В обычной квитанции на оплату телефона вдруг появилась дополнительная сумма в 900 рублей. Совершенно необъяснимая, непонятная. Такая ситуация может серьезно взволновать даже людей хорошо обеспеченных. Что уж говорить о двух пенсионерах…
«Мы с мужем всегда дома, следим за своим телефоном. И никак не могли «наговорить» почти на тысячу».
Перед тем как написать в редакцию, авторы обратились с письменной претензией к оператору «ВолгаТелеком», получили ответ и подробную расшифровку телефонных разговоров за февраль («сумасшедший» счет был выписан именно за этот месяц). Из ответа и расшифровки следовало, что «абоненту» пять раз за месяц были предоставлены платные телефонные услуги (официальное название – услуги интеллектуальных сетей связи). В частности, пенсионеров по телефону за деньги консультировали по поводу бизнеса и трудоустройства.
Супруги категорически отрицают, что пользовались такими консультациями, и, в общем-то, их аргументы понятны. Но специалисты «ВолгаТелеком» после соответствующего технического расследования пришли к выводу, что «коммерческие» звонки с указанного номера все-таки были сделаны. Причем вероятность несанкционированного подключения к линии пенсионеров, чем можно было бы объяснить случившееся, по словам связистов, исключается. Солидная, большая компания, которая позиционирует себя как социально ориентированная, вряд ли кинется зарабатывать на таких штучках.
Есть в этой истории один ключевой момент, который может хоть что-то объяснить.
Супруги, обратившиеся в «СК», подчеркивали, что ни они, ни ктолибо другой с их телефона не мог «наговорить» на девятьсот рублей в месяц. При этом подразумевалась, прежде всего, длительность разговоров.
Но когда речь идет о звонках в системе интеллектуальной связи, плата может взиматься за соединение, и не важно, сколько оно длится – секунду или час.
Платные услуги по телефону, которые «ВолгаТелеком» в последнее время активно продвигает, очень развиты и за рубежом, и в России. Как правило, платными бывают телефонные консультации юристов, медиков, психологов. В некоторых городах на платной основе артисты рассказывают по телефону сказки.
Главная идея: абонент должен быть предупрежден о плате. Причем предупрежден дважды.
Пометка «звонок платный» обязательна в рекламном объявлении об услуге. И еще: после того как номер набран, о стоимости разговора должен сообщить автоответчик. Только после этого происходит соединение.
Дело вроде бы ясное, тем не менее на услугах интеллектуальной связи погорело немало народу.
Одни потому, что еще не привыкли к тому, что информация по телефону бывает платной. Другие попадают на мошенников, которые присосались к «современным технологиям».
«СК» о таком случае писал еще в июле 2006 года, когда одна из наших читательниц позвонила по номеру из объявления о престижной работе (объявление раздавали прямо на улице) и вскоре получила счет от «ВолгаТелеком»: почти двести рублей за 30 секунд пустого телефонного разговора. Объявление она принесла в редакцию, никакой пометки о том, что звонок платный, в нем не было. Кстати, эти же самые объявления в ту пору пачками раздавали даже на центральных улицах Ульяновска. Так что кто-то на этом деле хорошо наварился.
За этим «кто-то» пострадавшие обычно подразумевают связистов, которые выставляют счет за услугу. Специалист по маркетингу отдела по работе с VIP-клиентами расчетно-сервисного центра «ВолгаТелеком» Андрей Фролов заверил «СК», что компания не предоставляет населению услуг интеллектуальной системы связи, а только обеспечивает техническую возможность для этого вида сервиса и осуществляет прием платежей. Если упрощенно, то происходит следующее: организация, пожелавшая оказывать платные услуги по телефону, заключает со связистами соответствующий договор и получает линию. Цену на платный звонок устанавливает тоже она – хоть тысячу рублей за минуту. Связисты за соединение абонентов берут свою долю платы, но большая часть суммы идет в кассу тех, кто отвечает по платному телефону. «ВолгаТелеком» своих партнеров на порядочность не тестирует и за качество их услуг не отвечает – только за качество связи, говорит Фролов. Но абонентам, считающим себя пострадавшими от сервиса по телефону, связисты готовы дать реквизиты второй стороны.
Руководитель Центра защиты прав потребителей Григорий Каленов в этой позиции не видит ничего противозаконного. Если техническая сторона дела безупречна, то есть автоответчик предупредил абонента о том, что звонок платный, то претензии надо предъявлять не «ВолгаТелеком», а стороне, оказывающей услугу. Но в каждой конкретной ситуации нужно разбираться отдельно, говорит правозащитник.
Что касается конкретного случая, упомянутого в начале статьи, то тут сложно делать какие-либо выводы. Теоретически можно предположить, что кто-то с телефона супругов-пенсионеров несколько раз набирал «платный» номер. Не важно, говорил или бросал трубку сразу после соединения девятьсот рублей все равно «накапали». Но это только предположения.
Чтобы не влететь в неприятную историю с платными телефонными услугами, во-первых, надо знать, что они существуют. В массе рекламных объявлений, которые печатаются в СМИ, где-нибудь в уголке мелким шрифтом написано: «звонок платный». Так что не пренебрегайте мелким шрифтом. Второе: могут попадаться объявления и без этой информации. Это прямое нарушение закона, но оно встречается. В этом случае есть только один способ не попасть на деньги: положить трубку сразу после того, как автоответчик сообщил, что звонок платный. Между сообщением и моментом, когда ответит оператор, звучат три длинных зуммера. Это «ВолгаТелеком» гарантирует.
Еще один момент: Андрей Фролов рассказал о четырех видах интеллектуальных услуг связи.
Они «привязаны» к определенным номерам. Если номер начинается с 8800, то это точно бесплатный звонок. Такие услуги оказывают очень крупные компании для поддержания своего имиджа.
Номер, начинающийся с 8803, предлагают набрать при телеголосовании. Он может быть и платным, и бесплатным. Тут нужно внимательно слушать сообщение автоответчика. То же с универсальным номером доступа, который начинается с 8804. И, наконец, номер, начинающийся с 8809. Он бывает только платным. Эта услуга так и называется вызов с дополнительной оплатой