В ходе работы над очередным томом издания «Города и поселения Ульяновской области» сотрудники АНО «ЦСИ Ульяновской области» весной, летом и осенью выезжают для сбора фотоматериала в новую книгу. Мы стараемся заехать в каждый населённый пункт, даже заброшенный. Видим архитектурные памятники прошедших веков, усадьбы, действующие и покинутые храмы, каменные дома зажиточных крестьян начала ХХ века. Но есть населённые пункты, которые достаточно молоды, где нет таких памятников прошлого. И кажется, что не найдётся ничего, чем можно было бы порадовать читателя, каких-то признаков уходящей старины, но в этот момент, обычно, ульяновская глубинка преподносит сюрприз. Так было и в Инзенском районе, богатом на храмы в отдалённых сёлах (Городищи, Панциревка и др.). Посёлок Глотовка не относится к числу таких старинных населённых пунктов: он является следствием индустриального развития страны. Основан был при железной дороге в 1899 г., церкви не имел, перетягивал на себя не только население соседних деревень, но и перенял название одной из них. С тех времён есть водонапорная башня при станции – и, казалось бы, всё. Но неподалёку, при мемориале ветеранам Великой Отечественной войны установлен необычный экспонат – бронированная машина АТ-П (артиллерийский тягач полубронированный). Знатоки бронетехники СССР могут указать нам, что эта машина более поздних времён, принята на вооружение в 1954 г., и её нахождение при мемориале ветеранам ВОВ необоснованно. Но позволим себе поспорить с подобным мнением: установка АТ-П на постамент весьма символична, хотя символизм этот получился, возможно случайным. Именно таких машин не хватало СССР в 1941-1945 гг. Предоставим в обоснование слово историкам. Вот что о роли скоростных артиллерийских тягачей говорит к.и.н. А.В. Исаев: «Постоянно сравнивают количество танков у нас и у немцев, где мы имели практически пятикратное превосходство. Но ведь можно сравнить и количество скоростных артиллерийских тягачей. Картина получится совсем другая: у нас – ноль, у немцев – вполне достаточно для оснащения всех подвижных соединений… Пока наша артиллерия была еще на марше, немцы, обладая меньшим количеством стволов, «выбрасывали» по нашим позициям, например, в ходе летних боев за Ржев и Сталинград, по 1000 тонн боеприпасов в сутки… Но у нас не было ни времени, ни возможностей, чтобы успеть [разработать и поставить на крупносерийное производство такие машины] к 22 июня. А объективно богатая Германия над проблемой тесного взаимодействия танков, пехоты и артиллерии начала работать еще в начале 30-х годов» [1]. Сколько было техники, подобной более позднему АТ-П, у нашего противника? Возьмём данные только по полугусеничным тягачам, которые уже выпускались к 1941 году, приведя для сравнения и характеристики нашего экспоната из Глотовки. С 1933 по 1945 гг. было произведено 42615 только полугусеничных тягачей! И каждый из них мог транспортировать орудие, калибром не уступающее танковому орудию РККА в 1941 г., а чаще – превосходящее по калибру. Именно поэтому считать одни лишь танки в противостоящих друг другу соединениях, оценивая события 1941 г., в корне неверно. И это данные без учёта колёсных тягачей, тягачей, изготовленных на базе «Сталинцев» (в обилии захваченных в 1941 г.), полугусеничных машин, запущенных в производство после 1941 г. Тягачей было настолько много, что тысячи шасси Германия смогла направить на переоснащение под бронетранспортёры. Отечественные же разработки пришлось отложить в пользу развёртывания выпуска танков. Поэтому ситуация и в середине войны была в этом отношении не радужная. «Маршал артиллерии H.H. Воронов в своем докладе по итогам Курской битвы даже утверждал, что от 30 до 40 % истребительно-противотанковых полков и бригад имели лишь конную тягу» [3]. Поэтому большое значение имели победы под Москвой, Сталинградом, Корсунь-Шевченковским: помимо человеческих жертв, вермахт лишался в котлах и при отступлении большого количества техники, теряя ресурсы для организации подвижных соединений. Если обратить внимание на технические характеристики нашего АТ-П, то мы увидим, что Советская армия получила машину, делающую артиллерию мобильной на уровне лучших европейских образцов, а в чём-то и лучше [4]. АТ-П имел противопульную броню, был штатно вооружён пулемётом Горюнова, развивал 50 км/ч при полной загрузке. Тягач получился очень удачный, надёжный: машина была снята с вооружения лишь в 1998 г. Именно такого тягача не хватало в 1941-1945 гг., над подобной машиной работали до войны, но не успели – слишком большим было преимущество у Германии по этому классу разработок. Экспонат из Глотовки, если достаточно знать о нём, может быть использован для того, чтобы рассказать современникам о том, что такое война моторов, с чем сталкивались наши ветераны, чего им не хватало в бою, как трудно было победить такую технически развитую страну как Германия. Больше информации – значит больше осознанного уважения к подвигу предков, просвещённого патриотизма, а это особенно важно в год 75-летия Победы. Статью подготовил специалист Центра развития истории и культуры региона АНО «ЦСИ Ульяновской области» Ошкин В.В.
Литература.
Солянкин А.Г. «Отечественные бронированные машины. XX век Том 3» Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|
|
Мазафака
Устал смотреть. Слишком много фотографий выложили.
Это остатки более развитой цивилизации!
..вам,ЗАпутинцам,осталось на неё только смотреть!
Директор
Много текста, для объяснения данного экспоната в Глотовке достаточно одной фразы – “Не хватило для памятника Т-34”
Ветеран
Под именем праздника сколько денег зря угробят… И кто только этим не занимается?… Это Ано себе занятия ищет…
???
Кто автор идеи памятника? Кто архитектор)? Когда установлен?
Про “експонат Зверь””
Вес 5,5 тонн. Тягал за собой орудия, разные, калибра до 100 мм. Экипаж 3 чел.Десант(расчет орудия) 6 чел.Кузов укрывался брезентом.Компактная машинка без удобств. Но в поле, и в бездорожье то самое. Боекомплект 7,62 мм “Дегтяря” 1000 патронов (4 коробки). Мотор постоянно бензиновый, в войну от ЗИС-5. С 1957 го от зил 157 и БТР -152.Тоже самый, зисовский но форсированный со 110-ти до 130 л.с.Скорость по грунтовке 50 км час. Расход топлива под сороковник А-66.