Заведения, предлагающие “бормотуху” на розлив и навынос днем и ночью, в скором времени могут исчезнуть с первых этажей жилых домов. Уже 5 декабря законопроект о “наливайках” может быть рассмотрен на заседании Госдумы. Депутаты предлагают разрешить регионам ограничивать работу “наливаек” в жилых домах. Накануне “РГ” провела по этому поводу “круглый стол” с участием представителей парламента, бизнеса и общественности.

Шолбан Кара-оол, заместитель председателя Госдумы:

Нам надо соблюсти золотую середину: с одной стороны, на федеральном уровне закрепить возможность работы таких заведений до определенного времени; с другой стороны, дать право регионам, жильцам самостоятельно решать, можно ли работать таким точкам на первых этажах их домов сверх установленного времени. Чтобы и обеспечить население точками общественного питания, и оградить жильцов многоквартирных домов, где такие точки есть, от возможного ночного шума и беспорядков.

Не стоит думать, что такое решение чревато какими-то злоупотреблениями со стороны региональных властей – как будто они только и ждут, чтобы что-то украсть. Я долгое время работал на посту губернатора и знаю, что говорю.

Понимаю, что к проекту могут быть замечания. Но поступившие предложения обсуждаются ко второму чтению – пожалуйста, вносите и убеждайте депутатов в их целесообразности, чтобы ваши поправки могли стать частью закона.

Что касается отзыва минфина на этот законопроект (ведомство выступило против передачи полномочий по ограничению работы “наливаек” на региональный уровень. – Прим. ред.), то, как правило, финансовые структуры выступают со своей позицией через призму доходов. И при этом не учитываются последствия, связанные с алкоголизацией населения, потерей здоровья, ухудшением криминогенной обстановки. У нас будет довольно жесткий ответ на такие доводы.

Вячеслав Мамонтов, исполнительный директор Ассоциации производителей пива:

Такой формат продажи пивоваренной продукции в розницу формировался на протяжении 17 лет. Он имеет право на жизнь, у него есть свои потребители. Но часть недобросовестных участников рынка продает пиво без акцизов – в сегменте разливного пива это около 60-70%. А нелегальный оборот начал формироваться после того, как пиво попало в закон о госрегулировании производства и оборота алкоголя, который формировался прежде всего для контроля за крепкими напитками.

Сейчас пивоваренная отрасль в РФ регулируется настолько жестко, как не регулируется больше нигде в мире. Например, в Беларуси пиво не считается алкогольной продукцией. Именно с этой проблемой и надо бороться, чтобы дать возможность легальным производителям занять эту нишу. Не запрещать надо, а создавать условия, когда предприниматель будет заинтересован в выполнении налоговых, административных, законодательных требований. От этого выигрывают все – и потребитель, который будет пить безопасные напитки, и государство, которое получит больше налогов.

Игорь Бухаров, президент Федерации рестораторов и отельеров России:

Поскольку предприятие розничной торговли не имеет права продавать алкоголь после 23.00, ночью оно трансформируется в предприятие питания.

И на вынос оно может продавать. Хотя в СССР было нельзя. Под “наливайкой” подразумевается именно это.

Но давайте вспомним антиалкогольную кампанию, которую объявили в 1985 году, когда закрывали ликеро-водочные магазины, а спиртное запрещали употреблять. Перестали продавать? Еще как продавали. А в Советском Союзе самогоноварение было уголовно наказуемым преступлением. Но в деревнях через дом гнали самогон.

По оценке Минфина, доля нелегального пива на российском рынке составляет 10%. В разливном пиве она может достигать 80%

Проблема алкоголизации населения существует. Но мы понимаем, что закрытием “наливаек” мы ее не решим. Все это мы уже проходили. Почему люди идут в “наливайки”? Потому что там дешево. Покупательная способность населения не растет. Фитнес – дорого, бассейнов мало. Нужно сделать экономически выгодным выпуск качественной продукции – тогда мы сможем решить вопрос с нелегальным пивом.

Что такое “наливайки”

Владлен Максимов, президент Ассоциации малоформатной торговли:

– “Наливайка” – это объект розничной торговли, который мимикрирует под точку общепита. И в силу специфики законодательства он может это делать. Но и сейчас в рамках действующего законодательства есть регионы, которые прекрасно борются с “наливайками”. Например, в Амурской области их закрывают, разрывают арендные отношения с теми, кто дает им помещения. Если региональные власти хотят навести порядок, они это делают. Но всегда найдутся такие, которым будет мало полномочий.

Другое дело, что в законопроекте депутатов не прописано, что такое “наливайки” и чем они отличаются от реального общепита, который тоже продает пиво на розлив. Если уж хотите законодательных изменений, то надо начать с этого.

Мы столько лет боролись за то, чтобы на первых этажах хоть что-то открывали, чтобы люди могли цивилизованно где-то посидеть. В советское время были “автопоилки”, где кружка пива стоила 20 копеек. И когда они закрылись, люди стали пить на лестничных площадках. Мы к этому хотим вернуться?

Жильцы не хотят на первых этажах своих домов ничего – детские сады тоже шумят. Но одновременно они хотят, чтобы поблизости была вся инфраструктура. Города – это живой организм. Нужно найти консенсус