Не знала, что математику выпускники этого года сдавали 4 июня: своих проблем хватает, сессия ведь, первая летняя сессия в жизни. Шесть экзаменов – тяжелые, объемные, так что волнуюсь, учу. Но уже три из них позади и сданы отлично, а я вырвалась в Димитровград к родителям. И представьте себе, проснулась рано утром 4 июня со слезами и криком: приснилось, что сдала ЕГЭ по математике на тройку, осталась без золотой медали и не поступила в выбранный вуз…

Но кошмар прогнала мама, сказав, что сегодня ЕГЭ по математике у тех, кто учится в школе после нашего выпуска, а я на днях сдаю экономику на журфаке МГУ. От счастья я не находила себе места и сочувствовала выпускникам. Надо же, даже почувствовала, что ребята сдают в этот день математику!

Уверена, что о ЕГЭ лучше рассуждать из моего настоящего. О едином государственном как о страшном прошлом. О страшном, сложном и ответственном, как и любой выпускной или вступительный экзамен. На такой ошибке невозможно научиться, потому что за нее приходится заплатить своим непоступлением-туда-куда-хотел, а в худшем случае – вообще непоступлением в ближайший год (результаты «яги», как ее шутливо абитура называет, действуют на протяжении этого срока, который кажется практически длиною в вечность).

С другой стороны, лучше сдать все однажды, в родном городе. Потому что столкнувшись с проблемой ЕГЭ при поступлении летом-2008 в РУДН, я поняла, как ужасно сдавать его в извращенно-усложненной форме, когда вуз ужесточил свои требования к школьникам-абитуриентам, порядком измотавшимся от проверки знаний, иссякающих нервов и способностей быстро мобилизовывать внимание, переключаясь на разные формы экзаменов. Возмущаться все-таки нечего. Зажаться и сдать усредненный вариант здесь, дома, а не навороченный экзамен в месте, куда тебя привели мечты.

В марте моего одиннадцатого класса, когда объявили об обязательной сдаче математики, я сама билась в истерике и собиралась подать в суд из-за несправедливости. Тогда моей мечте о студенчестве в Москве грозила математика. Обязательная для всех и таки нас постигшая. Одинаковая для гуманитариев (поверьте, для нас алгебра с геометрией казались сущим адом, готовым перечеркнуть поступление) и математиков. Мы, гуманитарии, готовились по стандартным сборникам, математики решали олимпиадные задания, а в итоге листы с задачками на ЕГЭ получили одинаковые. Сдали большинство, большинство же и поступило в выбранные вузы.

Нынешнее поколение выпускников активно выступало против сдачи английского, а его нужно было сдавать лишь по выбору. И лишь тем, кто собирается на гуманитарные факультеты. Протестовать глупо и странно: все равно иностранный сдавать придется. Ваша буря эмоций и протест мне не очень понятны, ребята! Вы же давно знали предметы, которые придется на вступительных писать-рассказывать. Тем не менее, вы не собираетесь митинговать перед университетами, требуя для вас отменить сложенную традициями и необходимостью программу экзаменов. Просто учите и верьте, что все делаете правильно. Если не учили иностранный с младшей школы, а в списке обязательных для вашего вуза он есть, метаться уже поздновато – проще выбрать другой профиль. А без иняза на журфаке, филфаке, юрфаке и экономике сегодня определенно делать нечего. Особенно если одногруппники не по разу бывали в Париже-Лондоне-Берлине… Да и вообще, хотим мы или нет, особенно английский делает нас наделенными важным и модным качеством – конкурентоспособностью.

На мой взгляд, в ЕГЭ есть только одна проблема. Нет, не волнение сдающих! А некомпетентность. Составителей заданий и тех, кто их проверяет. На апелляции некоторые эксперты в прошлом году не могли объяснить найденных в наших работах ошибок. Почему серьезные преподаватели показались неубедительными для всех пятерых димитров-градцев (у всех у нас были пятерочные работы, но баллов нам было маловато), приехавших на апелляцию?! Конечно, просто небо и земля: просмотр работ и апелляция на ЕГЭ в области и на подобного рода так называемом «экзамене в форме ЕГЭ» или на сложном сочинениии (здесь вуз может варьировать задания) в университетах Москвы. Вузы неслабые – МГУ, МГИМО, РУДН, РГСУ. Я старалась смотреть все свои экзаменационные работы в вузах, и это не обижало приемные комиссии. С тобой доброжелательно и спокойно говорят авторитетные и умные люди, декан или старший преподаватель, которые подробно изучили и задание, и работу. В их глазах – искренне желание понять тебя и объяснить ошибки. Сразу видишь все свои промахи и сильные стороны, соглашаешься и выходишь с просмотра как после работы над ошибками. Не поверите, но советуют подавать на апелляцию и реально повышают баллы не единицам. Хотя для вузов это менее выгодно и меньше нужно, чем твоим областным проверяющим. Да, конечно, здесь сказывается отсутствие опыта по проведению ЕГЭ в Ульяновской области. Это обидно, ведь страдают дети: кому-то место под солнцем достанется, а кто-то скроется в тени… Вот такие ощущения остались от прошлогоднего ЕГЭ по русскому языку и апелляции на него.

С грустной улыбкой на лице многие замечают: «ЕГЭ придумали для того, чтобы кто-то работал на заводах». Пожалуй, отчасти это так. Я за то, чтобы сдавать его на местах, но вообще-то, в принципе, против ЕГЭ. Зачем эти глупые американские непонятные системы. В любом месте учебы важнее творческий потенциал, серьезные нестандартные знания и умение размышлять. Логически. И авторски. Все равно всех под одну гребенку не зачешешь! А так, извините, получается, что троечник набирает 90 баллов, а отличник на краю 60-ти. Потому что сплошной примитив в ключах к заданиям, на которые ссылается проверяющая комиссия, порой не желающая думать в той же степени, как и тот, кто ЕГЭ придумал.

Только тайное становится явным, а манная каша упадет как прохожему на голову в «Денискиных рассказах», так и декану на стол личным делом. Все фальшивые отличники, дутые медалисты, странные олимпиадники выявляются в первом семестре. И на сессии. Они нежизнеспособны. Стобалльные результаты иногда превращаются в пустую клетку в зачетке и грозном: «Придете на пересдачу». Настоящие гении есть. Как есть они и на предметных олимпиадах, и на ЕГЭ. Но случайные люди-победители – подтверждение правил игр разума. Сейчас, когда все вузы России обязаны принимать региональных призеров олимпиад и стобалльников ЕГЭ, идет война, борьба. Мозгов, авторитетов и кошельков. Как ни прискорбно.

Когда это все, слава Богу, за плечами, мы жалеем всю абитуру, а нашего журфака особенно, которой придется сдавать ЕГЭ по русскому и иностранному языкам, литературе. И понимаем, что лучше сессия каждые полгода целых пять лет, чем ужасы поступления раз в жизни.

За это время я начала относиться спокойнее к результатам ЕГЭ и олимпиад. Как смогла. Я учусь среди лучших и с лучшими. Самое главное – не места и баллы, а знания. Которые нужно проявлять. Если поступишь. Когда возьмут. Ничего нет объективнее времени. Жизнь докажет и показывает. А сейчас – удачи тем, кто будет сдавать ЕГЭ, защищать честь свою и школ на областных олимпиадах. Ваши старания, силы, переутомленные мозги и раскачанные нервы будут стоить того, к чему вы стремитесь. Если вы сможете все выдержать!

Алина БЕЛИНИТЕ, первокурсница журфака МГУ