Дом, в котором я живу, в советские времена именовали «орлиным гнездом». Основание для этого имелось: двор был забит черными лимузинами, важные дяди сановито садились и отъезжали на службу. Затем в эти же лимузины загружались не менее вальяжные супруги – и отбывали по магазинам и прочим делам. Затем появлялись лимузины без пассажиров – и шустрые шоферы волокли из багажников по квартирам шефов съестное и спиваемое. Надо все же признать: номенклатурный сервис был на уровне.
Сейчас – увы – дом скорее напоминает не обитель царственных птиц, а воронье поселение. Карканье еще имеет место – но волокут из лимузинов по «гнездышкам» уже не вальяжные дяди, а щустряки «деловые». Заметно прибавилось в доме старичков и – вот странно! – длинноногих девиц. Ну и, конечно, обветшало сильно «гнездо»… Трубы лопаются, краны текут и прочее, и прочее…
В «орлиное» время нами занималось домоуправление, теперь мы подопечные Управляющей кампании Ленинского района города Ульяновска. Диалоги с ее представителями идут примерно такие:
– Здравствуйте. У нас нет холодной воды…
– Знаем, в курсе. Ждите.
Это ожидание затяжное. Лично я давно уже прошел курс самообучения, приобрел большой и малый газовые ключи, набор прокладок и прочей арматуры, держу постоянно при себе обрезки труб, паклю, штуцера и переходники. По малому ремонту дядей из «управкампании» не беспокою. Но менять стояки и снимать батареи – еще не освоил, каюсь.
Я одного в толк взять не могу: осваивать мне профессию сварщика или все же надеяться на то, что кто-то в нашей стране станет выполнять нормальную работу за нормальные деньги, нормально обслуживать дом? Еще картинка из сериала «Жулики кушать хотят ( так расшифровывают в Ульяновске абревиатуру «ЖКХ»
Картинка такая. Я мечтаю умереть от инфаркта, но, возможно, благодаря всем жилкомхозникам сподоблюсь иной, менее завидной кончины. Дело в том, что эти господа регулярно заботятся о моих сердечных мышцах: гоняют по лестницам почти на небо, ибо лифты в доме регулярно «отдыхают».
Пока лезешь, на четырнадцатый и обратно, есть о чем поразмышлять.
Однажды ожидание лифтовой благодати затянулось, и я набрал телефон лифт-сервиса. Дело было в 12.00..
Диалог начался так:
– Лифты стоят …
– В курсе (заметьте: все «в курсе»). Но бригада на вызове.
– Когда ждать?
– После обеда.
Прошел обед, придвинулся ужин. Пообещали «после 20-ти». Наступило восемь вечера.
– Вы обещали…
– Я вам ничего не обещала… бригада на вызове в больнице.
Время подошло к десяти вечера. Я позвонил в больницу. Там очень удивились: никакой заявки на ремонт лифтов они не давали.
Я понял: меня водят за нос. Как совместить мои минимальные запросы со стремлением громадного управленческого аппарата выжить? Чиновник ведь понимает: не он ради нас – мы ради него существуем. Вот что рассказывала мне жительница Заволжского района Ульяновска: Наталья Еремина:
Уже всех достало это ЖКХ! Плачу немалые деньги за услуги . Так ведь принять по-человечески не могут. Как мне объяснили в приемной директора Заволжского РКЦ – мы не оказываем услуги, а просто берем деньги. Меня эта технология мало волнует. Так ведь они делают мне одолжение беря у меня деньги. Могу оплачивать за коммунальные услуги только по субботам, так как работаю на правой стороне Волги, а живу в Заволжье. В очереди приходится постоять минут 30-40. Подхожу.
– Вы были в бухгалтерии?
– Зачем?
– Показания счетчиков предъявить, они занесут в компьютер.
– А вы не можете?
– Нет! Только со следующего месяца. Так у нас считает программа.
– А я тут при чем.
Отстаиваю в бухгалтерии еще 20 минут. И снова в кассу.
– Говорите громче, не слышно вас!
Теперь для того, чтобы не слушать нас совсем завели карточки. Подаешь и оператор вводит твой номер и на табло отражаются все данные. Может быть это и удобно, а если я забуду эту «несчастную» карточку или потеряю, совсем не примут деньги.
– За доначисления платить будете?
– Нет! (Так говорят 80 % платящих). Какие доначисления, за что? Ведь плачу по счетчикам за все.
И не дай Бог, если в квартире твоей потечет кран. Большой проблемой и даже бедой свалится на тебя вызов сантехника. Работают все с 8 до 17.00. По телефону вызвать можно. Но сначала нужно в бухгалтерию заплатить 50 рублей за вызов. И ты тащишься туда. И вот она квитанция об уплате.
Ждите. Придет после двух.
-Я работаю.
– Мы все работаем!
С печалью в голосе и некоторым трагизмом отпрашиваюсь у руководства. Руководство сочувствует, отпускает. Приходит сантехник. Изучает, поясняет. Берешь «под карандаш» и записываешь различные непонятные наименования: фильтр, полуоборотник и прочее. Бегу в магазин сантехники, опять же бухгалтерия – надо теперь оплатить за работу сантехника и только потом он придет и возможно сделает.
– А нельзя вам за все оплатить в руки, а вы мне выпишите квитанцию на бланке строгой отчетности и отчитаетесь перед своей бухгалтерией?
– Нельзя. Нас накажут и лишат премии, если мы возьмем деньги за работу.
Я потеряла два рабочих дня впустую.
