Замечательная публикация в “НГ”: Губернаторский маркер идентификации

Пересказывать публикацию не буду, но пару цитат приведу:
“Прямые выборы глав регионов вынуждают губернатора вставать с кресла чиновника на трибуну, становиться политиком, убивать в себе бюрократа. Этому способствует качественная смена must-be характеристик главы региона. Как писал Макс Вебер, политический чиновник (губернатор до принятия закона в нашем случае) не должен делать именно то, что всегда и необходимым образом должен делать политик (после принятия закона) – как вождь, так и его свита, – бороться. Губернаторам, которые были избраны до 2005 года (8 человек), придется вспомнить, как это делается, если они хотят остаться на посту; остальным придется научиться.”

Действительно, изменение законодательства о губернаторах, неизбежно приведет к тому, что губернаторам необходимо будет стать яркими публичными профессиональными политиками европейского формата, им придется  обеспечивать реализацию федеральной политики, чтобы не утратить доверие президента, и одновременно иметь мощную опору и поддержку в электорате региона (электоральных группах). Губернаторам необходимо будет заручится поддержкой гражданского общества, гражданских активистов для противостояния с оппозицией, при этом не столько лояльной части гражданского общества, сколько нейтральной и рефлексирующей частью электората.

В этом смысле, ход с привлечением в качестве руководителя медиакорпорации Дмитрия Ежова – сильный ход, действительно очень важно, что бы такую работу осуществлял политтехнолог, а не журналист. Для губернатора вообще важна медийная активность, тем более журналистский корпус сейчас расколот, на две категории: одни важно “за сколько писать” и не так важно “что писать”, другим гораздо важнее “что писать, когда писать и где писать”. Известная борьба материального благополучия со свободой слова. Понятно, что за деньги можно купить отдельных журналистов, но читательскую аудиторию уже не купишь. Читательской аудитории очень важно видеть, что журналист имеет собственную точку зрения и пишет искренне, руководствуясь внутренними убеждениями, и лишь потом важно как он пишет. Стилистика изложения отошла на второй план, на первом находятся темы и субъективная оценка событий журналистом, при одновременной объективности изложения фактов.

Другой составляющей современного медийного пространства стали социальные сети и блоги, тут в нашем регионе дела у губернатора обстоят не важно. блоги депутатов ЗСО – мертвые блоги, их посещаемость стремиться к нулю, значит и депутатам нет дела до населения и населению до них, в гордуме Ульяновска есть активные блогеры, в отличии от ЗСО, но популярностью пользуются блоги Геннадия Антонцева и, пожалуй, Сергея Кузьмина, у которых есть даже свои читательские аудитории.
Из правительства Ульяновской области, безусловно лидирует Светлана Опенышева, которая имеет стойкую читательскую аудиторию, при этом, она ориентирована на диалог, поэтому её аудитория в целом настроена позитивно-конструктивно, хотя и критикуют комментаторы власть в регионе, но в русле “по делу” и из благих намерений и побуждений. “Подсветка” в её блоге негативно настроенных по отношению к власти блогеров, наглядно демонстрирует их очевидную неадекватность, не в психиатрическом смысле, а в психологическом, они не способны удержать в русле обсуждаемых тем, моментально переходят на личности и оскорбления,  демонстрируют свое невежество, низкий уровень культуры и образования.  Очень важный показатель качества негатива, очевидно, что это не лидеры мнений, не фавориты гражданского общества, а личности с деформированным ЭГО и неудовлетворенными амбициями. Её блог, как лакмусовая бумажка позволяет выявлять мнения профессиональных экспертов в различных областях, мнение которых, следует власти принимать во внимание, поскольку они не зациклены на личных проблемах и обидах, а настроены на совместное решение существующих проблем, и готовы брать на себя ответственность разделяя её с властью. В общем её блог, это способ оценки блогерского потенциала. Интересен формат блога Константина Долинина, который более других приближен к формату личного блога, а не блога чиновника, это фактически лента новостей из СМИ и блогов, привлекших его внимание, с акцентом на экологическом аспекте. Читаемы и посещаемы блоги Карауловой, Якунина, Куракиной, и некоторых иных, хотя в основном, блогерам-чиноникам не удается выйти на свою читательскую аудиторию, они не настроены экспериментировать и учится, как это делает Опенышева. Интересен и второй эшелон власти, блоги Камала и Кантемирова, но таких не много, вот и рассуждай потом о социальных лифтах для молодежи если она настолько инертна, что не способна вести блог самостоятельно, кстати, весьма тревожный сигнал для кадровиков правительства, это уже кадровая проблема, и тут основной вопрос к руководителю аппарата губернатора, который и сам в этом смысле не является примером для подражания. Власть должна уметь держать публичные удары, по этому моменту оценивается её публичность и открытость для диалога, кроме того, подобный формат, позволяет держать власти руку “на пульсе”, быстро реагировать на события, и знать критиков в лицо, и понимать их мотивы. Кто из критиков власти руководствуется эгоистическими амбициозными мотивами и занят троллингом и самопиаром, кто реально озабочен общегосударственными проблемами, кто ориентирован на реальное разрешение конфликтов между обществом и властью, а кто откровенно банально спекулирует на болезненных для власти и общества темах. От городской власти, сейчас заметен только блог Сергея Паховского, но нет пока устойчивой аудитории читателей у блога, и его формат не определен.

