Сегодня, 21 января, в день памяти нашего самого знаменитого на весь мир земляка, чья роль в истории продолжает вызывать ожесточенные споры, на вопросы нашего корреспондента отвечает Валерий Перфилов, заместитель директора Ленинского мемориала по научной работе.

– Валерий Александрович, постсоветской эпохе уже почти 20 лет, и, казалось бы, пора утихнуть страстям вокруг деяний и самой личности автора Октябрьской революции 1917 года в России. Но до сих пор приходится доказывать, что это был великий деятель. Не в пример нам, во Франции пришли к компромиссу в оценке Великой французской революции и тех, кто ее делал. Почему этого не происходит в России?

– Такие проблемы – во многих странах. Это было в отношении оценки Наполеона во Франции, Черчилля в Англии, гражданской войны Севера и Юга в США. Нужно время, чтобы найти согласие. Французам для этого понадобилось 200 лет. Что касается нашего земляка Ленина, то интересно мнение известного американского политолога и социолога Валлерстайна. Совсем недавно в российском журнале «Эксперт» была опубликована его статья о Ленине и ленинизме. С его точки зрения, время Ленина еще не наступило. Пока слишком горячи споры о нем, и история слишком часто используется в политической борьбе. Но году где-то в 2050-м, считает Валлерстайн, Ленин станет для России главной национальной фигурой. В доказательство автор находит целый ряд качеств Ленина, по которым ему нет равных. Например, в начале ХХ века наш земляк защитил Россию от интервенции и сохранил ее как целостное государство. Он же, создав «план ГОЭРЛО», стал основателем модернизации страны, – это, кстати, то, о чем сейчас много говорят. Или – тема растущего влияния Востока. Сейчас мы наблюдаем, как Китай, Индия и другие юго-восточные страны завоевывают лидирующие позиции в экономике, оставляя позади Европу и США и становясь центром цивилизации. Но еще в 20-е годы, когда стало понятно, что революции на Западе не будет, Ленин возлагает надежды на Восток. Известно, что именно его идеи и революция 1917 года вдохновляли на действия многих восточных национальных лидеров революций и движений. И это не полный перечень его заслуг. В целом, Ленин оставил в истории такой отпечаток, что выбросить его из нее или стереть в памяти народной невозможно.

– Знаю, что у Вас в музее собирают материалы о Ленине за рубежом и готовят фотовыставку на эту тему. Как относятся к нему на Западе?

– Единства в его оценке нет. Но там он – часть исторического наследия. В ходе подготовки выставки «Зарубежный Ленин» мы сделали для себя много открытий. Например, в Швейцарии имя Ленина стали использовать как бренд. До сих пор открываются памятники, ему посвященные. В частности, в прошлом году во французском городе Монпелье поставили трехметровую фигуру нашего земляка. Всего в ближнем и дальнем зарубежье насчитывается более двух тысяч ленинских монументов. А буквально на днях я получил письмо из города Лонжюмо во Франции. Там любители истории создали ассоциацию «Ленин в Лонжюмо». Они хотят наладить с музеем на родине Ленина связь и просят помочь им провести конференцию, посвященную 100-летию пребывания нашего земляка в этом городе. Вот так там хранят о нем память! Еще для меня является авторитетом Британская энциклопедия, которая написана лауреатами Нобелевской премии и которая стоит на полках во многих семейных собраниях и у политических деятелей. Ленину на страницах этой энциклопедии отводится достаточно большое внимание, и он оценивается как самый выдающийся политический деятель столетия.

– Сейчас его имя нередко вспоминают аналитики…

– Жизнь возвращается на круги своя. Пришел экономический кризис, и актуальность ленинских работ стала очевидной. К тому же, во многом наша российская современность напоминает время начала ХХ века, 1913 год. Тогда наша промышленность производила три процента от общего объема производства на планете. В период Советского Союза мы доходили до 20 процентов. Сегодня – опять три процента. Так что Ленин со своим анализом капитализма – он и в Африке Ленин. Кстати, там ему тоже поставили памятники.

– Похоже, попытки московского галериста Марата Гельмана перепрофилировать Ленинский мемориал в музей кино, вызвавшие бурю возмущений общественности в Ульяновске, не удались. Можно ли говорить об этом с уверенностью?

– В наше время уверенности нет ни в чем. Идея Гельмана не вписывается ни в какие рамки. Вместе с тем, благодаря ему мы еще раз обратились к теме будущего нашего музея. В ходе дискуссии было много откликов со всей России, и некоторые предложения показались дельными. Например, авторы писали нам, что в решении таких вопросов нужно прислушиваться не к чиновникам, а к народу. Конечно, музей должен развиваться, но не так, чтобы сегодня он имел одно направление, а завтра – другое. Тем более, если это такой музей, как наш, – единственный в своем роде не только в России, но и в мире. Он уникален. Специалисты говорят, что подобное тому, что мы имеем, теперь создать невозможно. Перспектива развития музея представляется в превращении его в музей истории ХХ века, в музей народной памяти о тех временах. Фактически на сегодня наш музей после некоторых музеев Москвы и Санкт-Петербурга решает актуальнейшую задачу: в его стенах люди ощущают себя частью большой страны – сначала СССР, а потом Российской Федерации.

