4 и 5 ноября гостями нашего города стали талантливые и известные люди. Это московская художница с мировым именем Татьяна Назаренко, сценарист из Санкт-Петербурга Михаил Кураев и солисты Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии – народные артисты России Виктор Кривонос и Вера Васильева, заслуженная артистка России Ольга Лозовая и лауреат международного конкурса Владимир Ярош.

Они приехали по приглашению Управления культуры и организации досуга мэрии Ульяновска для того, чтобы горожане смогли познакомиться с их творчеством. Кроме того, визит стал поводом задуматься о более тесных творческих связях нашего города с этими деятелями искусства, которые, кстати, не прочь продолжить сотрудничество.

Михаил Кураев, писатель, кинодраматург, лауреат Государственной премии России, прибыл к нам с фильмом «Петя по дороге в царствие небесное».

Это был настоящий подарок, потому что картина, получившая в прошлом году главный приз 31-го Московского международного кинофестиваля, до обидного мало шла по телевидению, а в кинотеатрах нашего города не демонстрировалась совсем.

Сценарий к фильму по своей одноименной повести написал Михаил Кураев. Режиссер Николай Досталь постарался как можно бережнее отнестись к литературному материалу.

В основу сюжета легла история, которая произошла на глазах Кураева, тогда еще школьника. Дело было в Заполярье, на Кольском полуострове под Кандалакшей, где строилась первая в мире подземная гидроэлектростанция. Шел 1953 год, завершалась сталинская эпоха.

Жил в поселке странный персонаж по имени Петя. Дурачок, или, как говорили в старину, юродивый. Будучи уже вполне юношей, он остановился в своем интеллектуальном развитии где-то на уровне семи-десяти лет. По этой причине Петя самовластно взял на себя роль автоинспектора и полосатым жезлом останавливал машины, проверяя документы и исправность техники. Был он строг, честен и справедлив.

Ему по-доброму в этом подыгрывали все, от простого рабочего до начальника стройки. А милицейский начальник даже вырезал для Пети из дерева пистолет, поскольку тот давно просил выдать ему оружие, хотя бы без патронов. Непростые отношения у главного героя сложились только с полковником Богуславским, начальником лагеря для зэков, ревновавшим свою жену ко всем мужчинам поселка, включая и влюбленного в нее Петю.

История заканчивается трагически: юродивого во время погони за сбежавшим заключенным, в которой он принимал самое деятельное участие, по ошибке застрелили. И все из-за того, что Петя пошел тем путем, что главные догонялы…

Фильм отличает скрупулезность, даже в мелочах, в передаче атмосферы и примет эпохи. Получилось очень все достоверно. Впечатляет игра актеров, нет ни одной неудачи, даже эпизодические роли выполнены филигранно.

На встрече в кинотеатре «Люмьер», в библиотеках нашего города Михаил Кураев ответил на вопросы зрителей и корреспондента нашей газеты.

– Михаил Николаевич, поскольку повесть и сценарий созданы наоснове Ваших личных впечатлений, могли ли Вы оказывать влияние на выбор актеров, в частности, на выбор оказавшегося необыкновенно органичным актера-дебютанта Егора Павлова, исполнявшего роль Пети?

– Я был категорически против Егора. Петя, по моим представлениям, был другой. Павлов, он – румяный, красивый, располагающий к себе, а настоящий Петя был больной. Полюбить такого, что называется, в струпьях, гораздо труднее. Мне эта история представлялась более жесткой. Роль подошла бы молодому Смоктуновскому. Произошел мой главный спор с режиссером. Досталь сказал, что ему больного снимать не интересно. И – победил. Я это признаю и отдаю успех картины, прежде всего, ему.

Но все же режиссер выполнил мою просьбу подобрать исполнителя роли начальника стройки Коновалова под… папино кожаное пальто. Оно до сих пор у меня хранится и очень дорого мне. Я совместил в образе Коновалова и отца, и его предшественника на этой должности, и его друга – Ивана Ивановича Наймушина, впоследствии начальника Братскстроя.

– Вам самому фильм понравился?

– Многое удалось. Но я для этого фильма – самый скверный зритель, потому что помню, как все было на самом деле. Мне кажется, что атмосфера того времени передана, и в этом заслуга режиссера и съемочной группы. Мои же огорчения – исключительно мои. Когда я увидел на фестивальном просмотре в кинотеатре «Октябрь» на Арбате полторы тысячи человек, то со скепсисом подумал, сколько же зрителей останется к окончанию показа нашего фильма. Оказалось, что остались все. Это было приятной неожиданностью.

– Ваше сотрудничество с Досталем имеет продолжение?

– Мне он предложил написать сценарий для многосерийного телефильма «Раскол». Это XVII век, это царь Алексей Михайлович, это патриарх Никон, боярыня Морозова, Аввакум. События давние и чрезвычайно важные для наших умов и душ. Сценарий был написан, участвовал в этом и режиссер. Хотя предварительный договор с каналом «Россия» был на 16 серий, мне кинокомпания дала карт-бланш: «Пишите, сколько хотите!». Я написал на 26 серий. Из них мы сделали 16, но Досталь снял материала серий на 20: заказывали пальто, а вышел еще и костюм, и шапка. Сейчас заканчивается монтаж картины. Судить, что получилось, что не получилось – не берусь. Предположительно премьера должна состояться на телеэкране в первом квартале наступающего года.

– Почему такие фильмы, как Ваш «Петя…», имеющие гуманистическую и воспитательную направленность, над которыми нужно думать, размышлять, не доходятдо широкого экрана, особенно в провинции? Не все же любят голливудскую продукцию, у нас немало людей, которым интересно качественное российское кино…

– Барыш приносит похабщина, пошлятина, дешевка, и в культуре на это делается упор. Но что будет со страной в результате этого, во власти мало кто задумывается. Так же, как писатель «выращивает» своего читателя, так и изготовитель кинопродукции – своего зрителя. Но у того, кто воспитан на мордобое, пошлятине, уже «испорчен желудок», и он не переваривает хорошую литературу или кино, он не привык ни сочувствовать, ни сострадать. Искусство, к сожалению, становится развлечением – и весьма доходным.

– Есть ли желание приехать в Ульяновск еще раз?

– Нет желания уезжать. Только сейчас начинаю понимать, что бы я, не торопясь, хотел посмотреть в Ульяновске, с кем пообщаться. С некоторыми людьми появилось взаимопонимание. Город – старинный и современный с огромным потенциалом. И эта громада моста, символически связывающая прошлое и будущее…