Отнюдь не в темноте коротали свои вечера наши предки, и подтверждением этому служит новая выставка керосиновых ламп в Ульяновском областном краеведческом музее имени И.А. Гончарова.
Создатели экспозиции из фондов музея – Галина Величкина и Галина Иванушкина – дали ей название «Мечта Аладдина». Как многие помнят из детства, находчивый персонаж сказочного цикла «Тысяча и одна ночь» совершал подвиги и чудеса благодаря Джинну, который появлялся, стоило Аладдину потереть лампу. Помогал ли подобный волшебник создавать выставку сотрудникам музея, история умалчивает. Возможно, что – да, потому что она удалась на славу и узнать на ней можно немало любопытного.
В экспозиции – 30 ламп ХIХ – первой половины ХХ веков, и у каждой, как у человека, свой неповторимый облик и своя судьба. А вот история происхождения – общая.
Оказывается, первая керосиновая лампа пришла на смену свече в 1853 году во Львове. Однако задолго до этого к ее созданию имел причастность гений эпохи Возрождения – художник, ученый и изобретатель Леонардо да Винчи. Это он смастерил лампу с тягой в виде трубы, как в печке.
А стеклянный колпак придумал французский аптекарь Кенке. В такой колпак швейцарский ученый Арган вставил созданную им же горелку. Но горела такая лампа не лучше, чем свеча. И тогда еще один ученый – Кордано – сообразил, что резервуар с маслом (керосин стали использовать позднее) лучше поместить не под горелкой, а сбоку от нее. Теперь масло само текло к пламени сверху. Затем изобрели еще один способ подачи масла: пружина давит на кружок, а кружок на масло, которое быстро поднимается к горелке.
Ярким огнем засияли лампы, когда вместо масла стали использовать керосин. И именно это послужило толчком к развитию нефтяного дела. Так простая керосинка способствовала научно-техническому прогрессу человечества. Без нее не было бы у нас ни химической индустрии, ни автомобилей и еще много чего.
Нехитрый осветительный прибор исправно служил людям вплоть до 60-х годов прошлого века. Выручал он в годы Великой Отечественной войны, и после нее в селах продолжали пользоваться такой лампой. До сих пор на чердаках деревенских домов можно найти керосинку. Рачительные хозяева приберегают ее на всякий случай. Впрочем, лампа и сейчас в ходу в тех редких местах, куда по разным причинам не дошло электричество.
Дизайн этих бытовых предметов поражает разнообразием. Разумеется, у крестьянского и рабочего люда в разные времена лампы были попроще. Средний класс позволял себе иметь приборы более декоративных форм и отделок. Аристократия, соответственно, приобретала лампы на уровне произведений искусства.
Как раз на этой выставке можно увидеть весь диапазон от простого к сложному. Конечно же, внимание обращают на себя самые нарядные экземпляры. С постаментами в виде ваз из стекла и металла, с растительными орнаментами, фигурами мифологических существ.
На цветы похожи абажуры из «молочного», бирюзового, розового, сиреневого стекла. Часто встречается декорирование стеклянной крошкой, «нитью» другого цвета, росписью эмалями и золотом. В общем, сказочному Джинну такое уютное красивое «жилище» и не снилось. На самом деле, если он и мог существовать, то только в аскетичной и скромных размеров масляной лампе бедняка-араба…