В Ульяновске – дефицит чиновников: из 759 штатных единиц в городской администрации вакантны больше 100 мест. В числе специалистов, которых не могут найти уже который год – главный архитектор с зарплатой до 119 999 рублей. По мнению экспертов, сегодня муниципальную службу можно назвать «беспокойной»: нет уверенности в завтрашнем дне – может прийти новый начальник со своей командой; не хватает ресурсов для выполнения обязательств; тормозит «межвед». Узнали о зарплатах и требованиях к чиновникам подробнее.

Актуальный перечень вакансий муниципальной службы администрации Ульяновска можно изучить здесь. Специалистов ждут во многих управлениях (по благоустройству, гражданской защиты, образования, по делам семьи, дорожного хозяйства, ЖКХ и прочего), а также в аппарате администрации. Зарплаты, увы, как сегодня говорят, неконкурентоспособные.

Для примера, сколько предлагают специалистам Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города. Обещан рабочий день с 8.00 до 17.00, «особые условия», соцпакет.

  • референт отдела жилищного фонда и контроля – от 16 095 руб. до 32 190 руб.
  • главный специалист-эксперт административно-правового отдела – от 25 887 руб. до 33 984 руб.
  • консультант отдела бюджетного учёта и отчётности – от 29 244 руб. до 38 570 руб.

В МБУ «Управление гражданской защиты г. Ульяновска» есть ставки с цифрами побольше. Например, водитель отдела главного механика – 39 000 руб, начальник отдела бухгалтерии – 49 500 руб, главный бухгалтер – 69 000 руб. А вот в «Городской специализированной похоронной службе» рабочему зеленого хозяйства 3 разряда обещают всего 19 597 руб.

– Водителям с грузовой категорией на коммерческом рынке предлагают 80-120 тысяч рублей. А тут, порой без выходных, со сверхурочными – в лучшем случае, 50 тысяч. Какой юрист, которому нужно будет работать со сложными документами, закупками, нормативными актами, пойдет на 40 тысяч рублей? Это, в лучшем случае, молодой специалист, а, скорее, совсем не специалист. А ответственность очень большая: если ты допустил ошибку в документе, и она ушла по цепочке наверх, это может грозить разбирательствами с прокуратурой, – рассказал, на условиях анонимности, один из сотрудников мэрии.

Не хватает людей и в Управлении информационной политики. Его начальник Андрей Шафиров рассказывает о трех вакантных ставках –  консультанта по взаимодействию со СМИ, референта и ведущего специалиста по обеспечению деятельности Управления.

– Готовы с радостью принять кандидатов! Работы много, она интересная. Зарплата – от 28 до 40 тысяч с учётом стимулирующих выплат. В основном людей пугает ненормированный рабочий день, необходимость работать в выходные. Плюс в нашем деле, помимо творчества, есть отчёты, аналитические справки, информационные материалы. Но без этого никак, это тоже работа. При этом мы готовы содействовать специалистам, направлять на обучение, развивать их навыки и способствовать приобретению новых компетенций. Плюс на муниципальной службе есть возможность получения различных классных чинов.От этого тоже зарплата увеличивается, – пояснил Шафиров.

Помимо специалистов старшей группы должностей, требуется главный архитектор. Обещанная зарплата – от 62 736 до 119 999 рублей, условия – ненормированный служебный день. Требования – наличие высшего профильного образования, не менее двух лет стажа муниципальной службы или стажа работы по специальности (для тех, кто имеет дипломы специалиста или магистра с отличием, в течение трёх лет со дня выдачи диплома – не менее одного года стажа муниципальной службы или стажа работы по специальности).

Ищут главного архитектора давно. Но претендентов на эту важную и сложную должность нет (напомним, Михаила Мишина, который ранее занимал это кресло, уволили в 2017 году).

В городской администрации пытаются проблему исправить. С октября планируется повысить ежемесячное денежное вознаграждение (должностные оклады) депутатов, главы города, муниниципальных служащих и иных работников на 15%. Плюс к этому, еще на 15% повысится ежемесячная надбавка за классный чин муниципальных служащих.

– Если не будем повышать зарплату своим сотрудникам, мы просто не сможем набрать новых работников. Самый большой вопрос сейчас стоит в учреждениях «Доррместрой» и «Центр по благоустройству и озеленению», – объяснили это решение в мэрии.

Глава города Александр Болдакин, напомним, получает сейчас на руки 193 тысячи рублей.