– Звучит действительно злободневно после недавних, всколыхнувших страну, событий на Манежной площади…

– Да, стали вспоминать, что в СССР были попытки создания единого советского народа. Начали говорить о необходимости формирования общероссийского сознания, чтобы каждый человек ощущал себя россиянином. Это сложнейшая проблема. Частично она решена в США, а вот Европа с этим не справилась. В нашей стране идет негативный процесс рассыпания общей истории на истории национальные, местечковые. Есть музеи истории Татарстана, Чувашии, Мордовии и так далее, других регионов. В республиках стараются сделать более древним возраст своих столиц. Появляются своеобразные трактовки известных исторических событий. Например, на недавней видеоконференции между Казанью и Киевом ее участники договорились до того, что и монголо-татарского ига не было, что и церковь, и государство Русь получила от Золотой Орды. В результате этих процессов общероссийская история превращается во второстепенную.

– Поясните, а что такое музей народной памяти?

– Для нас важны не только выдающиеся деятели, а самые обычные люди. Причем эти обычные люди сами должны активно участвовать в создании музейных коллекций. Нам интересны предметы и документы, которые рассказывают, как жил народ, что ощущал и ценил, что и кого любил, за что и как боролся или не боролся и так далее. В музей присылают и приносят самые разные материалы. Из новых поступлений мы готовим сейчас выставку под названием «Все мы родом из детства». В чем ее суть? Человек должен ощущать себя частью большой истории. Чем она более древняя и полная, тем более прочный фундамент у человека, а значит, – и у государства. Если мы начинаем вырывать из истории страницы или говорить, что вот это плохая история, а это хорошая, то фундамент становится шатким. Нам нужно научиться у своих западных соседей так переосмыслить свою историю, чтобы она не вызывала раскол в обществе, а наоборот, служила единению. Конечно, процесс переосмысления сложен, и это можно видеть по передаче «Суд времени» на Пятом канале…

– Кстати, как Вам эта передача?

– Она интересна тем, что показываетуровень исторического сознания в обществе. Ситуация сложилась такая, что примерно десять процентов россиян навязывает свою точку зрения 90 процентам остальных жителей страны. Существует как бы две истории: одна для чиновников, другая – для народа. Такой разрыв – это плохо. Нужно, чтобы люди по основным положениями все же имели общее представление. Долгое время нас «держала» Великая Отечественная война. Но дело пошло таким образом, что и ее стали дискредитировать. Не так воевали! Молодогвардейцев представляют мелкими жуликами. Утверждают, что Александр Матросов по пьянке упал на амбразуру, что Ленинград не надо было защищать, и так далее. Началась острая борьба вокруг учебников, представляющих противоположные точки зрения. В результате в сознании молодежи полная неразбериха: не то выиграли мы войну, не то проиграли. И все это потому, что в историю вмешиваются политики, в то время когда историей должны заниматься историки.

– Любопытно, что по итогам голосования зрителей передачи «Суд времени», которые сидят не в студии, а у экранов своих телевизоров дома в разных уголках России, побеждает Кургинян с его просоветской точкой зрения. Получается, что в народе появилась ностальгия по советским временам. Это, кстати, проявляется в кино, театре, других видах искусств.

– С моей точки зрения, ностальгия – своеобразная историческая терапия. Советское лечит граждан от исторической невменяемости. Этим будет заниматься и наша выставка, о которой уже упоминалось, – «Все мы родом из детства». Вернее, это будет цикл выставок. Хотим связать эпохи, начиная от периода до 1917 года и до наших дней. На первой из выставок будут представлены игрушки, детские книги, открытки, фетиши, предметы быта и так далее. Будет тема и маленького Володи Ульянова. Надеемся, выставка будет интересна разным поколениям – от старшего до младшего. Это будет народный проект, созданный с участием народа, ведь Ленинский мемориал – народное достояние.

– А как насчет ремонта этого достояния?

– Не в моей компетенции заместителя директора по научной работе говорить об этом, но вроде должны в этом году выделить на ремонт 13 миллионов рублей. Мемориалу – 40 лет. Некоторые объекты той эпохи в Москве уже снесли. Наш мемориал строили из лучших материалов и лучшие специалисты. Как они говорили, здание рассчитано на 500 лет, но, конечно, – с ремонтом, с поддержанием. Это памятник ХХ века, его знают во всем мире, и все иностранцы обязательно посещают наш музей. Как рассказывал мне кто-то, вернувшись из Германии, его там спросили: «А как там у вас Ленинский мемориал поживает?..».

Беседовала Ирина Морозова