Народ ульяновский возмущается всевластием как управленцев системы ЖКХ – так и равнодущием городских чиновников. В частности, люди жалуются на то, что управляющие компании не только плевать хотели на их просьбы и претензии- но и требуют заключения договоров на обслуживание жилья на явно неприемлемых условиях. И всячески противодействуют в тех случаях, когда владельцы квартир хотят поменять “обслугу”.
Люди, отдающие за элементарные удобства чуть ли не треть – а часто и больше – своих отнюдь невеликих доходов, возбуждаются все больше и больше. Знакомый из соседнего дома рассказывает:
– Плати- и все! Разъяснениями себя никто не утруждает. Сотрудники расчетных центров отправляют разгневанных людей в управляющие компании. Те – гонят назад. Все отмалчиваются. Вот некий «счет» за освещение мест общего пользования. А эта услуга уже включена в статью «содержание и ремонт жилья»!)
– Короче: ульяновцы воспринимают происходящее как банальный грабеж, который никто не считает нужным хоть сколько-нибудь замаскировать.
По жилищному законодательству, потребители услуг должны заранее получить квитанцию об оплате с полной расшифровкой. Этого нет и не было. Горожане требуют, чтобы власть вмешалась в действия управляющих компаний, тем более что накануне нового года та же власть объявила, что берет работу коммунальных управленцев под контроль.
Все говорят, что платить неизвестно за что оскорбительно. Многие говорят, что платить не будут до тех пор, пока не получат хоть сколько-нибудь вразумительных разъяснений.
В городе есть дома, где начатый и даже вроде бы проведенный капитальный ремонт обернулся для людей не благом — а страданиями. На улице Минаева в одном из домов заменили чугунный канализационный стояк и нижние этажи потонули в нечистотах…На другом доме отрезали батареи отопления- и тем ограничились… Жильцы третьего мучаются под протекающей крышей…
Претензий людей к жилищно-коммунальным службам тьма. И, конечно, так обстоят дела не только в Ульяновске . По всей России – как недавно было объявлено- выявлено более ста тысяч разного рода безобразий в сфере ЖКХ.
Совершенно очевидно одно: новый рост тарифов не улучшает качества обслуживания.
А «прозрачность», отчетность служб ЖКХ перед населением? Где она? Более того, оказывается формально “держать отчет» перед нами должны только поставщики воды, электричества, газа, тепла. А те службы, кои отвечают за ремонт и содержание жилья – те вообще не обязаны это делать. Они – самовластны: «Куда хочу – туда и потрачу ваши денежки»…
Вот такой «квартирный тупик».
Добавлю:во взаимоотношениях жильцов и контор ЖКХ есть одна тонкость .Заключается она вот в чем.
Задумывались ли вы, в чьем доме мы живем? Чей дом, чья крепость? У англичан на этот вопрос ответ однозначен: крепость – моя, то есть владельца. Чтобы ни происходило на земле или в правительстве – дом англичанина с ним, он его согреет, спасет и выручит в трудную минуту. Английский дом –это сберкасса без инфляции, это солома, которую житель Альбиона носит с собой, дабы подстелить в крайнюю минуту. Потому и не скупится тратить треть своего заработка на его приобретение и содержание. Ну, а теперь взглянем с этой точки зрения на нашу с вами «берлогу». В каких, так сказать, мы с ней в отношениях? А в весьма странных. Они как бы наши, но дом-то целиком чаще всего принадлежит чудищу по имени «муниципалитет». Мы за услуги ЖКХ регулярно платим, но ремонт должны производить почему-то сами. Как-то надо мной лопнула труба отопления, все в квартире встало на дыбы. Картина была страшной, но джентльмен из управляющей кампании посчитал ущерб мизерным. Послал я этот счет по более приемлемому адресу, сам пошел (как нас учил Ильич) другим путем., И в итоге ремонт еле уложился в сорок тысяч. Подчеркну, это было еще до явления Жилищного кодекса. При нынешнем положении дел даже представить страшно тот судебный процесс с виновниками аварии…
Так вот: положение-то ведь самое абсурдное. Квартиры и затраты на их содержание – частные. В рыночной экономике все ясно: твое – это твое, не твое – это чужое. А у нас дома – как строение чаще всего остаются принадлежать муниципалитетам. Как же это понимать? Корова – моя, но скелет и молоко принадлежат соседу? Так что ли? Платить за содержание, воду, электричество и прочие услуги буду я, а жилищные конторы будут оберегать «скелет дома»? Не представляю, какое научное звание надо иметь, чтобы осознать всю эту белиберду, конечная цель которой опять оставить в дураках нас с вами…
Так что не в своем доме живем, а по-прежнему в дурдоме, все там же полном чудес.
А чудеса, доложу вaм… Установили у входной двери замок кодовый – срезали, сорвали. Двери на чердак и крышу вечно распахнуты. Кликнул недавно славных ребят, «раздавили» мы с ними несколько пузырей, и заварили мы чердачный лаз. Купил громадный амбарный замок. Висел он неделю, затем умельцы – сверстники и наследники Российских неокапиталистов «взяли-таки» замок.Крыша протекала три года!
А дом этот… гнездо это… (теперь уже неизвестно – чье) в свои квартиры шмыгает и снова что-то потягивает «съестно-выпивочное»… Ну, и описанные лифты, и обкаканный двор…
И разве этот бардак дурдомовский лишь в одном месте!?
Возникает вопрос: подобные «дурдомы» в России- это навсегда? Или власти все же начнут наводить хотя бы некий порядок среди “жуликов, кушать хотящих» (ЖКХ) ничего не делая?
Жан Миндубаев