Еще выступаем в Малом зале филармонии на лекториях, камерных концертах.
– Что слушаете для души?
– Хорошо, что есть канал «Культура», когда известные оркестры, дирижеры и солисты исполняют симфоническую музыку. Очень нравится конкурс «Большая опера». Жизнь свою без музыки не представляю.
Беседовала Ирина Морозова