Еще один способ завлечь в чиновники молодежь – выплаты по договору о целевом обучении. Такой законопроект разработала ульяновская Гордума. «Договор о целевом обучении с обязательством последующего прохождения муниципальной службы будет заключаться между органом местного самоуправления и гражданином, и предусматривать обязательство гражданина по прохождению муниципальной службы в указанном органе местного самоуправления в течение установленного срока после окончания обучения», – говорится в документе. Будущего муниципального служащего хотят стимулировать соцподдержкой по результатам промежуточной и итоговой аттестации:

  • 8 000 рублей – если он успевает на «отлично», «хорошо» и «зачтено»;
  • 10 000 рублей – при условии успеваемости на «отлично» и «зачтено».

Закон предусматривает выделение из городского бюджета, начиная с 1 января 2025 года, денежного поощрения для 13 человек – с расчетом, что каждому достанется по 20 тысяч рублей.

Также до 3 сентября в мэрии принимают документы для участия в конкурсе на включение в кадровый резерв для замещения вакантных должностей муниципальной службы в администрации города, отнесенных к ведущей и старшей группам должностей (в частности, главных специалистов-экспертов различных отделов). Требований для «резервистов» достаточно много: наличие среднего профобразования, соответствующего направлению деятельности; профессиональных знаний основных документов, начиная от Конституции РФ и федеральных законов, до документов местного уровня. А также обладание рядом умений, которые очень ценятся и в бизнес-среде – принятия и реализации управленческих решений, ведения деловых переговоров, разрешения конфликтов, работы в условиях сжатых временных рамок и многих других.

Проблему с нехваткой чиновников подтверждает профессор, завкафедрой экономического анализа и государственного управления УлГУ Анатолий Лапин. По его словам, доля государственных и муниципальных служащих от общего количества занятых в Ульяновской области (а это 560-570 тысяч человек) – всего лишь составляет 3-5%. Для сравнения, в США этот показатель – в районе 15-20%.

– Для решения сложных проблем требуется большое количество людей, которые понимали бы что происходит и могли бы мониторить ситуацию, осуществлять регулирующее воздействие, вносить изменения в законодательство, чтобы вся система работала адаптивно и эффективно. У нас же вакансий в органах власти, начиная от рядовых позиций, до начальников отделов, становится больше. Причины – низкая входная зарплата, демографический фактор (сокращается количество выпускников и студентов, некому заменять тех, кто освобождает рабочие места по естественным причинам – заболевает, умирает, уезжает). Третий фактор – то, что органы власти и бюджетная сфера – это бюрократическая культура, где есть четкое понимание, какие внешние процессы будут влиять на количество новых ставок. Появление новых нацпроектов, целей, региональных задач требует дополнительных людей. Но, кстати, в целом в России госсектор большой: если рассматривать всех бюджетников, и чиновников, и врачей, учителей, сотрудников унитарных предприятий, госкорпораций, их доля составит 50% от занятого населения. В мире этот показатель – 25-30%, – пояснил Лапин.

Президент Ульяновского общественного Фонда «РАПИР» Дмитрий Травкин сам некоторое время назад был муниципальным служащим: он вспоминает, что тогда чиновников было в несколько раз меньше, а ответственность была выше:

–  Это были времена, когда даже каждый район Ульяновска имел свой бюджет. Сейчас я смотрю на все это со стороны, и думаю, что количество муниципальных служащих можно было бы уменьшить, и за счет этого поднимать их зарплаты, которые сегодня действительно неконкурентоспособные, особенно если брать их уровень и уровень ответственности.

По его мнению, текучка кадров в этой сфере обусловлена, в том числе, отсутствием траектории продвижения по муниципальной службе в зависимости от опыта и заслуг:

– Часто когда меняется руководитель, за ним приходят новые члены команды. Поэтому в нынешнем варианте муниципальной службы люди не очень уверены в своих трудовых перспективах. Это, скажем так, беспокойная служба: сложно прогнозировать личную трудовую карьеру в силу субъективности и даже вкусовщины.

Проблем, как отмечает Травкин много: на муниципальном уровне зачастую много обязанностей, но нет источников для их осуществления, дефицит финансирования. И одновременно есть примеры очень неэффективного расходования средств.

– Ощущение, что местное самоуправление в глобальном смысле сегодня немного потерялось. Муниципальная власть отличается тем, что она работает не только с проблемами, но и с людьми и самой территорией, которую нужно развивать комплексно, делать комфортной, безопасной. А большинство проблем связано с непреодолимым барьером в России – не налаженным межведомственным взаимодействием, когда, грубо говоря, за дороги отвечают одни, а за закрытие люков на колодцах на дорогах – другие. Так что те, у тех, кто приходит на муниципальную службу, просто нет уверенности в завтрашнем дне, – резюмирует Дмитрий Травкин.