В минувшую пятницу Ульяновск посетил поэт Андрей Дементьев, известный не только тем, что написал множество текстов песен, но и своей журналистской деятельностью – в 80-х – начале 90-х годов он был редактором журнала «Юность», и под его руководством к советскому читателю впервые пробились сквозь цензуру Сергей Довлатов и Владимир Войнович со своим романом «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина». До настоящего времени он ведет программу «Виражи времени», собирающую огромное количество слушателей. В Ульяновске поэт ответил на вопросы журналистов, рассказал о своем видении года литературы и вспомнил поэта Николая Благова.

«Мы открыли Дину Рубину»

– Настоящая зима здесь, в Москве ее не увидишь, – так поприветствовал собравшихся Андрей Дементьев. Ему уже 86 лет, но бодрости поэта может позавидовать любой молодой его читатель. Он много выступает, дает интервью.

– Государство должно делать все, чтобы создавать условия для нормального развития отечественной литературы, – сказал Дементьев. – Наверное, надо издавать больше народных серий, как это было в Советском Союзе, когда книги мог приобрести каждый. Время сейчас другое. Владимир Путин сказал, что 40 процентов россиян книгу в руки не брали. Я с ним не согласен думаю, это число больше. Книги не востребованы. Раньше мы писали в стол – цензура не пускала. Сейчас писатели снова пишут в стол, потому что нет возможности публиковаться.

Нет выхода к людям. А у людей нет потребности услышать писателей. Показательно: ехал раньше в метро – все читают. А сейчас сидят в этих штуках, Дементьев изображает копание в смартфоне. – Это опасно.

Технический прогресс не должен мешать образованию и духовному развитию человека.

Впрочем, считает Дементьев, на талантливых людей земля не оскудела. В самом начале общения с журналистами он рассказал, что за последнее время написал предисловия к изданиям многих молодых авторов, которые будут интересны читателям. На таланты у него вообще, видимо, чутье – опыт работы в «Юности» показывает.

– Когда я был редактором журнала «Юность», мы открыли замечательных писателей Дину Рубину, например, которая стала теперь классиком. У нас печатались Евтушенко, Вознесенский, Борис Васильев с его книгой «А зори здесь тихие»… Сейчас время трудное, но писатели хорошие все равно есть. Мне очень нравится прозаики Сергей Шаргунов, Захар Прилепин, Дина Рубина. Хороший поэт Лариса Рубальская.

– Как считаете, творческие союзы помогают в становлении поэтам и писателям?

– У меня к ним сейчас несколько скептическое отношение. Когда я стал членом Союза писателей в СССР, у него были огромные возможности.

Проходили совещания, на которых старшие мастера оценивали молодых. И если молодой получал хорошую оценку, то за счет государства его книги издавали. Сейчас таких возможностей нет, хотя в одной Москве пять союзов. Ведь главное, чтобы книги издавались. А у нас – замкнутый круг: имени нет, нет и книг, но если нет книг, откуда будет имя?

Не хватает участия руководства

– Сейчас начался год литературы. Многие высказывают опасение, что он пройдет, никем не замеченный, и ничего в отношении к литературе не изменится. Чего не хватает?

– Не хватает личного участия нашего руководства. Нужно знать своих героев и авторов. Недавно мы были в Баку на одном приеме по случаю юбилея. Так в Азербайджане гораздо серьезнее внимание руководства к искусству, чем у нас. В прошлом году я пришел в Большой театр на 200-летие Лермонтова. Это не просто знаменательная дата – ведь лермонтовские 100 лет не отмечали – началась первая мировая. Не отмечали столетие смерти – началась вторая мировая. Вот впервые стали отмечать 200-летие великого поэта, которого знает весь мир, а в Большом театре никого из руководства страны.

Так ничего не изменится.

– Не ощущается ли определенного дефицита писателей? Ведь имена, которые вы печаталив той же «Юности», были совсем иного масштаба…

– Журнала такого у меня сейчас и быть не может. Я из него в 1992 году ушел, поняв, что настали другие времена.

Журналы мало читают. В мое время у «Юности» был немыслимый тираж. На Западе, когда называешь эту цифру, шум в зале начинается – 3,3 миллиона экземпляров. Высокий был тираж у «Дружбы народов», «Знамени» и так далее Сейчас важно, чтобы издательство думало не только о своем кармане, а еще и о том, чтобы продвигать литературу, чтобы она не испытывала тех сложностей, которые сейчас испытывает. Я вижу, как тяжело живется многим моим коллегам. У меня много изданий, но не всем так везет, как мне. Я много выступаю, у меня была программа на радио. А очень многие живут скромно – письменный стол и читатель, ничего больше. Раньше поэты собирали стадионы. Я сам на стадионе выступал вместе с Рождественским, Евтушенко, Окуджавой, Ахмадуллиной… Сейчас ситуация изменилась. Многие хорошие поэты больше не собирают залы, притом что поэзия в России не иссякла.

В Твери – Дрожжин, у нас – Благов

На встрече с Дементьевым ему напомнили о том, что он был знаком с Николаем Благовым, ульяновским поэтом.

– Да, его помню, – откликнулся Дементьев. – Он был очень хороший человек, хороший поэт. Но его забыли. Это одна из больших проблем в стране – забывают хороших писателей. Даже тех, кто не так давно работал. Каждая область должна поддерживать своего забытого писателя. У нас вот, в Тверской области, был такой поэт – Спиридон Дрожжин. Есть даже музей его имени в деревне Низовке. Он был малограмотным крестьянином, пахал землю, но писал искренние стихи. Самое удивительное, что знаменитый поэт Рильке приехал специально к нему в деревню, чтобы познакомиться, перевел его стихи на немецкий язык. Теперь от нас очень многое зависит, чтобы мы не забывали наших земляков. А Благов, безусловно, достоен внимания всероссийского читателя.

Сергей Гурьянов