Ровно неделю назад (10.11.2017) рабочая группа Совета по продвижению чтения и книгоиздания при губернаторе области среди прочего обсуждала вопрос об издании фотокниги с претенциозным названием «Люди земли Симбирской – по следам Вильяма Каррика».
Полагая, что многие читатели не знают, кто такой
Каррик, привожу краткую ссылку об этом человеке:
«Мастер портретной фотографии, Вильям Каррик одним из первых в России стал заниматься этнографическими снимками и репродуцированием картин. Несколько сотен работ выполненных Карриком и его другом и компаньоном Джоном МакГрегором в поездках по Петербургской, Ярославской, Костромской, Казанской и Симбирской губерниям, в городах и сёлах Поволжья и Нижнего Новгорода стали бесценным источником изучения жизни в России.
В 1870 году, на Мануфактурной выставке проходившей в Санкт-Петербурге за «отличное выполнение фотографических снимков из народного быта» награжден бронзовой медалью.»
Запомним главное: работы Каррика «.. стали бесценным источником изучения жизни в России».
Добавлю еще, что за прекрасно исполненный свой фотопортрет Каррику подарил перстень с бриллиантом член правящей царской семьи.
Спустя много лет после кончины фотографа, его дальняя родственница, унаследовавшая имущество, обнаружила в старом шкафу множество негативов на стеклянных пластинках – и, так сказать, вывела их на публику. Их изготовил Каррик.И это стало сенсацией в мире фотоискусства.
И было, было чему удивляться! На заре фотографии, когда при съемке на ярком солнечном свете требовалась выдержка в одну-две минуты (и, значит съемки должны были быть чаще всего постановочными) фотомастр Каррик добился невероятной смысловой – и, можно сказать, репортерской выразительности! И ведь вправду так: гляньте-ка на эти две черно-белые репродукции из тысячи снимков Каррика! Какое блестящее мастерство, какой художественный вкус, какое безупречное чувствование характеров, как ощутимо переданы атмосфера, оттенки уже далекого от нас времени! Какова социальная составляющая! Даже сегодня, когда процесс светописи мгновенный – а камеры просто технически чудодейственны – такой живописи,такой правдивости мало кто добивается…
Говоря короче, Каррик оставил потомкам не просто картинки – а социально – бытовой срез того времени, той эпохи, того состояния, которым был полон человеческий мир жителей нашего Поволжья (в основном – крестьянский мир). Бесценный, надо заметить, подарок!
И вот родилась в головах ученых людей из ульяновского НИИ экономики, истории и культуры (кажется, именно так называется это скороиспеченное учереждение) в общем-то неплохая мысль:
«.. а не затеять ли некий «проЭкт» (нынче такой продукт в моде – Ж.М.) в связи с тем, что Каррик не раз бывал в Симбирской губернии, что с той поры прошло уже чуть ли не сто пятьдесят лет… и не пойти ли нам по следам товарища Каррика – и нафотографировать современных симбирян»?
И пошло-поехало! «Поехало»- в самом прямом смысле. Был найден в Москве фотограф с именем Леонид Лазарев (в самом деле большой мастер фотодела); были обеспечены финансы, транспорт, собрана «команда» (тоже модное словечко – Ж.М.) – и покатила по симбирским и даже нижегородским весям эта научно-фотографическая компания… Катилась аж два года.
Конечно, с целью не только, полагаю, подражать удачным работам Каррика – но даже и (возможно) его превзойти…
Повторюсь: «Проэкт» выполнялся в течение двух лет. И вот как рассказывает об этом сотрудница вышензванного НИИ:
«. За время существования проекта было обработано и изучено 500 архивных страниц и фотографий, собрано более 50 устных свидетельств о самых сложных и неоднозначных событиях в истории ХХ века в нашем крае и создано более 60 высокохудожественных фотопортретов жителей Ульяновской области. 20 населенных пунктов региона стали точками маршрута.
«Спустя почти 150 лет после легендарной фотосессии русского фотографа шотландского происхождения Вильяма Каррика на Ульяновской земле создается галерея современных русских типов. Фотохудожник наших дней отражает жизнь простых людей нестоличной России. Среди его героев – представители разных народов, конфессий, поколений и занятий: хранительницы традиций и юнцы, ещё только вступающие в жизнь, счастливые мамы и убелённые сединами старцы. За два года частично был восстановлен путь фотографа позапрошлого столетия Вильяма Каррика, собраны воспоминания жителей Ульяновской области, выявлены удивительные истории и судьбы тех людей, для которых малая родина – не географическое понятие и не отметка в паспорте, а повседневная жизнь с её маленькими радостями и проблемами».
Добавлю, что «проЭктом» руководил московский фотомастер Леонид Лазарев.