Особый интерес представляют блогеры-журналисты, но это отдельная тема. Отмечу, что хорошим удачным инструментом был агрегатор блогов на Улграде.Ру, но в последнее время, что-то там сбойнуло. Интересные медийные проекты есть у Каллимулина, то ему явно недостает финансирования. Кстати, загадочное явление, те медийные проекты, на которые власть тратит деньги,  чаще всего оказываются мертворожденными, и чем больше потрачено, тем гарантирование провал проекта.
То ли у власти талант находить бездарей, то ли всё сводится к банальному распилу выделенных денег, но факт остается фактом. Коммерческие проекты, более жизнеспособны, чем выстроенные на гранты.

Продолжу цитировать “НГ”:
“Перемещение, а вернее распределение центра принятия решений от Кремля к населению региона, делает абсолютно невозможной информационную закрытость губернатора, его состояние как «вещь в себе». Откроется сезон политического шопинга. Одним из элементов новой политической реальности станет виртуальное воплощение губернатора – присутствие в социальных сетях и блогах. В США, к примеру, абсолютно все губернаторы имеют собственный аккаунт в Twitter; даже в Нигерии – это 57% губернаторов от общего числа, в России пока 51%.”

В общем, тренд региональной властью региона, был уловлен абсолютно правильно и верно, тут опять нужно поблагодарить зампредседателя правительства региона Светлану Опенышеву, которая активно включилась в работу, и губернатора области Сергея Морозова, поддержавшего инициативу пришедшую с верхов от Медведева, и четко её “отзеркаливший” на уровне региона. Одно скверно, до конца идея осталась пока не реализованной. К примеру, тргода назад я озвучивал идею о сайте реплик. Смысл идеи был прост, на сайте правительства области выделить страничку “Публичное пространство власти” – где отображать вопросы населения к власти, с плюсиками и минусами (как на сайте Гайдпарк.Ру) и отображение, кто поддержал вопрос, кто высказался против.  На накопившуюся десятку популярных вопросов населения, губернатор дает видеоответ,  который обсуждается его замами и министрами в формате реплики – пара абзацев, с изложение собственной точки зрения по каждому вопросу. И так же, плюсики и минусы, под каждой репликой. Что бы было наглядно видно, чье мнение, оказывается наиболее популярным у населения. Это очень важно продемонстрировать, что члены правительства могут иметь собственное мнение отличное от мнения губернатора (как в судах, каждый судья имеет право на особое мнение), заодно станет понятно, на чье мнение опирался губернатор при  принятии решения по указанным вопросам, как учтено мнение его заместителей по итогам обсуждения и мнение населения. Одно замечание, по характеру мнения населения, оно не должно быть анонимным, население которое настаивает на публичности власти, должно стать

и само открытым, а не анонимным, это будет диалог на равных. Если разумеется будет реализован подобный формат.

