Ульяновский костоправ, бывший директор Шиловского мелзавода Искандер Касимов отремонтировал за свой счет три УАЗа для отправки в зону СВО. Одну из машин решили назвать в честь гвардии старшего лейтенанта ВДВ Владислава Луконина, который погиб на Украине 7 марта. Ему было 25 лет. 23 февраля внедорожники освятят в храме на Минаева, а потом отправят по назначению. Искандер Касимов рассказал, почему он решился взять за этот проект.

— Искандер, откуда взялась эта идея — реанимировать старые УАЗы для армии?
— У меня была мечта купить ретро-автомобиль — в детстве мальчики играют в машинки, и когда они становятся взрослыми, ничего не меняется. Но изменилась ситуация в мире. О ретро-аватомобилях я уже не думал. С бойцами я на прямой связи, узнал, что им не хватает надежных автомобилей. Мне рассказали, что одно из передовых подразделений запросило два армейских «Тигра», а им прислали «Жигули» 4-й модели. Так что я решил помочь.


— Почему именно УАЗы?
—Есть энтузиасты, которые покупают б/ушные китайские и корейские внедорожники, и отправляют туда. Но они не выдерживают эксплуатации в сложных условиях. За 600-700 тысяч рублей, которые тратятся на одну такую подержанную машину, можно восстановить два-три УАЗа. В среднем, с учетом покупки и переделки, один автомобиль обошелся мне в 350 тысяч рублей. Мы делаем так, чтобы внедорожник мог проездить полтора-два года. Я составил список работ, которые нужно выполнить, распространю его через соцсети для тех, кто захочет последовать моему примеру.
— Это какие-то специфические работы?
— Живучесть авто на передовой на самом деле может исчисляться несколькими неделями. Это расходный материал, поэтому машина должна быть простой, выполняющей свой функционал. Мы не обращали внимание на салон и внутреннее убранство — когда ты лежишь в грязи в окопе, о привлекательности салона будешь беспокоиться в последнюю очередь.

Нельзя использовать автомобили, подготовленные для охоты и просто для бездорожья — дополнительные световые огни, имеющие высокую цену, там просто не нужны. Бойцы сказали, что они сразу разбивают прикладами фары, потому что любой отблеск или отражение света — это прилёт снаряда. Также не нужны лебёдки, силовые бамперы, магнитолы: всё это утяжеляет автомобиль и уменьшает его грузоподъёмность. А стандартная инкассаторская броня не защищает от артиллерийских осколков, но имеет дополнительный вес, что уменьшает скорость и проходимость по грязи.
Автомобиль должен заводиться в любой момент «отвёрткой» и быстро ехать с минимальным шумом от двигателя. Чтобы ключи не потерялись, мы впаяли их в замок зажигания.

Все мои авто покрасили в один цвет, оптимальный для зимы. Мы не знаем, как они будут использоваться, поэтому сделали внешний вид максимально гражданским и наименее привлекающим внимание.

Кроме того, укомплектовали УАЗы специальными домкратами, высокопрочными тросами, багажниками на крышу для перевозки лёгких вещей, запасными колёсами в сборе (это расходный и дефицитный материал)
— Где вы приобрели автомобили?
— Это оказалось проблематично: мы отсмотрели в радиусе 800 километров 28 уазиков и выбрали всего три. При этом в одном случае нас еще и обманули: сказали, что все хорошо, машина на ходу. Приехали за 500 километров в Саратовскую область, а в «козлике» через двигатель проросло дерево, нам пришлось его рубить. Правда уазик действительно был на ходу, двигатель завелся, доехал до Ульяновска сам.
— Куда отправите машины?
— В армейский спецназ и подразделение, где служил Влад Луконин. 23 февраля мы после освящения поедем к моему оздоровительному центру в Новый город, дополним гуманитаркой и будем отправлять.
Сейчас идут разговоры о том, чтобы Минобороны прислал в Ульяновск рембригады, чтобы мы их обучили, как правильно готовить автомобили для бойцов. Посмотрим, что получится.