Казалось бы, все О,КЭЙ! После победных реляций ,презентаций, передвижных показов и было решено (кроме всего прочего) издать фотоальбом…
И вот тут произошло нечто. На заседании рабочей группы Совета по книгоизданию, послушав сотрудников НИИ, познакомившись с представленными работами Л.Лазарева было почти единодушно не поддержано издание фотокниги, которая (по замыслу проектантов) должна была представить читателям и зрителям фотодокументы, повествующие о сегодняшней жизни земли Симбирской-Ульяновской и ее людей.…
Почему? А потому, что не увидели в представленных цветных фотоработах того,что оставил нам Вильям Каррик. То есть: социальной наполненности, натуральности, документальной точности, художественной правдивости.
Говоря короче: суровая ПРАВДА, которую увидел и запечатлел Каррик как-то вкрадчиво уступила место
ПОХОЖЕСТИ…
Говоря проще: помешал макияж. Да и оно и понятно: приукрашивание реальности – оно всегда способно сыграть плохую шутку даже с даровитым человеком.
А читатели «Симбирского глагола», сравнив публикуемые фотографии, сами могут решить кто тут прав …
Жан Миндубаев
николай полотнянко
Сама идея противопоставить две исторические эпохи — есть не более чем затхлый креатив, Каррик хорош сам по себе как художник, и рядом с ним любые цветные фотки современников проигрывают, кроме настоящих мастеров чёрно-белого фотоискусства, каким был Авксентий Галагоза, и ныне живущие Валерий Щеколдин и Сергей Юрьев. Последнему и надо было поручить составление альбома,у Юрьева отменный художественный вкус.
Жан Миндубаев
Согласен с дополнением .Именно черно-белое повторение – того же Юрьева,который усердно расхваливал “проЭкт”
(думаю, не по своей воле и не совсем искреннеа),МОГЛО БЫ СПАСТИ ЗАТЕЮ.,нО-УВЫ! У НАС ВЕЗДЕ ЛЕЗУТ УШИ АДМИНИСТРААТОРОВ…
Владимир I
А чем плохи эти снимки? В них – очень оптимистичный портрет нашего современника. “Точильщик” Каррика своим портретом отображает дух своей эпохи: мужицкой, бурлацкой – могучей, но дремучей. А современные портреты, особенно нижний, групповой представляет и выражением лиц, и, особенно, взглядом интеллектуальный оптимизм, связь поколений. Очень хороший снимок и никакого в нем макияжа.
Радий Губайдуллов
Идея интересная. Возьмусь сам за этот проект, только под другим названием. Имя Каррика уже заездили.
Алатырь вчера ,сегодня,завтра
На Улпрессу все таки относительно мало народа заглядывает. И интересные обзорные материалы с историческими фото, не получают широкой известности. А вот кпримеру районных Сурских вестях, вот уже несколько лет подряд ведется рубрика “Старая фотография” с подробными комментариями от авторов. Живая история района в лицах. С интересом, который уже год просматриваю эту рубрику в электронной версии газеты. Жаль, что такое только в одной районке.В других эпизодически. Фото связанные с историей Симбирской губернии, можно обнаружить не только у странствующих путешественников – фотографов доступных сейчас в собраниях интернета, но и в частных сохранившихся архивах. Из которых, фотографии представляющие исторический интерес, есть также смысл придать публичности.
Юрий
Миндубаев не первый раз плюёт в сторону НИИ. Видимо, ему, автору псевдоисторической трескотни и мастеру инсинуаций, не по нраву серьёзная и вдумчивая работа этого учреждения.
Жан Миндубаев
Не-ет, я за “серьезную и вдумчивую работу ” любого учреждения- включая самого себя. Я -против халтуры, как бы она себя не именовала. “НИИ о чем-то ” мне не по душе. Неужели вы , исследователи истории, не понимает разницу между талантом и творческим подвигом Каррика- и собственными потугами “пойти по его следам”? Уверен, что прекрасно понимаете- но ведь вы же вписаны в “креатив”,столь модный ныне среди новых маниловых… Если говорить всерьез, вы , работники упомянутого НИИ ,просто провалили великолепную мысль (уж не знаю, собственную или подсказанную вам). Если бы вы не “треножили ” фотомастера , если бы вы хотели показать сегодняшнюю жизнь региона и его людей- вы бы разве смогли обойтись без таких тем, как :
новый грандиозный мост через Волгу и его создатели;
новый Старый Венец; новые автодороги и их строители;
новые спортсооружения и сегодняшние спортсмены региона;
новые торговые сети и новый покупатель.