 Пока губернатор Ульяновской области,
уверенно входя в десятку твиритян-губернаторов, прилично отстает от первой пятерки лидеров. Возможно гонка за лидером, вовсе и необязательна, тут и олимпийский принцип достаточен, но тем не менее, это показатель его аудитории читателей. Ещё слабее его позиции в ЖЖ, что объясняется тем, что нет диалога с читателями и комментаторами блога. Нет, не призываю, к тому, что бы открыть записи комментариев без премодерации, этого как раз делать не нужно, так как, премодерация заставляет комментаторов внятно и четко излагать свои мысли , стимулирует к более ответственному отношению к комментариям.

Да и медиокорпарации, нужно усилить зону охвата аудитории, путем премодерации комментариев, и ведения полного дайджеста публикаций изданий входящих в медиакорпорацию, правда, как я понимаю, власть опять экономит на медийном пространстве, не обеспечивая нормального материального стимулирования  подобной работы.

Например, краеведение и журнал
“Мономах” превратились по сути, в клуб “джентльменов” которые просто получают деньги, а когда их лишают подобного удовольствия, начинают шантажировать власть “раскрытием очередных тайн и афер”. На самом же деле, журнал не выходит на уровень самофинансирования по одной простой причине – он не интересен читателю. Наблюдается очевидный провал и с выпуском детской прессы, которая тоже не окупается, посокльку вместо того, что бы привлечь к работе подростков, и дать им реальную возможность заработать, всё сводится к нытью о недостатке финансирования.

Вопрос недостаток финансирования, всегда меня умилял, я слышал этот стон от “общественников” которые в феврале прошлого года жаловались на то, что власть не дает им денег на приобретение времени в эфире, на ТВ, радио, на прессу. Я тогда достаточно жестко и резко высказался, что если общественник не в состоянии вести бесплатно блог, то гнать нужно такого общественника как можно дальше, поскольку это либо свидетельствует о полной его бездарности, и некомпетентности, либо его деятельность не имеет формата общественно значимой деятельности. В этом смысле, я вообще большой противник государственной поддержки общественных организаций, если они не социально значимы, но и там, вопросов куда больше, чем результатов деятельности. Общественные организации должны поддерживаться обществом, а не властью. В этом плане, мне нравилась работа с общественностью которую начала проводить бывший министр внутренней политики Татьяна Кириллова, системной фильтрации профессиональных общественных организаций, от самодеятельных общественных коллективов, осознавшей, что общественная деятельность настолько же профессиональна, как и политическая, и это необходимо принимать во внимание.

Опять же, в этом смысле Общественную палату области – хоть распускай, полный публичный вакуум, блогов не ведут, в медийном пространстве  напоминают “квадрат Малевича” – черный ящик, какие мысли в головах у членов общественной палаты, почему они не ведут блогов, откуда они черпают информацию для разрешения общественно значимых проблем? В целом – кого понабрали? Членов общественной платы должны знать в лицо, а они не известны даже журналистам, не только населению области. Из должны останавливать на улице, что бы излить душу, и пожаловаться “за жизнь”, но для этого их должны знать, но вероятно, состав палаты таков, что они равнодушны к проблемам области,  это номинальные общественники. И кому нужен такой безмолвный глас народа?

