На очередном заседании Ульяновской городской думы подводили итоги социально-экономического развития города в первом полугодии текущего года, определялись с целями и задачами на оставшиеся шесть месяцев
Если говорить строго, то есть языком статистики, динамика в целом положительная. Предприятия и организации областного центра играют ведущую роль в экономике региона, во многом определяя ее тенденции. Большая часть инвестиционных и действительно инновационных проектов приходится на Ульяновск. В частности, по словам губернатора Сергея Морозова, выступавшего перед городскими парламентариями, «позитивная динамика экономического роста наблюдается по тринадцати ключевым показателям из пятнадцати, за исключением темпов роста отгрузки потребительских товаров и грузооборота предприятий транспорта». Но низкие темпы роста не могут не вызывать тревоги.
Судите сами: если в 2007 году за первое полугодие индекс промышленного производства крупных и средних предприятий города Ульяновска составлял 108,8%, то в текущем году — лишь 101,2. Объем инвестиций в прошлом году вырос в два раза, а в текущем — всего на 0,6%. (Это, кстати, беда не одного Ульяновска. Вышеуказанные показатели сравнимы со среднеобластными).
К разряду несомненных достижений Ульяновска можно, пожалуй, отнести рекордный — на 30 процентов — рост средней заработной платы (сейчас она составляет 12 350 рублей). Кроме того, здесь невысока доля убыточных предприятий (23,8%), низкий уровень официальной безработицы (всего 0,8%).
— Положительный эффект налицо, — заметил губернатор. — Но иначе, по большому счету, и быть не должно. Областной центр должен оправдывать свои претензии на лидерство во всем: и в экономике, и в социальной сфере, и в новом качестве муниципального управления. Что и говорить, достижение этих целей — все еще не ближайшая перспектива, хотя, если вдуматься, ничто, кроме пресловутого человеческого фактора, сделать это не мешает. Не может быть эффективной экономика вне эффективного менеджмента.
Ответы
Каким образом органы местного самоуправления могут влиять на ситуацию в экономике, содействовать ее росту и притоку инвестиций? Через создание условий для развития инфраструктуры, стабильную работу всех систем городского жизнеобеспечения, эффективное распоряжение муниципальным имуществом и землей, через качественное улучшение работы социальной сферы и обеспечение необходимого уровня безопасности. «Ключевая слабость» (Морозов, пожалуй, впервые употребил это выражение) в работе представительной и исполнительной власти города, по мнению главы региона, состоит прежде всего в отсутствии четкой и стройной системы в работе. Многое делается не в плановом режиме, а скорее — в режиме «пожаротушения», «латания дыр».
А когда нет системной работы, не видно и перспектив. На прошлой неделе правительство области утвердило концепцию стратегии развития региона до 2012 года и план по ее реализации. Ульяновск же до сих пор не имеет такой единой программы и стратегии развития. Вместо нее в городе имеется большое число разнообразных целевых программ, на которые зачастую средств не хватает. Их необходимо ревизовать и перенацелить на решение приоритетных социальных и инфраструктурных проблем, в полной мере обеспечив их финансирование.
Структура
Совершенно очевидно, замечает Сергей Морозов, что «эффективная работа органов местного самоуправления невозможна без адекватной структуры управления городом». Адекватной, то есть отвечающей современным требованиям и масштабным задачам ускоренного развития Ульяновской области. На региональном уровне только в этом году сокращается число государственных гражданских служащих более чем на 800 человек, объявлена и новая структура управления областью.
— А что происходит в этом отношении на уровне муниципальной власти города? — спрашивает губернатор. — Да ничего, по большому счету, не происходит! Тишина и покой. Хотя давно известно, что структура органов исполнительной власти города не соответствует федеральному законодательству, в частности 131-му Федеральному закону. Не понимаю, вы что, ждете реакции прокуратуры?
В городе масса болевых точек (дороги, ЖКХ, транспорт и прочие), за которые, получается, не с кого спросить — нет специальных комитетов, отделов по многим вопросам. Что мешает изменить структуру мэрии применительно к потребностям дня?
Депутатам рекомендовано более пристально следить и за нерадивыми чиновниками, «гребущими» под себя (есть факты по итогам проверки счетной комиссии), и за муниципальной собственностью. В соответствии со 131-м законом (статьей 50) сделать это нужно до 1 января 2009 года. И здесь тоже нужна системная работа, нужна программа действий.
— Если муниципальное имущество будет «исчезать», использоваться неэффективно и бесконтрольно, во многом ответственность за это будет лежать и на вас, уважаемые депутаты, — сказал Сергей Морозов.
Ответственность
Но настоящий «тормоз» в работе городских властей — длительные сроки выдачи документов, что «служит питательной средой для чиновничьего произвола».
— Давно пора раз и навсегда навести жесткий порядок во всем комплексе этих проблем. Так, например, как это сделали в Ростовской области, где в городе Шахты муниципалитет добился сокращения сроков прохождения всех документов с одного года до 39 дней. Съездите, поучитесь, как можно эффективно решать эти вопросы, — посоветовал губернатор.
Подводя итоги своего выступления, Сергей Морозов заметил, что дело за малым: «Четко выстроив приоритеты, системно и последовательно решать все имеющиеся вопросы, работать на результат». Причем, напомнил, что согласно указу президента России от 28 апреля, был утвержден перечень показателей оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (в нем — 30 основных показателей). До 1 сентября в списке появятся и дополнительные пункты. Это значит, что никакие отговорки во внимание приниматься не будут. В зоне ответственности власти находится все, что служит улучшению жизни каждого отдельного человека и, следовательно, общества в целом. И так будет.