И еще тьма и тьма именно сегодняшних будней региона.Поняли: СЕГОДНЯШНИХ БУДНЕЙ И СОВРЕМЕННЫХ ЛЮДЕЙ НАШЕЙ ОБЛАСТИ!
Вы же просто отделались легковесным “вояжем по окрестностям” за счет бюджета.
Не так?
А еще я вам скажу,что я ВПЕРВЫЕ касаюсь вашей “работы” – хотя прекрасно знаю, что вы даже беллетристические труды местных литераторов пытаетесь “прикрепить” к научным достижениям своего ..ну. как назвать
ваше учреждение ? Не “карамзинкой “же!
так и живем все больще в гламуре и фестивалях
-Отлично ДЕД!
Поддерживаю Миндубаева
Отличный у него комментарий!
Муза истории
Ты бы хотя бы погуглил и узнал кто такой Леонид Николаевич Лазарев…
Читатель
Миндубаев, видимо, пытался присосаться к кранику упомянутого НИИ, но ему дали отлуп. Вот теперь он и оплевывает его. Хотя, если быть об’ективным, этот НИИ надуманное учреждение, дублирующие уже существующую систему научного осмысления экономики и культуры сибирского края.
Юрий
И какое учреждение занимается этим самым научным осмыслением, если не секрет? По моему мнению, аналогов НИИ в области нет. Институт уникален и нужен области, при этом, конечно, можно спорить о нужности того или иного проекта. Но Миндубаич давно гонит мутную волну на институт. Этот борец с советским прошлым и … истории, лишённый советской кормушки, носится со своими обидами как с писаной торбой, очерняя всех и вся вокруг. Кстати, советовался бы с сотрудниками института по вопросам истории, то, глядишь, меньше бы ахинеи было бы в его творениях. Хотя, теперь уже поздно, если придёт на порог, то назад дверь лбом откроет.
Читатель
Симбирского края, конечно.
Prohorov
Вот теперь понятно, почему появилась эта писулька.
Жан Миндубаев
“Читатель”, видимо, не один год провел в Сибири ( уж не на Колыме ли?)- и потому путает слегка Симбирск и Сибирь… Неудивительно: голод не тетка, может разум помутить . Вот и всех теперь меряет по себе – с пеленок привык к чему-то сытному присасываться. СКОЛЬКО ТЕБЕ НАДО, …?
Александр Андреевич
Да, Миндубаев, тебя хорошо приложили. Неспроста злобой исходить.
ВСе верно он написал.Симбирский Колобок
Он не злится, он пишет, что затея эта пустяшная.
Василий
Прочитал заметку автора и непонятно, чем он все-таки недоволен.
Жан Миндубаев
“Юрию”.В чем уникальность этого заведения? Историческим краеведением множество лет занимались и занимаются без всяких “институтов” многие именитые краеведы области.Вспомним Блохинцева, Сытина,Никитину,Марянина,Гауз,Трофимова – и еще многих и многих энтузиастов этого дела. А сотрудники краеведческого музея? А ученые наших вузов? Они бездельничают?
И что “энтот институт” сотворил за время своего существования? Что открыл чем удивил ,обрадовал, взволновал нас , деревенских?
Присвоевшему право судить
Одна из работ Каррика, опубликованная здесь, не относится к Симбирскому циклу. Лишь бы написать не разобравшись, а изучать вопрос и докапываться до сути – пусть этим другие занимаются. Для них у Миндубаева всегда напутственные слова найдуться.
николай полотнянко
У нас культурные проекты одобряют те, кто их предложил, в большинстве это креативный бред откуда-то сверху. И это объсняется тем, что русская культура по сути дела как бы находится под негласным запретом. Если бы она была живой и действующей, то многие проекты, вроде этого, просто не могли зародиться, потому что истинная народная культура зиждется на талантах и знатоках икусства, а не на всплесках креативных хотелок чиновников от культуры.
!!!
Это не креативный бред, а преклонение перед жителями области, воспевание их. Герои работ Л.Лазарева не смотря ни на какие трудности не утратили человеческое достоинство. Они не жалуются, а живут, работают, отдыхают.
Не здесь надо червоточинку ищите.
Испишавшемуся миндубаеву
Лазарев заслужил право шестидесятилетним служением фотографии иметь собственный взгляд на то как снимать и кого снимать. Его работы получили самые высокие оценки на выставках в США, Бразилии и он был назва в числе лучших фотографов мира зарубежными журналистами еще в начале 60-х годов прошлого века. И Ваше двурушничество, Ваше неискренность и по большому счету презрение к себе и любовь к людям хорошо известны, господин Миндубаев
Не к лицу продвигать себя и набирать капитал за счет унижения человека, который этого не заслужил и искренне любит жителей Ульяновской области.