Ещё одна цитата из публикации:
“Социальные медиа из орудия политического самоубийства (как в случае с Дмитрием Зелениным) становятся инструментом политической борьбы, агитации, пропаганды. Шансы губернаторов-гурманов при этом даже выше. Если раньше наличие Twitter являлось бесполезным и даже вредным, то теперь таковым уже считается его отсутствие. Таким образом, Дмитрий Медведев, предвосхищая ситуацию, подготовил губернаторский корпус к конкурентной среде.”Полагаю, что сама публикация и её текст, появились в “НГ” вовсе не случайно, после закрытой встречи редактора “НГ” с Владимиром Путиным, который опосредованно меняет формат внутренней политики в стране, осуществляя “работу над ошибками” в этой сфере политики, предоставляя в распоряжение губернаторов больше средств, и свободы действий, он ожидает и конкурентной борьбы за место губернатора, которого вновь из чиновника делают политиком. Полагаю, что в ходе политической реформы, возвращены будут в регионы и должности председателя правительства и вице-губернатора. Просто сама схема управления регионом этого требует, и мне интересно, пойдет ли реформа по пути делегирования кресел в правительстве политическим парфункционерам, согласно полученных голосов на выборах в ЗСО? Это интересный момент становления демократии в России.
Федеральная власть, отчетливо поняла, что такое огромное государство. не способно нормально функционировать в “ручном режиме”, нужна самостоятельность власти на местах, и тут же усомнилась в профессиональном корпусе губернаторов, отставки которых следуют одна за другой.
Следующим этапом будет признание того факта, что от руководителей муниципалитетов тоже требуется и политическое чутье и маневренность, а не только лояльность.  И здесь фактор конкурентоспособности выйдет на первое место.
Поэтому, текущие кадровые перестановки в правительстве и мэрии Ульяновска, меня озадачили, они вовсе не зеркальны “посылам” федеральной власти, и делать губернатора не конкурентоспособным.

 В общем, сейчас губернатор ОБЯЗАН стать политиком, для сохранения конкурентоспособности. Да и будущих губернаторов нужно искать в социальных сетях и медиапространстве интернета. Хотя, как показал опыт Ульяновской области, поиск министров в интернете, дело безнадежное при неверно выстроенной системе критериев отбора, игнорирование общественного мнения при такой селекции, приводит к полному провалу и бойкоту назначенного министра и тут уж ничего сделать нельзя.
Как я понимаю ситуацию, намечается и провал проекта “палата справедливости” региона, поскольку самым удивительным образом,   практически все уполномоченные про защите прав (исключая упомянутого ранее Констнтина Долинина), оказались скверными блогерами, они не способны существовать в пространстве социальных сетей и блогов, а следовательно и не в состоянии быть истинными медиаторами между населением и властью, и скорее дискредитируют идею губернатора, чем воплощают её в жизнь. Система “сдержек и противовесов” в регионе не заработала, поскольку вместо реальной работы, опять получился сплошной симкуляр. Уполномоченные по правам…, оказались вне публичного пространства, наивно полагая, что “сайта достаточно”, на самом деле зарабатывая приличный антирейтинг из-за отсутствия диалога, аудитории, а следовательно и доверия.  Простая истина, что политика:  “лучше ошибаться, но делать”, гораздо эффективнее, в настоящее время, известного кредо бюрократа: “лучше ничего не делать  и поэтому не ошибаться”, зря на мой взгляд не приняли депутаты ЗСО мое предложение о внесении в закон об Уполномоченных поправки: “об отстранении от должности по утрате доверия”, подлинная независимость уполномоченного по западным меркам, обеспечивается не его административной “неприкосновенностью”, а его популярностью у населения.  Там не трогают уполномоченных по правам, по той простой причине, что при неверном решении об отстранении от должности уполномоченного, может привести к “политической смерти” губернатора (руководителя округа и т.п.) и быстрой отставке.

