«Завтра будет поздно» – под таким заголовком полтора месяца назад в «СК» было опубликовано открытое письмо краеведа Вячеслава Ильина, адресованное губернатору Ульяновской области Сергею Морозову и председателю Законодательного Собрания Борису Зотову.

Предваряя демонтаж последнего пролета царского железнодорожного моста через Волгу, краевед обратился к власти с предложением сохранить пролет как памятник отечественного мостостроения. Для убедительности Вячеслав Ильин сделал в своем письме краткий исторический обзор, который в полной мере демонстрировал уникальность волжского моста 1916 года.

У идеи Ильина много сторонников среди коллег, и за минувший год они так или иначе выступали в поддержку краеведа. Более того, публикация письма вызвала резонанс среди горожан, все откликнувшиеся готовы присоединиться к инициаторам сохранения пролета.

Власть на призыв Ильина долгое время не реагировала никак. 12 мая краевед еще раз письменно обратился и к губернатору, и к председателю Заксобрания с просьбой ответить ему лично или через газету. Почти через месяц Ильину ответили «лично»: вопрос о сохранении пролета прорабатывается, «техническая характеристика моста не позволяет ускоренного решения этого вопроса».

Известно, что вопрос действительно «прорабатывался» на заседаниях правительства, но там же и утух. Чиновники решили ждать начала работ по демонтажу и тогда уже посоветоваться с мостовиками. Понятно, что последним в сохранении исторического наследия города нужды нет, поэтому дальнейшая «проработка вопроса», которая, похоже, останется за кулисами, краеведов крайне беспокоит.

Все снятые раньше пролеты старого моста были разрезаны и отправлены на переплавку.

Процесс утилизации, если он будет запущен, остановить невозможно.

Поэтому краеведы и все их сторонники еще раз обращаются к власти с призывом не позволить уничтожить кусочек истории Симбирска, поддержать идею патриотов своего края создать уникальный для Ульяновска музейный экспонат и место отдыха под открытым небом (сохраненный пролет предполагается реконструировать под зону развлечений и досуга).

Прецеденты такие уже есть, говорят специалисты. Фрагмент старого моста как музейный экспонат сохранен в Красноярске. В Москве, например, железнодорожный мост превратили в крытый музей – мост искусств.

Идею сохранения старых мостов прочувствовали американцы, они устанавливают у себя в пустыне мосты, вывезенные из других стран…

Практика показывает: никогда не бывает поздно переплавить историю, бывает поздно ее сохранить. По некоторым данным, доход от утилизации старого пролета может составить около одиннадцати миллионов. Это не такие большие деньги для области, которая, по заявлению власти, намерена взрастить новое поколение патриотов родной истории.