В конце публикации, приводится список, как я понял, конкурентоспособных губернаторов и тех, кому предписан скоропостижный “переход на другую работу”:

Угадали с политическим трендом, и попали в тему:

Главы регионов, имеющие аккаунт хотя бы в одной из платформ (LiveJournal, Facebook, Twitter) 49 человек – 59% от общего числа
А.Артамонов (Калужская область), Н.Белых (Кировская область), Ю.Берг (Оренбургская область), О.Бетин (Тамбовская область), О.Богомолов (Курганская область), С.Боженов (Астраханская область), В.Бочкарев (Пензенская область), Н.Виноградов (Владимирская область), А.Винников (Еврейская автономная область), А.Волков (Удмуртская Республика), В.Гайзер (Республика Коми), В.Груздев (Тульская область), В.Голубев (Ростовская область), А.Гордеев (Воронежская область), Н.Денин (Брянская область), Д.Дмитриенко (Мурманская область), Ю.Евкуров (Республика Ингушетия), А.Жилкин (Астраханская область), В.Зимин (Республика Хакасия), Р.Кадыров (Чеченская Республика), А.Каноков (Республика Кабардино-Балкария), А.Карлин (Алтайский край), О.Кожемяко (Амурская область), А.Козлов (Орловская область), Н.Комарова (ХМАО), В.Кресс (Томская область), О.Кувшинников (Вологодская область), Т.Мамсуров (Республика Северная Осетия), М.Мень (Ивановская область), Д.Мезенцев (Иркутская область), С.Митин (Новгородская область), Г.Полтавченко (Санкт-Петербург), А.Мишарин (Свердловская область), Л.Кузнецов (Красноярский край), С.Морозов (Ульяновская область), Р.Минниханов (Республика Татарстан), О.Чиркунов (Пермский край), А.Орлов (Республика Калмыкия), И.Слюняев (Костромская область), Е.Савченко (Белгородская область), А.Ткачев (Краснодарский край), А.Турчак (Псковская область), И.Федоров (Ненецкий АО), Р.Хамитов (Республика Башкортостан), Н.Цуканов (Калининградская область), В.Шанцев (Нижегородская область), В.Шпорт (Хабаровский край), М.Юревич (Челябинская область), В.Юрченко (Новосибирская область).

Игнорирующие политический тренд на востребованную публичность :

Главы регионов, не имеющие аккаунт в соцсетях 34 человека – 41% от общего числа
С.Антуфьев (Смоленская область), В.Артяков (Самарская область), А.Бердников (Республика Алтай), Е.Борисов (Республика Саха), В.Гаевский (Ставропольский край), Б.Громов (Московская область), Р.Гениатулин (Забайкальский край), С.Вахруков (Ярославская область), Н.Дудов (Магаданская область), С.Дарькин (Приморский край), М.Игнатьев (Чувашская Республика), В.Илюхин (Камчатский край), П.Ипатов (Саратовская область), О.Ковалев (Рязанская область), Д.Кобылкин (ЯНАО), А.Михайлов (Курская область), Ш.Кара-оол (Республика Тыва), Р.Копин (Чукотский АО), О.Королев (Липецкая область), М.Магомедов (Республика Дагестан), Н.Меркушкин (Республика Мордовия), В.Наговицын (Республика Бурятия), А.Нелидов (Республика Карелия), Р.Маркелов (Республика Марий Эл), И.Орлов (Архангельская область), Л.Полежаев (Омская область), В.Сердюков (Ленинградская область), С.Собянин (Москва), Р.Темрезов (Карачаево-Черкесская Республика), А.Тхакушинов (Республика Адыгея), А.Тулеев (Кемеровская область), А.Хорошавин (Сахалинская область), А.Шевелев (Тверская область), В.Якушев (Тюменская область)
 ПФО заметно лидирует, по количеству потенциальных “тестеров” вне тренда публичности, которые и проверят верность теории на практике, и ощутят на себе все новые политические реалии реформы. Красным выделены те губернаторы, которым придется проверять свою конкурентоспособность уже в этом году.